Взгляд
20 ноября, вторник  |  Последнее обновление — 20:12  |  vz.ru
Разделы

С кем была бы сегодня Галина Старовойтова

Андрей Бабицкий, журналист
Галина Васильевна была приятным в общении человеком – воспринимавшим нас, журналистов, как своих союзников. Но в той области, где Галина Васильевна была дипломированным специалистом, и она сама, и ее соратники наломали немало дров. Подробности...

Почему Порошенко не стоило связываться с религией

Сергей Худиев, публицист, богослов
Когда две трети людей, которых вы хотели единою светлою волей сковать, просто отказались играть с вами в эти игры – назвать это успешным объединением трудно. В чем причины такого провала? Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Куда позовет труба Макрона и Меркель

Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Идея, с которой носится Макрон как со своей собственной и которую благосклонно приветствует Меркель, вообще-то заложена в Договоре о создании Евросоюза. Так как насчет двух армейских структур? Выдержит ли Боливар двоих? Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

    В РЖД показали новые плацкартные вагоны

    Российская студия представила новые вагоны с зонами персонального комфорта, созданные на базе общих и плацкартных. Согласно задумке, пространство должно отвечать всем запросам пассажиров. Внутри вагонов появится возможность отгородиться от соседей. В эксплуатации новые вагоны появятся в 2019 году
    Подробности...

    В Калифорнии произошел самый разрушительный за историю штата пожар

    Самый разрушительный за всю историю штата Калифорния лесной пожар охватил почти 45 тыс. га. Пламя уничтожило несколько тысяч строений, эвакуированы более 300 тыс. человек, в округе Лос-Анджелес – 170 тысяч. Погибли более трех десятков человек, о судьбе 228 ничего не известно
    Подробности...

    В России отмечается День народного единства

    В воскресенье в России отмечается День народного единства. По традиции Владимир Путин в сопровождении религиозных лидеров возложил цветы к памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади в Москве
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:США ввели новые санкции против России

        Главная тема


        Почему миллионерам не следует комментировать прожиточный минимум

        прожиточный минимум


        «Жители блокадного Ленинграда» рассказали Лаховой о влиянии голода на память

        спорт и отдых


        В Германии объяснили причину «безудержного пьянства» русских туристов в Турции

        «У них какие-то проблемы»


        Четыре российских истребителя не могут покинуть Уcинск пятый день

        Видео

        «философии управления»


        Названо «значительное преимущество» «Абрамсов» перед российскими танками

        война газопроводов


        «Северный поток – 2» отвлек внимание США от «Турецкого потока»

        символ изобилия


        «Миф о колбасе» напомнил о развале СССР

        общественное мнение


        Почему у довольных жизнью россиян пропадает социальный оптимизм

        «провальный мэр»


        Киеву уготована печальная участь

        «Закат Европы»


        Владас Повилайтис: учитель гимназии предсказал конец западной цивилизации

        «Отставка Мюллера»


        Дмитрий Дробницкий: спецпрокурор США вмешивался в политику Великобритании

        «Ошибка Порошенко»


        Сергей Худиев: президент Украины попробовал командовать церковью

        на ваш взгляд


        В 1956 году СССР и Япония подписали декларацию, которая предусматривала передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан после подписания мирного договора. Должна ли Россия выполнить обязательство СССР и вернуть Японии два острова?

        Эстонцы призовут роботов к закону первыми на планете

        Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред   4 октября 2017, 12:36
        Фото: Remo Casilli/Reuters
        Текст: Владимир Веретенников

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Эстония может стать первой в мире страной, принявшей закон о регулировании деятельности роботов. Маленькая республика достигла больших успехов в деле внедрения передовых технологий в повседневную жизнь, а теперь хочет стать и юридическим новатором в области робототехники. Но как эстонцам это удалось и зачем вообще призывать роботов к закону?

        Как известно, первые три закона робототехники сформулировал писатель Айзек Азимов. В его изложении они звучат так:

        «Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред. Робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам».

        Эти законы оказали огромное влияние на развитие научной фантастики как жанра, при этом предполагалось, что со временем они должны будут перейти в реальный мир. Похоже, что будущее вот-вот наступит – необходимость разработки закона о поведении роботов стала ключевой темой заседания специальной рабочей группы, в которую вошли представители эстонской Госканцелярии (ее можно назвать аналогом Администрации президента в РФ) и министерства экономики и коммуникаций.

        Впереди планеты всей

        Сейчас в республике успешно развивается стартап Starship Technologies, производящий роботов-курьеров. Каждый такой робот представляет собой тележку на шести колесах и способен доставлять грузы весом до 10 килограммов. Открыть крышку грузового отсека может только заказчик, которому известен код замка.

        Каждый робот-курьер снабжен мигалками, габаритными огнями и идентификационным номером, на котором указаны данные и номер телефона пользователя (каковым может быть лицо, перешагнувшее восемнадцатилетний возраст). Он способен передвигаться по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам, а автомобильные дороги пересекает по пешеходным переходам. Механических курьеров подвергли изощренному тестированию на улицах Таллина. В общей сложности они повстречали на своем пути свыше 400 тысяч человек и без происшествий преодолели более 8000 километров.

        Проект действительно многообещающий. За последнее время стартап привлек инвестиций на общую сумму в 17,2 млн долларов со стороны автоконцерна Daimler и других крупных мировых компаний (Shasta Ventures, Matrix Partners, ZX Ventures, Morpheus Ventures, Grishin Robotics, Playfair Capital, HOF Capital и других). При этом Daimler помогает эстонцам не только финансово, но и технологически: в сентябре прошлого года знаменитая немецкая компания представила на технологической выставке CES прототип Robovan – микроавтобуса, способного перевозить до восьми роботов-курьеров одновременно.

        «Starship Technologies подтвердила жизнеспособность идеи наземной роботизированной доставки, показав, что это может быть реальным уже сегодня», – заявил основатель компании Shasta Ventures Роб Конибир, объясняя веру инвесторов в эстонский проект. По словам генерального директора самой Starship Technologies Ахти Хейнла, инвестиции позволят стартапу выйти на новые рынки. В прошлом году шестиколесные роботы, которых теперь довольно часто можно увидеть в Таллине, уже прошли испытания в городах Великобритании, Германии и Швейцарии.

        Еще одно ноу-хау эстонской столицы – «беспилотный» общественный транспорт. Пока что в рамках эксперимента.

        Минувшим летом успешно завершились тестовые испытания по перевозке пассажиров на автоматизированных мини-автобусах Easymile, работающих без водителя и вмещающих восемь человек. Данные машины были закуплены у французской фирмы DSV, но часть работ по проекту выполнила эстонская фирма Guardtime.

        За месяц два «беспилотных» автобуса, следовавших в связке друг с другом, «накрутили» 1300 километров и перевезли примерно 5500 человек. Правда, в каждом из них находился сопровождающий, рассказывавший пассажирам о тонкостях новой технологии передвижения. Он же убеждал таллинцев в том, что передвигаться в наземных «беспилотниках» совершенно безопасно.

        Стоимость пилотного проекта самоуправляющихся автобусов составила порядка 100 тысяч евро, причем две трети этой суммы покрыли частные партнеры. В следующем году автобусы-автоматы появятся на улицах эстонского города Пярну. Кроме того, эстонская фирма-оператор Milrem намерена использовать их в рамках проекта Tallink Shuttle, осуществляемого совместно с паромным оператором Tallink. Проект софинансируется эстонским представительством американского концерна Microsoft.

        «Технология беспилотных автомобилей находится еще в зачаточном состоянии, однако развитие искусственного интеллекта происходит очень быстро. Стремительное развитие технологий упрощает повседневную жизнь людей, предприятий и государств», – удовлетворенно подытожил советник по цифровым инновациям Госканцелярии Мартен Каэватс.

        Стоит подчеркнуть, что Эстония стала первой страной Евросоюза, законодательно разрешившей использовать на своих дорогах беспилотные автотранспортные средства – правда, с рядом ограничений. Соответствующий закон был утвержден парламентом страны еще в марте и был абсолютно необходимым шагом – иначе первый же полицейский обязан был любыми способами остановить автотранспорт, передвигающийся без водителя. При этом всячески подчеркивалось, что уже к 2020 году будет преодолена граница между научно-техническими экспериментами и серийным производством.

        Четвертый закон робототехники

        В кабинете министров считают, что, если Эстония первой примет закон о полностью автоматизированных транспортных средствах, это привлечет испытателей, а вместе с ними и многомиллионные инвестиции. То есть республика послужит миру в качестве полигона для «обкатки» роботов и окажется «в авангарде технической революции».

        Следующий шаг – разработка закона о деятельности роботов, распространяющегося не только на самоуправляемые автомобили, но и на других «детей» робототехники.

        «Для того, чтобы в будущем законы были более простыми и понятными и чтобы не приходилось постоянно вносить в них изменения, возникла мысль заняться искусственным интеллектом в более широком смысле. Главный вопрос заключается в степени ответственности этого интеллекта», – говорит Мартен Каэватс. Поэтому в фокусе внимания рабочей группы создание нового правового субъекта, так называемой электронной личности.

        Это позволит определить степень ответственности робота, например, в случае ДТП. И меру ответственности тех, кто попытается использовать роботов в противоправных целях.

        По мнению представителя адвокатского бюро Triniti Кармен Турк, подобный закон необходимо принять как можно раньше – робототехника развивается стремительно. Например, в ближайшем будущем, скорее всего, появятся роботы-опекуны «Они помогают пожилым людям, а также людям с травмами. Поднимают их с кроватей, помогают передвигаться и прочее. Потом они начнут покупать в аптеках лекарства для своих пациентов», – говорит Турк.

        С точки зрения Каэватса, если Эстония сумеет полностью довести до ума и принять закон о роботах в течение ближайшей пары лет, она однозначно опередит в этой сфере все страны мира.

        При этом официальные эксперты пока что деликатно умалчивают о нюансе, который уже вовсю обсуждается в Сети – о скором появлении роботизированных секс-кукол. А ведь их деятельность, судя по всему, тоже придется регламентировать законодательно.

        Первые примеры реформы правового поля под роботов уже есть. Закон об автобусах-беспилотниках упоминался выше (в остальном действуют правила традиционного транспорта, например, в салоне запрещается употреблять еду и спиртные напитки). Что до почтальонов, согласно юридическому определению, предложенному экономической комиссией парламента, «роботом-самоходом» является автоматически двигающееся транспортное средство, использующее для движения информацию об окружающих условиях, полученную при помощи датчиков. Скорость его движения не должна превышать шесть километров в час.

        В республике уже столкнулись с новой разновидностью ДТП – с участием робота. Недавно была обнародована запись видеорегистратора, на которой видно, как шестиколесный робот-курьер, пересекавший пешеходный переход на зеленый свет светофора, был сбит поворачивающим автомобилем. От удара робот перевернулся на бок, но, видимо, не пострадал – когда техник поставил его на колеса, курьер вернулся к выполнению своей миссии.

        Коммерческий директор Starship Technologies Аллан Мартинсон заявил, что вина за происшествие полностью лежит на водителе. «Когда горит зеленый свет, то водитель должен пропустить пешехода, велосипедиста и робота», – подчеркнул он. 

        В августе имел место и вопиющий случай – пьяный эстонец в Таллине атаковал робота, доставлявшего посылку. Минувшим летом государственная почтовая компания AS Eesti Post тоже начала тестирование роботов-курьеров. Один из них и подвергся нападению – срывая злость из-за каких-то личных проблем, агрессор несколько раз врезал по корпусу безответного почтальона с ноги, а потом побил еще и получателя посылки. На место происшествия оперативно прибыли скорая и полиция. Хулигана скрутили, пострадавшему оказали первую помощь, а робот отправился по своим делам.

        В настоящее время Эстония является страной – председателем в Совете ЕС. Одной из главных задач своего председательства Таллин называет максимальное внедрение новых технологий на территории содружества и в конце сентября принял соответствующий саммит. Разумеется, для Эстонии лестно почувствовать себя флагманом Европы на пути к сияющим вершинам технологического прогресса. И это, как ни крути, куда как лучшая ассоциация со страной, попадающей в российские СМИ в основном по причине национализма, проблемы неграждан, закрытия русских школ и антироссийской риторики властей.

        Другое дело, что в области законодательного регулирования роботов Эстонию в итоге может опередить та самая ненавистная Россия. Как заявил неделю назад спикер Госдумы Вячеслав Володин, российские депутаты в ближайшее время тоже уделят внимание вопросам регулирования отношений человека и искусственного интеллекта. И это «приоритет».


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............