«Несокрушимая свобода» положила конец романтическому глобализму с надеждой на единые правила, уважение к правам человека и малых стран, «невиданную личную свободу» и «свободу информации». Свобода проиграла «безопасности», а безопасность трансформировалась в контроль и принуждение.
2 комментария«Это частный случай»
Наталья Лопашенко: У них начала земля под ногами гореть
Разгуливающая по лесам Приморья вооруженная банда молодчиков, которую обезвредили в пятницу, успела переполошить весь регион. Директор саратовского Центра по исследованию проблем организованной преступности и коррупции профессор Наталья Лопашенко в интервью газете ВЗГЛЯД сделала свои предположения относительно мотивов преступников и оценила, могут ли их действия быть связаны с «местью милиционерам», экстремизмом и «сепаратизмом на Дальнем Востоке».
- Наталья Александровна, что, на ваш взгляд, породило такой феномен, как банда «мстителей»? Молодые люди насмотрелись боевиков, их вынудило пойти на преступление чувство безысходности или что-то еще?
- Для того чтобы давать квалифицированный комментарий, нужно знать дело хорошо. Я знаю только то, что передают средства массовой информации, а это лишь общая картинка.
Потом уже, что называется, начала «земля под ногами гореть», то есть абсолютно уже было все равно, развязность наступила полная
Может быть всякое, конечно. Без сомнения, это может быть и та ситуация в милиции, которая сложилась. Она могла повлиять и привести к подобным результатам. Но вообще, конечно, надо обладать большей информацией - я как юрист отношусь к таким вещам очень щепетильно.
- С чем, по-вашему, связано то, что милиционеры на протяжении нескольких дней не могли захватить преступников и даже напасть на их след? Бандиты были так хорошо подготовлены или милиция - недостаточно?
- Тут может быть и третья причина: все-таки, насколько я понимаю, подобных операций в Приморье практически не проводилось. Может быть, у милиции там действительно недостаточно профессионализма, опыта - именно в подобных ситуациях. Все-таки у нас в плане боевых операций Дальний Восток, слава Богу, спокойно жил. А может быть, еще и опасались причинить вред людям, которые могли пострадать при задержании.
- И все-таки на что могли рассчитывать преступники? Ведь исход подобной беспрецедентной вылазки был предрешен заранее...
- Они ведь очень молоды. Поэтому тут нельзя руководствоваться теми требованиями разумности, которые мы можем предъявлять по отношению к взрослым преступникам. Это молодые люди... Тут, конечно, надо знать дело, однако могу допустить, что они, и правда, до этого совершали противоправные деяния. А потом уже, что называется, начала «земля под ногами гореть», то есть стало уже абсолютно все равно, наступила полная развязность. Поэтому они ни на что не рассчитывали и ничего уже не хотели - не думали о последствиях.
Наталья Лопашенко считает, что случай бандитизма в Приморье - частный, поэтому не предполагает далеко идущих выводов (фото: sartraccc.ru) |
- По последним данным, в сделанных ими схронах была обнаружена литература экстремистского, фашистского толка...
- Насколько я знаю, экстремизм, к счастью, все-таки не настолько развит на Дальнем Востоке. Я его целом не исключаю, но с действиями конкретно этой банды экстремизм я бы связывала в последнюю очередь.
- Глава УВД по Приморью Андрей Николаев в пятницу сказал, что, нападая на милиционеров, преступники якобы хотели лишь завладеть оружием (то есть это был основной мотив) для совершения других тяжких преступлений - таких как ограбление банка, например. Если оценивать возраст молодых людей, характер их действий, насколько реальной вам представляется эта версия?
- Нападение на банк - это, по-моему, слишком лихо... Это, конечно, вряд ли. Но завладение оружием - вполне реальный мотив, на мой взгляд. Это даже не версия, а как раз то, что очень часто было в прежней практике при убийствах сотрудников милиции. Для создания каких-либо преступных групп - чтобы получить оружие и, соответственно, расширить возможности совершения преступлений. То есть это достаточный мотив для некоторых молодых людей для убийства сотрудников правоохранительных органов.
Правда, в настоящее время приобрести оружие, к сожалению, не является такой уж серьезной проблемой. И купить его можно, и найти какие-то контакты для его получения - в России ходит достаточно большое количество оружия. Но, опять же, давайте подумаем о том, что это Приморье, которое достаточно далеко от Чечни: конечно, у нас в центральной России оружия ходит гораздо больше, чем там.
- Собственными пулями
- Взяли живым
- Остался один
- «Главарь» не при делах
- Задержали мстителя
- Поменялись ролями
- Военный обозреватель полковник Виктор Баранец утверждает, что, возможно, акции этого отряда планировались заранее и должны были разогреть сепаратистские настроения, вновь поднять вопрос о независимой Дальневосточной Республике, которая существовала почти 90 лет назад. Как вы прокомментируйте это мнение?
- Тут даже комментировать нечего. Конечно, наше общество достаточно безнравственно, но если мы допускаем подобные вещи... Я склонна с этим не согласиться. Это частный случай; вряд ли из этого надо делать систему.
- После опубликованного в одном из блогов обращения, подписанного 32-летним «участником боевых действий в Чеченской Республике» Романом Муромцевым, который представился главарем банды, многие СМИ так и передали: банда возглавляется «спецназовцем, прошедшим Чечню». В четверг оказалось, что это неправда: Романа Муромцева нашли в собственной квартире, он оказался обычным уголовником, не имеющим отношения к этой истории. Как вы считаете, откуда берутся подобные сообщения?
- Когда есть желание «раздуть» какую-либо историю, такие сообщения могут взяться откуда угодно. Это просто желание развлечь публику. К этому случаю первоначально был привлечен интерес, потом стали искать объяснение. Так можно договориться до чего угодно.