Глеб Простаков
Нефтяные активы как барометр мира
Никто сейчас не может сказать, когда произойдет серьезная подвижка по украинскому кризису. Нет ни сроков, ни дат. Но зато они есть в кейсе «Лукойла» – 28 февраля.
0 комментариев
Глеб Простаков
Нефтяные активы как барометр мира
Никто сейчас не может сказать, когда произойдет серьезная подвижка по украинскому кризису. Нет ни сроков, ни дат. Но зато они есть в кейсе «Лукойла» – 28 февраля.
0 комментариев
Геворг Мирзаян
Почему Европа никогда не пойдет против США
Никакого общеевропейского сопротивления Трампу по вопросу Гренландии нет. Никакой общеевропейской гибкой позиции по Украине (которая смогла бы вернуть Европе субъектность хотя бы в этом пункте) тоже нет.
3 комментария
Сергей Миркин
Как Зеленский зачищает политическую поляну на Украине
На фоне энергетического кризиса и провалов ВСУ на фронте политические позиции Зеленского слабеют. В такой ситуации репрессии – один из способов удержать власть. Но есть ли для этого у офиса Зеленского силовой и правоохранительный ресурс?
2 комментария
В пятницу глава киевского режима Владимир Зеленский приехал на переговоры к президенту США Дональду Трампу. И это были те переговоры, повестка которых развернулась на 180 градусов за считанные часы до их начала.
Зеленский летел в Вашингтон для того, чтобы заработать на, казалось бы, обострившихся российско-американских отношениях и получить ракеты «Томагавк» для дальнобойных ударов по России. Но к моменту его прилета ситуация уже была иной: после телефонного разговора Владимира Путина с Дональдом Трампом американский лидер готовился к будущей встрече с российским президентом в Будапеште. Встрече, где не будет ни Зеленского, ни его интересов.
«Зеленский, должно быть, рвет на себе волосы. Сегодняшняя встреча с Трампом теперь полностью отошла на второй план – ее затмила встреча в Будапеште», – считает бывший британский военный атташе в Москве и Киеве Джон Форман.
Самое важное – Зеленский не получил ракет. «Главным итогом переговоров стало то, что Трамп не собирается брать на себя обязательств по поставкам дальнобойных вооружений Украине», – поясняет газете ВЗГЛЯД замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов. «Президент Владимир Зеленский ушел с пустыми руками», – пишет BBC.
СМИ на Западе хотят верить в то, что это решение временное. Формально вопрос «Томагавков» действительно не закрыт, а лишь отложен в долгий ящик. «Нам также нужны «Томагавки». Мы не хотим раздавать то, что нам необходимо для защиты нашей страны», – заявил Трамп.
Однако одно дело – «не хотим», и совсем другое – «не будем». Именно так понимает ситуацию Зеленский. «Хорошо, что президент Трамп не сказал "нет", но на сегодня он не сказал "да"», – говорит он. Формально Зеленский прав, однако, совершенно очевидно, что до переговоров с Путиным в Будапеште никаких американских поставок Киеву не состоится: Москва может расценить это как шаг в сторону эскалации и отказаться от проведения саммита.
Впрочем, и после саммита позиция Америки вряд ли будет пересмотрена. Эскалация приведет не к продавливанию России, а к втягиванию Трампа в чужую войну – что нужно Европе, но не нужно самому американскому президенту. «Трамп жестко сопротивляется тому, чтобы война Байдена превратилась в войну Трампа», – поясняет Дмитрий Суслов.
При этом на Западе провальный вояж Зеленского в Вашингтон все же пытаются выставить как успех Киева. «С "Томагавками" или без них, зарождающаяся дружба Трампа с Зеленским – плохая новость для Владимира Путина», – считает британская The Independent. По ее мнению, сейчас глава киевского режима завоевывает уважение Трампа и заставляет его воспринимать себя как надежного друга.
Однако британцы пытаются выдать желаемое за действительное.
«Зеленский не выполнил ни одной из целей, которую он ставил перед собой в преддверии этой встречи.
Не получил обещаний ни по поставкам «Томагавков», ни по наращиванию продажи американского вооружения европейцам, ни по поводу усиления экономического давления на Россию посредством санкций и/или дополнительных пошлин в отношении российских партнеров», – говорит Дмитрий Суслов. По его мнению, визит во всех отношениях можно считать провальным.
Ни о каком «росте уважения» речи тоже не идет, что было продемонстрировано главе киевского режима через различные протокольные намеки. Это минимальный уровень встречи в аэропорту, отсутствие совместной пресс-конференции по итогам переговоров, проведение встречи вне Овального кабинета и галстук в цветах российского флага у министра обороны США Пита Хегсета. А вишенкой на тортике стал саркастический вопрос Трампа Зеленскому о том, что он думает о строительстве тоннеля между Чукоткой и Аляской. «Все это глумление проведено для того, чтобы четко и ясно донести до Зеленского одну мысль: Трамп не собирается ради интересов Европы и Украины сжигать мосты с Россией», – считает Суслов.
Кое-кто на Западе, разумеется, расценил произошедшее как проявление наивности Трампа. «Это был очередной пример того, как господин Трамп изменил свою позицию после личного общения с господином Путиным. Он и раньше признавал, что чувствовал себя обманутым российским президентом, но его разочарование в Путине зачастую быстро улетучивается», – пишет New York Times. Другие увидели в этом трусость. «После девяти месяцев необычайной дипломатической акробатики и пустословия Трамп по-прежнему предпочитает дать президенту России Владимиру Путину еще один шанс убедить его, а не прибегать к прямой военной эскалации», – полагает CNN.
Третьи говорят о слабости, а четвертые – о прагматизме и четких государственных приоритетах. «Президент Украины Владимир Зеленский в пятницу приехал в Белый дом за оружием, необходимым для продолжения войны своей страны с Россией. Но он встретился с американским президентом, который, судя по всему, больше нацелен на заключение мирного соглашения, чем на модернизацию украинского арсенала», – анализирует Reuters.
И это неудивительно.
Для Трампа Зеленский – чужой во всех смыслах человек.
«Зеленский является порождением американских ультралибералов», – говорит спикер российского МИД Мария Захарова. По ее словам, он – креатура политических противников Трампа, проводник их идей и интересов.
Сам Зеленский подтвердил это спустя всего несколько часов после встречи в Белом доме. Сначала он вел себя сдержанно – например, публично поддержал слова американского лидера о необходимости «заморозки» конфликта по текущей линии фронта. «Президент прав: мы должны остановиться там, где находимся, а потом говорить», – сказал глава киевского режима.
Но уже вскоре Зеленский принялся обзванивать своих европейских союзников – представителей так называемой партии войны, которые пытаются втянуть Трампа в эскалацию. Среди них – лидеры Германии, Финляндии, Италии, Норвегии, Польши, председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, генсек НАТО Марк Рютте и глава Европейского совета Антонио Кошта.
Очевидно, Зеленский получил от них заверения в поддержке. «На заседании Европейского совета на следующей неделе мы обсудим конкретные шаги по укреплению нашей поддержки и усилению давления на Россию в целях достижения мира», – заявил Кошта. На деле же речь идет о попытке сорвать Будапештский саммит Путина и Трампа с помощью санкций, провокаций и разработки альтернативного «мирного плана», который Брюссель постарается навязать Вашингтону.
Там, похоже, надеются, что Трамп не решится на жесткое давление на Европу и будет вынужден договариваться с ними – а значит, учитывать и украинскую позицию. Будапешт покажет, насколько эти расчеты оправдаются.