Глеб Простаков Глеб Простаков Запад готовится перенести конфликт с Россией на море

Война с Россией на море, где США чувствуют себя более уверенно, чем в сухопутных конфликтах, может всерьез рассматриваться демократами как возможность избежать выборов как таковых.

29 комментариев
Вадим Трухачёв Вадим Трухачёв Большая геополитика Орбана с «местечковым» отливом

Играя в большую геополитику, премьер Венгрии Виктор Орбан стремится добиться вполне «местечковых» целей. Но для их достижения ему понадобятся Россия, Турция, Китай и, конечно, Евросоюз. И Украина в качестве объекта.

0 комментариев
Дмитрий Орехов Дмитрий Орехов Почему англосаксы создали культуру лжи

Выкрутив до предела ручки громкоговорителей своей информационной машины, англосаксы убедили самих себя, что это именно они до сих пор брали верх во всех мировых конфликтах. Правда, они не заметили другой процесс: в последние сто лет они стремительно теряли уважение мирового большинства.

26 комментариев
3 октября 2019, 14:14 • Политика

ФБР в вербовке россиян совершило три глупых ошибки

ФБР в вербовке россиян совершило три глупых ошибки
@ ВЗГЛЯД

Tекст: Алексей Нечаев,
Михаил Мошкин

Американская спецслужба совершенно официально предложила россиянам включиться в шпионаж в пользу США. Пока что рекламную кампанию ФБР в Facebook* губит «очень плохое образование при большом самомнении», но недооценивать работу спецагентов в сетях не следует. На кого рассчитана столь прямолинейная вербовка и каким может быть противодействие?

В четверг стало известно, что Федеральное бюро расследований (ФБР) США опубликовало в Facebook* пост на русском языке с предложением помогать американским спецслужбам. Как сообщает телекомпания СNN, всего от имени официального аккаунта ФБР было опубликовано три таких объявления. К примеру, на одной из рекламных фотографий запечатлена семья – отец и мать с дочерью-студенткой и надписью на русском: «Ради вашего будущего, ради будущего вашей семьи!».

Публикации появляются в качестве адресной рекламы в лентах пользователей, находящихся в Вашингтоне и его пригородах. Но технически несложно, перенастроив таргетинг, организовать показ объявлений и для более широкой аудитории – например, для пользователей в России. Правда, есть проблема – «рекламщики» из ФБР не только неправильно расставили знаки препинания, но и допустили три грубых орфографических ошибки. «Все наши проблемы с Америкой – в этой «вашй семъи». Очень плохое образование при очень большом самомнении», – заметила по этому поводу в своем Telegram-канале главный редактор RT Маргарита Симоньян.

Над картинкой с изображением счастливой семьи имеется пояснение, уже по-английски: «ФБР получает наиболее ценные разведывательные сведения для борьбы с угрозами за счет информации, поступающей от представителей общественности. Если у вас есть информация, которая может помочь ФБР, посетите нас». В другой публикации изображена шахматная доска с надписью: «Не пора ли вам сделать свой ход?», приведена ссылка на контрразведывательную программу, осуществляемую вашингтонским представительством ФБР – и предлагается «получить дополнительную информацию».

При переходе по ссылке пользователь попадал на страницу программы контрразведки регионального отделения ФБР Вашингтона. Информация о работе ведомства написана на сайте на английском и русском языках. Как отмечает ТАСС, в прессе появилось предположение о возможных адресатах рекламы ФБР: материалы могут быть «нацелены на российских разведчиков, на то, чтобы перевербовать их, а также адресованы всем тем, кто мог бы иметь информацию об их деятельности».

Методы информационной войны выходят на первый план по сравнению с агентурной разведкой, констатировал в комментарии газете ВЗГЛЯД генерал-майор ФСБ в отставке Валерий Малеваный. Такого рода работа в интернете позволяет захватывать «широкой сетью» возможных информаторов спецслужб. «И один из миллиона тех, на кого направлено такое воздействие, обязательно согласится на предлагаемые действия – пойдет на сделку с иностранными спецслужбами», – добавил Малеваный.

С другой стороны, ФБР из-за такой тактики несет имиджевые потери, но эти потери для них, похоже, не имеют значения, сказал газете ВЗГЛЯД член комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич. Но, с точки зрения ФБР, американская спецслужба «использует законные средства» для выявления лиц, обладающих информацией, которая может быть полезна для обеспечения национальной безопасности США. Об этом в интервью CNN заявил глава отдела контрразведки в вашингтонском представительстве ФБР, специальный агент Алан Кохлер.

Россия же вправе оказывать противодействие этим «законным средствам», указывают российские спецслужбисты. «Для противодействия таким недружественным действиям существует агентурная и нелегальная разведка и, естественно, контрразведка. Этим должны заниматься профессионалы – люди, которые имеют опыт в таких вопросах. Только они могут противостоять информационной войне. У нас этим занимается контрразведка ФСБ России. В том числе как легальные, так и нелегальные сотрудники, находящиеся за рубежом нашей страны», – резюмировал генерал-майор в отставке Малеваный.

«Конечно, призыв к гражданам другой державы «стучать», передавать сведения, шпионить – это подразумевает и ответственность по определенным статьям российского Уголовного кодекса, – предупредил в комментарии газете ВЗГЛЯД член комиссии Совета Федерации по защите госсуверенитета Олег Морозов. – Представьте, что кто-то клюнет, начнет передавать определенную информацию и сядет лет на 12».

Если мера ответственности за помощь ФБР очевидна (достаточно заглянуть в статью 276 УК РФ), то какими должны стать меры противодействия появлению «шпионской рекламы», пока непонятно. «Можно запретить прямые призывы такого рода», – рассуждает сенатор Олег Морозов. Но, задается вопросом он, что делать, если некий американский гражданин, частное лицо, в меру своего понимания попытается «обеспечить безопасность» США и обратится к россиянам – призовет их помочь «ловить русских шпионов». «Будет не очень понятно, как действовать по отношению к нему», – заметил Морозов.

«К сожалению, у нас не так много инструментов воздействия на Facebook, – сказал газете ВЗГЛЯД член комиссии Госдумы по расследованию вмешательства в дела России Алексей Чепа. – И это является очень большим вопросом, который сейчас обсуждается в нашей комиссии в связи с прошедшими выборами».

Напомним, что 8 сентября в Роскомнадзоре заявили, что в ходе мониторинга средств массовой коммуникации в единый день голосования установлены факты распространения в Google, Facebook и на видеохостинге Youtube политической рекламы. Причем в Facebook на запрос Роскомнадзора ответили, что ответственность за соблюдение избирательного законодательства несут рекламодатели. После этого надзорное ведомство передало сведения о нарушениях со стороны Google и Facebook в Госдуму. Выясняется, что даже для тех рычагов, которые есть у наших законодателей, существуют методы обхода и вероятность серьезного наказания за такие действия не велика, констатировал депутат Чепа.

«Со стороны парламентариев надо прорабатывать законы, – подчеркнул собеседник. – Со стороны наблюдательных структур – органов прокуратуры, Роскомнадзора – следует усиливать контроль действий всевозможных иностранных компаний, блогеров и так далее. Эта борьба ведется, принимает разные формы, используются разные методы. Наши оппоненты используют все возможные площадки и ресурсы».

Также член комиссии Госдумы по расследованию вмешательства в дела России предположил, что к соцсети Facebook в зоне российского интернета можно было бы применить те же законы, которые применяются к иностранным компаниям, которые классифицируются в России как иностранные агенты. «Мы, как законодатели, должны готовить соответствующие законы, которые будут позволять что-то блокировать, что-то запрещать, что-то неким образом контролировать. В этом вопросе от нас очень много зависит», – заключил депутат Чепа.

Добавим, что меры для упорядочивания работы мировых соцсетей в России уже принимаются. Напомним, что в январе Роскомнадзор начал административное производство в отношении соцсетей – причиной стало отсутствие конкретного ответа на требование о локализации персональных данных. Срок требований к Facebook и Twitter о локализации баз данных российских пользователей заканчивается в конце декабря 2019 года и в начале января 2020 года, напомнил на днях глава Роскомнадзора Александр Жаров.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............