Взгляд
5 июля, вторник  |  Последнее обновление — 00:26  |  vz.ru
Разделы

Как определить бездарного режиссера

Ольга Андреева
Ольга Андреева, журналист
Если сложить три нолика, получится ноль. Так говорит алгебра. Но ведь мы живем в России. У нас, если складывать трех представителей творческой интеллигенции с нулевыми дарованиями, почему-то всегда получается современное искусство. Подробности...
Обсуждение: 14 комментариев

Как Донбасс и Украина воюют марками

Алексей Зензинов
Алексей Зензинов, сценарист, драматург
Пока украинцы тиражируют собственные фантазмы, «Почта Донбасса» отпечатала марку «Zакат нацизма», посвященную специальной военной операции на Украине. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Украина переходит к диверсиям

Сергей Козлов
Сергей Козлов, ветеран спецназа
Украинские спецслужбы в полной мере используют технологии вербовки, которые использовал ИГИЛ, что указывает на то, что и здесь за всем стоят американцы и англичане. Подробности...

Представлена новая купюра 100 рублей

Банк России представил модернизированную сторублевую банкноту. Подход к оформлению купюры изменен – городскую тематику сменила региональная. Новые сторублевые купюры в течение 10 лет заменят собой в обращении банкноты предыдущих модификаций
Подробности...

Сильные ливни в Крыму привели к паводкам и подтоплениям

В результате сильного ливня в Крыму река Салгир вышла из берегов и затопила пять поселков в Симферопольском районе. Так же подтопило и часть Симферополя. В ликвидации последствий задействованы сотни спасателей, введен режим ЧС. Из домов эвакуированы 42 человека
Подробности...

Сотни поклонников пришли проститься с Юрием Шатуновым

На Троекуровском кладбище Москвы прощаются с бывшим солистом группы «Ласковый май» Юрием Шатуновым. Сотни поклонников, близких и знакомых артиста выстроились в длинную очередь к траурному залу, пришедшие хором пели песни любимого певца. Шатунова кремируют и похоронят на Троекуровском кладбище в Москве 28 июня
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Финляндия и Швеция завершили переговоры о вступлении в НАТО

    Главная тема


    Варшава и Киев объединились для разорения Евросоюза

    сбросили с вертолета


    В ВСУ заявили о «метафоричности» флага Украины на острове Змеиный

    скандальный дипломат


    Посла Украины в ФРГ Мельника отзовут из Берлина

    уклонение от армии


    В ситуацию с вратарем Федотовым вмешался Владислав Третьяк

    Видео

    Польские новобранцы


    Как прибалты и поляки готовятся воевать с Россией

    УДК «Анадолу»


    Турция опозорилась со своим первым авианосцем

    спецоперация на украине


    Преступный удар ВСУ по Белгороду требует решительного возмездия

    дефицит газа


    Почему победа американского СПГ над Газпромом печалит Европу

    санкционные директивы


    Почему Литва лишилась тормозов в отношении Калининграда

    Жертвы пропаганды


    Михаил Диунов: Краткая история украинского сепаратизма

    Обыкновенный терроризм


    Сергей Козлов: Украина переходит к диверсиям

    Фига в кармане


    Ольга Андреева: Как определить бездарного режиссера

    на ваш взгляд


    Где в Москве должна появиться площадь Площадь Луганской Народной Республики?

    ПАК ФА пытаются отказать в принадлежности к пятому поколению

    ПАК ФА подвергся критике конкурентов на авиасалоне Singapore Airshow 2016
       24 февраля 2016, 21:49
    Фото: Rulexip/wikipedia.org
    Текст: Юрий Караш,
    член-корреспондент Российской академии космонавтики

    Некоторые западные эксперты считают, что новейший российский истребитель ПАК ФА недотягивает до звания самолета пятого поколения. Более всего это напоминает ревность: общепринятых критериев истребителя пятого поколения не существует, а по некоторым объективным показателям американские F-22 и F-35 проигрывают не только ПАК ФА, но и более старым российским самолетам.

    На прошедшем в феврале сингапурском авиасалоне Singapore Airshow 2016 перспективный российский истребитель ПАК ФА удостоился нескольких критических высказываний со стороны представителя компании «Локхид Мартин» – производителя многоцелевого истребителя F-35 пятого поколения. Он, в частности, сказал, что одного лишь свойства радиолокационной малозаметности («стелс»), которое есть у ПАК ФА, недостаточно, чтобы причислить самолет к данному поколению, очевидно, намекая на недостаточно «продвинутое» бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) Т-50.

    Получается, что американский истребитель пятого поколения – это F-35 плюс F-22 и «самолеты-арсеналы» впридачу

    При этом его оценка совпала с мнением ряда экспертов из России, которые считают, что ПАК ФА будет иметь проблемы с продажей на азиатском рынке. Мол, бортовые системы имеют слишком мало технологий пятого поколения, да и цена на ПАК ФА, согласно прогнозам, будет значительно выше, чем на Су -35, который интересен Китаю и Индонезии. Согласно данным интернет-ресурса IHS Jane's, радар и двигатель ПАК ФА (основные подсистемы истребителя) такие же, как на Су-35. Часть авионики на борту Т-50 и Су-35 также идентичны. Су-35 при всем при этом относится к поколению 4++.

    Подобное определение слабого места ПАК ФА кажется вполне логичным. СССР и Россия никогда не были мировыми лидерами в области разработки и производства электроники. Но и представлять российскую электронику как отсталую тоже было бы неправильно. Достаточно вспомнить, какую обеспокоенность вызывает у властей США перспектива полета над американской территорией российского самолета в рамках договора «Открытого неба». Самолет этот оборудован самыми современными цифровыми фотокамерами, которые могут «разглядеть» значительно больше, чем первоначально рассчитывал Вашингтон, соглашаясь на такого рода полет. 

    Но БРЭО – не единственный элемент Т-50, подвергшийся критике со стороны западных специалистов. По их мнению, создатели ПАК ФА уделили вопросу придания самолету всеобъемлющей радиолокационной малозаметности намного меньше внимания, чем конструкторы F-22 Raptor. И если последний является «стелсом» со всех сторон, то Т-50 – только в передней полусфере.

    Итак, на первый взгляд ПАК ФА по некоторым показателям проигрывает F-22 и F-35. Но является ли это достаточным основанием, чтобы не относить его к истребителям пятого поколения? 

    Неопределенное пятое поколение

    Представьте себе ситуацию: спортсмену говорят, что он не соответствует званию мастера спорта, но при этом не сообщают ему, каким критериям он должен отвечать, чтобы соответствовать. То же самое – с критикой в адрес Т-50. Сами американцы признают, что относить истребитель к пятому поколению или нет – это вопрос субъективной оценки. Так, «Локхид Мартин» полагает, что истребитель пятого поколения должен обладать пятью качествами. Первое – быть «стелсом» со всех сторон даже тогда, когда несет на борту вооружения. Второе – иметь радар, работу которого противнику будет трудно засечь. Третье – иметь платформу (в смысле, непосредственно самолет), обладающую самым широким диапазоном возможностей. Четвертое – располагать самой передовой авионикой. Пятое – иметь глубоко интегрированную бортовую компьютерную систему, способную к взаимодействию со всеми элементами как наземной, так и воздушной боевой инфраструктуры, и предоставлять пилоту всю картину окружающей обстановки.

    Напомним еще раз: ПАК ФА (Т-50) претендует на то, чтобы считаться истребителем пятого поколения, а F-22 и F-35 в мировых авиационных кругах однозначно характеризуются в качестве таковых. А теперь выслушаем мнения американских военнослужащих и экспертов, сравнивших истребители Т-50 с F-22 и F-35 (сравнительные оценки специалистов США были опубликованы, в частности, интернет-ресурсом Nationalinterest.org). С точки зрения американцев, концептуально ПАК ФА и F-22 являются «родственниками». Оба представляют собой скоростные, высотные и радиолокационно малозаметные истребители, нацеленные на завоевание господства в воздухе. Но свойства «стелс» у F-22, как уже отмечалось, выражены заметно сильнее, чем у Т-50, и это, как считают заокеанские эксперты, дает F-22 серьезные преимущества перед ПАК ФА. Что же касается динамических характеристик (то есть скорости, скороподъемности и высоты полета), то тут никакой принципиальной разницы между самолетами нет, особенно когда Т-50 получит новые двигатели под условным обозначением «изделие 30». Более того, у ПАК ФА даже есть небольшие преимущества перед F-22 по скорости (2446 против 2414 км/час) и по дальности полета (3500 км против 2900 км).

    Есть у ПАК ФА, как подчеркивают американцы, и пара неоспоримых преимуществ перед F-22. Первое из них – сверхманевренность, которая обеспечивается двигателем, способным отклонять реактивную струю в разные стороны (так называемый управляемый вектор тяги, или УВТ). Второе – это нашлемная система целеуказания (НСЦ) с «привязанными» к ней ракетами «воздух – воздух». Подобная система, отмечает Nationalinterest.org, будет установлена на Raptor только к 2020 году, хотя ракета AIM-9X, способная работать с ней, должна появиться в арсенале F-22 уже в 2017 году. 

    С точки зрения авионики у F-22, вероятно, лучше обстоят дела с интегрированной обработкой данных и системой, обеспечивающей взаимодействие летчика с самолетом. Чтобы прийти к такому выводу, достаточно взглянуть на кабину МиГ-29 – она не слишком «дружественна» по отношению к пилоту, подчеркивают американцы. Но в то же время отмечают, что у русских «наблюдается прогресс в этой области», что позволит российским истребителям сравниться с американскими. Кроме того, русские делают «приличные радары» и «отличные системы для ведения электронной войны».

    Пятое поколение по-американски

    #{smallinfographicleft=384280}Но вернемся к истребителю Су-35, относимому к поколению 4++. Что думают американцы по поводу его возможного противостояния с «сверхсовременным» F-35? По мнению уже упомянутого Nationalinterest.org, «весьма вероятно, что в ближайшие годы Су-35 распространится по всему миру». Что же могут противопоставить ему США? Ответ для Америки не самый оптимистичный: «Чтобы сдержать распространение Су-35, ВВС США, морской пехоте и в значительно меньшей степени ВМС придется полагаться на разные модификации F-35, который никогда не создавался как истребитель для завоевания превосходства в воздухе. Он продолжает оставаться ударным самолетом с серьезной защитой от воздушного нападения, хотя Пентагон и пытается сделать из него «затычку» для каждой «бочки».

    А вот что считает летчик, выпускник элитной школы истребителей для морской авиации TOPGUN: «Если брать самолет в чистом виде, то у Су-35 больше шансов на победу в схватке с большинством из наших самолетов, за исключением, возможно, F-22 и F-15C. Возможно, еще F/A-18E/F сможет ему неплохо противостоять». Его мнение совпадает с точкой зрения хорошо знакомого с F-35 представителя ВВС США, который полагает, что способность Су-35 «летать высоко и быстро» представляет «серьезную проблему» для американских истребителей, включая F-35. 

    Если Су-35 может наносить удары по целям, в том числе воздушным, с высоты более 15 000 метров, летя при этом со скоростью около 1,5 Маха, то F-35 будет действовать в основном на высотах порядка 10 000 метров со скоростью 0,9 Маха. Меж тем способность лететь выше и быстрее противника, позволяющая усиливать разрушительное воздействие ракет «воздух – воздух» с помощью кинетической энергии, является важнейшим качеством истребителя, созданного для завоевания господства в воздухе, подчеркивает Nationalinterest.org.

    #{weapon}Еще одна «головная боль» для американцев – способность Су-35 к электронному противодействию. Это качество позволяет российскому истребителю нарушать работу как бортовых радаров F-22, так и радаров, установленных на ракетах «воздух – воздух» типа AIM-120 AMRAAM. Кроме того, как отметил один из пилотов F-18 Super Hornet, Су-35 использует неэлектромагнитный, инфракрасный весьма эффективный способ обнаружения целей на большом расстоянии, а его коллега, летчик ВМС, весьма высоко отозвался о способности Су-35 быть «классным грузовиком», то есть нести тонны боевых средств для борьбы с самолетами противниками. 

    Но проявить все свои возможности истребитель может только в бою. Что будет, если четверка Су-35 встретится с четверкой F-35? В этом случае пилоты последних должны максимально использовать свои «козырные карты» – «стелс» и передовое радиоэлектронное оборудование, позволяющие им «разобраться» с противником за пределами визуального контакта. Однако самое лучшее, что они смогут сделать, подчеркивает интернет-ресурс, это уклониться от боя и вызвать подмогу в виде F-22 и F-15C. Ведь F-35 не сможет использовать даже наводимую шлемом пилота ракету «воздух – воздух» AIM-9X, входящую в набор главных средств противосамолетной борьбы данного истребителя. Нести эту ракету F-35 может только на внешней подвеске, а это лишает его свойства «стелс», которое, как уже отмечалось, является важнейшим элементом защиты F-35 от истребителей противника. «В общем, пилот F-35 должен любой ценой избегать боя с противником на ближней дистанции», – подводит итог издание.

    А ведь речь идет, напомним, о не самом совершенном истребителе – Су-35. Что же будет, если вместо Су-35 истребителям F-35 повстречается группа ПАК ФА? Бывший глава разведки ВВС США, генерал-лейтенант Дэйв Дептула в интервью The National Interest сказал следующее: «Анализ возможностей ПАК ФА, которым я располагал, указывает на то, что ПАК ФА представляет собой весьма совершенную конструкцию, которая по меньшей мере не хуже, а по некоторым параметрам даже лучше американских истребителей пятого поколения. Он явно более юркий, чем F-35, за счет управляемого вектора тяги, очень подвижных и эффективных хвостовых рулей и великолепной аэродинамики». «Если вера американцев в свойство «стелс» обернется пустышкой, то у ПАК ФА будет явное преимущество», – заключает Nationalinterest.org.

    Последние тенденции в развитии военных технологий и техники у стран, которых можно отнести к категории потенциальных противников США, действительно могут превратить свойство «стелс» в «пустышку». По данным американского Центра стратегических и международных исследований, Китай сооружает новый высокочастотный радар на архипелаге Спратли, который позволит китайским военным видеть и отслеживать самые современные американские самолеты, построенные по технологии «стелс», включая истребители F-35, F-22 и бомбардировщик В-2. Если КНР столь активно и успешно работает в направлении создания наземных средств борьбы со «стелсами», то недалек тот день, когда эти же технологии появятся и на китайских истребителях, что в еще большей степени поставит под вопрос преимущества радиолокационно малозаметных самолетов США. 

    Напомним еще, что командование ВВС США, не удовлетворенное возможностями F-35 и F-22 нести достаточное количество ракет «воздух – воздух» (по крайней мере без потери качества «стелс»), рассматривает вариант усиления возможностей этих машин с помощью так называемых самолетов-арсеналов. Это бомбардировщики типа В-52 и В-1, которые будут нести следом за истребителями сотни ракет «воздух – воздух», запускаемых и наводимых на цель (по радиосигналу) пилотами этих истребителей.

    Подведем итог: представитель компании «Локхид Мартин», создавшей F-35, критикует ПАК ФА за то, что он якобы «недотягивает» до истребителя пятого поколения, наиболее совершенным образцом которого считается F-35. Но F-35, по признанию самих американцев, не является самолетом для завоевания господства в воздухе, более того, по классификации самой «Локхид Мартин», не соответствует истребителю пятого поколения, ибо не является «платформой, обладающей самым широким диапазоном возможностей». И если F-35 встретится с Су-35 (даже не ПАК ФА), то ему придется вызывать подмогу в виде F-22, да еще, возможно, в сопровождении «самолетов-арсеналов». И получается, что американский истребитель пятого поколения – это F-35 плюс F-22 и «самолеты-арсеналы» впридачу.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •