Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

6 комментариев
12 марта 2008, 13:37 • Общество

Прощание с «гоблином»

США снимают с вооружения истребители-невидимки

Прощание с «гоблином»
@ richard-seaman.com

Tекст: Геннадий Нечаев

Самолет, ставший родоначальником категории боевых машин, в конструкции которых была реализована технология малой заметности stealth, уходит в отставку. F-117 пилоты называли «гоблином» или «бандитом». На самом деле решение о снятии F-117 с вооружения было принято еще два года назад, на «посту» самолеты задержались в связи с войной в Ираке: «наследники», F-22, были построены в меньшем количестве, а серийный F-35 пока даже не поднимался в воздух.

Последний полет истребителя-бомбардировщика Lockheed F-117A Night Hawk должен состояться в конце апреля, сообщает агентство АР.

F-117 – поистине революционный самолет, открывший новую эпоху в истории авиации

Церемония проводов состоится 22 апреля на авиабазе Тонопа в Неваде, где первый самолет этого типа впервые поднялся в воздух.

Принципиальное решение о снятии F-117 с вооружения было принято командованием ВВС США еще в 2005 финансовом году, а в конце 2006-го американцы прекратили подготовку пилотов для этого самолета. Первые 6 машин были выведены из боевого состава 49-го истребительного авиакрыла 12 апреля прошлого года.

Несмотря на солидный возраст, самолеты находятся в хорошем техническом состоянии. Однако эксплуатация парка из 52 самолетов обходится бюджету в 42 млн долларов ежегодно (данные на 2007 год). А для хранения самолетов F-117 требуются специальные ангары, где поддерживается соответствующий микроклимат и т.д.

Очевидно, что содержать авиакрыло ударных стелс-самолетов первого поколения нецелесообразно при наличии вдвое большего количества стелс-самолетов третьего поколения (F-22, в перспективе – F-35), которые можно использовать в том же качестве.

Впрочем, дорогие боевые машины в США не отправляют под нож, а, соответствующим образом законсервировав, отправляют на крупнейшую в мире базу хранения авиатехники Дэйвис-Монтан в Аризоне (309th Aerospace Maintenance and Regeneration Group, сокращенно AMARG) – местный климат (350 солнечных дней в году) позволяет хранить самолеты под открытым небом годами и десятилетиями.

В сухой аризонской пустыне до сих пор стоят припасенные на черный день сотни «фантомов», «скайхоков» и «ирокезов» времен войны во Вьетнаме, попадаются даже ветераны Кореи!

Напомним, что своим появлением на свет самолет F-117 обязан работам советского математика Перта Уфимцева, опубликовавшего в 1964 году работу «Метод краевых волн в физической теории дифракции», в которой описал теорию отражения радиоволн от плоских поверхностей (в СССР его работы нашли применение при снижении эффективной поверхности рассеивания боеголовок МБР).

По мнению ученого, аппараты, изготовленные из плоских панелей и наклоненных под определенными углами, могли эффективно отражать излучение РЛС, в связи с чем достигается отличная радиомаскировка. Впоследствии создатель американских самолетов-невидимок Бен Рич признавался, что идею конструкции таких самолетов он почерпнул именно из той статьи. В годы перестройки Уфимцев эмигрировал в США, где стал профессором Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.

Поскольку математический аппарат требовал большого объема вычислений, а ЭВМ того времени не блистали производительностью, то применительно к самолетам (имеющим гораздо более сложную форму, чем боеголовка) работы Уфимцева у нас не применяли.

Через 10 лет у США появились достаточно мощные компьютеры, но и их производительности не хватало для просчета полной поверхности самолета. Тогда специалисты решили разбить поверхность на треугольники и просчитать их по отдельности по методам Уфимцева. Так они создали F-117. Самолет получился очень странной и аэродинамически невыгодной формы, летать он может только под управлением бортовой ЭВМ.

F-117 создавался исключительно долго и мучительно. В августе 1975 года фирмы «Локхид» и «Нортроп» заключили многомиллиардные контракты с ВВС США. Свои первые полеты прототипы F-117 начали совершать еще с 1 декабря 1977 года. И хотя все три экспериментальных образца сверхсекретного самолета в процессе испытаний потерпели крушение, их результаты были оценены как успешные. Секретные работы по доводке «стелсов» шли еще много лет.

Все построенные самолеты поступили в 4450-ю тактическую авиагруппу, 37-е тактическое истребительное крыло, а в 1992 году «невидимки» передали 49-му истребительному авиакрылу, где теперь они и заканчивают службу.

Боевое крещение секретной машины состоялось еще до официальной презентации, во время вторжения США в Панаму в 1989 году: пара истребителей тогда атаковали аэродром Рио-Гато, при этом ВВС США долго не признавали факта участия «стелсов» в этом конфликте.

Вообще «найтхок» – много повоевавший самолет. «Черные крылья империализма» – это про него, тем более что самолеты покрыты черной радиопоглощающей краской.

Уже в первой крупной кампании с участием F-117A – «Буря в пустыне» – самолеты этого типа выполнили, по официальным данным, 1300 боевых вылетов, сбросили 2200 тонн бомб и поразили до 40% стратегических целей.

За всю карьеру от огня противника был официально потерян только один такой самолет с серийным номером 82-806, позывной Vega 31, сбитый 27 марта 1999 года над Косовом расчетом третьего батальона 305-й ракетной бригады Югославской народной армии под командованием полковника Золтана Дани.

По некоторым сведениям, на поражение «невидимки» было израсходовано три ракеты С-125 «Нева», при этом был тяжело поврежден случившийся поблизости F-16, который позднее списали.

В заключение можно сказать, что F-117 – поистине революционный самолет, открывший новую эпоху в истории авиации. За 27 лет концепция самолетов с пониженной радиолокационной заметностью сильно изменилась: теперь это не самоцель в ущерб прочим характеристикам боевой машины.

Истребители пятого поколения сочетают прекрасную аэродинамику с технологией stealth. И самолетам, подобным F-117 (которые пилоты называли «гоблин», «хромой», «бандит»), уже не остается места в небе.

..............