Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.
33 комментария«В школах есть системы контроля»
Сергей Щербаков: "Натягивание" оценок все равно вскроется
«Все эти меры, вместе с повышением дисциплинарной ответственности директоров и учителей за успеваемость учеников, действительно могут привести к росту качества преподавания», – заявил газете ВЗГЛЯД, комментируя инициативу Собянина об увольнении руководителей школ с неудовлетворительными показателями, специалист окружного методологического центра Сергей Щербаков.
В пятницу в Москве произошел беспрецедентный случай в сфере образования: столичная школа № 874 лишилась аккредитации за плохую успеваемость учеников. За этим последовало увольнение директора школы.
Если оценки где-то будут натягивать искусственно, это все равно вскроется
При этом руководитель департамента образования Москвы Исаак Калина пообещал, что в будущем практика увольнения директоров школ с низкими показателями будет применяться повсеместно.
О перспективах развития системы школьного образования в новых обстоятельствах газета ВЗГЛЯД побеседовала с методистом департамента образования ЦАО Москвы, кандидатом исторических наук Сергеем Щербаковым.
ВЗГЛЯД: Сергей Николаевич, мэр Собянин поручил увольнять директоров школ, где ученики демонстрируют плохую успеваемость. Поможет ли это учебному процессу?
Сергей Щербаков полагает, что оценки отчасти зависят от личных отношений учеников и преподавателей (Фото: moscowschool54.ru) |
Сергей Щербаков: Помимо директоров, ответственность за успеваемость школьников должны нести и учителя. Прежде всего, конечно, нравственную ответственность. Ведь учитель – это профессия более чем социальная, педагог растит новых граждан страны. Однако не исключаю, что и административные взыскания могут применяться и к учителям, которые спустя рукава относятся к своей работе и успеваемость в их классах от этого страдает. Но все же это должно быть крайней мерой. Например, бить по кошельку учителя – не самая хорошая затея, в то же время это дисциплинирует.
ВЗГЛЯД: Вы не опасаетесь, что в погоне за показателями учителя по наставлению директоров будут завышать оценки?
С.Щ.: Чтобы успеваемость не была «дутой», в школах существуют системы контроля, которые также будут совершенствоваться. Во-первых, это ЕГЭ. Результаты единого госэкзамена на сегодня – главный показатель успеваемости, и если результаты в какой-то школе окажутся провальными, это может стать основанием для кадровых решений. Во-вторых, существуют стартовый, рубежный и итоговый контроль, хотя более правильно говорить «диагностика» – диагностика знаний учеников, которая проводится вышестоящими образовательными учреждениями.
- Медведев требует, чтобы у общеобразовательных заведений был план развития на 5–10 лет
- Лучший директор школы в России рассказал о том, благодаря чему завоевал это звание
- Министр Фурсенко анонсировал новый российский образовательный телеканал
Стартовая диагностика – это тестирование по материалам прошлого учебного года в начале нового, рубежная, соответственно, проводится в течение учебного года, итоговая – в конце. И если уровень оценок учеников будет не соответствовать уровню прохождения учениками этих диагностикю, будет видно, что оценки повышаются искусственно. Так что если оценки где-то будут натягивать искусственно, это все равно вскроется.
ВЗГЛЯД: А насколько, по-вашему, сейчас уровень оценок соответствует уровню знаний учеников?
С.Щ.: Вы знаете, бывает, что учителя настолько тепло относятся к своим ученикам, что немного повышают им оценки за счет отличного микроклимата в классе. Бывает наоборот, что если отношения с классом не сложились, то оценки занижаются. Но принципиально это на уровень знаний не влияет. Объективными показателями уровня успеваемости, повторюсь, служат только внешние проверки знаний учеников, та самая диагностика и экзамены.
ВЗГЛЯД: Департамент образования также объявил, что школы с более слабыми показателями будут «стажироваться» у более сильных. Это нужная практика?
С.Щ.: Безусловно. Обмен опытом происходит и сейчас, но, видимо, эту практику хотят сделать обязательной и тем самым интенсифицировать. Открытые уроки – это своего рода мастер-классы учительского мастерства, они на самом деле дают много опыта молодым учителям. Я сам очень многому научился как педагог у старших коллег во время таких межшкольных контактов, поэтому интенсификация межшкольного взаимодействия, на мой взгляд, конечно, повысит уровень преподавания и, соответственно, успеваемости учеников.
Все эти меры в комплексе, вместе с повышением дисциплинарной ответственности директоров и учителей за успеваемость учеников, действительно, я полагаю, могут привести к росту качества преподавания и успеваемости.