Не временным, а структурным кризисом называют текущее положение дел в немецкой экономике большинство экспертов. Массовые увольнения персонала, демонтаж производственных мощностей влекут за собой рост социальной напряженности. А это уже политика.
6 комментариев«Приговор мягкий и должен быть пересмотрен»
Вынесен приговор братьям Навальным по делу "Ив Роше"
Суд приговорил Алексея Навального по делу о хищении денег у компании «Ив Роше» к 3,5 годам лишения свободы условно. Его брат Олег приговорен к реальным 3,5 годам с отбыванием наказания в колонии. Как отмечают эксперты, в похожих делах о крупных хищениях фигуранты, как правило, условным сроком не отделываются – наблюдатели напоминают о подозрениях, что Навального прикрывают в верхах.
Замоскворецкий суд Москвы приговорил блогера Алексея Навального по делу о хищении денег у компании «Ив Роше» к трем с половиной годам лишения свободы условно. Брата Навального Олега приговорили к трем с половиной годам лишения свободы. После оглашения решения Олег Навальный взят под стражу в зале суда.
В деле Навального идет серьезная подковерная борьба. Людей пытаются освободить от ответственности
Судья пояснила, что приговор по делу «Кировлеса», по которому Навальный получил пять лет условно, не включается в дело «Ив Роше», а является самостоятельным наказанием. Суд сохранил домашний арест для Алексея до вступления приговора в силу. Наказание исчисляется с сегодняшнего дня – 30 декабря.
Хищение денег «Ив Роше», по версии следствия, произошло раньше, чем хищение средств «Кировлеса», поэтому судья могла не считать наказание по двум приговорам в совокупности.
Закон допускает назначение обвиняемому двух условных сроков наказания, разъяснила журналистам пресс-секретарь Замоскворецкого суда Москвы Юлия Петрова после оглашения приговора братьям Навальным.
«Возможно, есть какие-то причины»
Накануне вечером стало известно, что Замоскворецкий суд Москвы перенес на вторник, 30 декабря, оглашение приговора Алексею Навальному по делу о хищении денег у компании «Ив Роше». Ранее оглашение приговора было назначено на 15 января.
В рамках этого процесса братьям Навальным было предъявлено обвинение в хищении свыше 26 млн рублей, а также 4 млн рублей у другой фирмы – «Многопрофильной процессинговой компании» – путем обмана, а также в отмывании более чем 21 млн рублей. Олег Навальный находится под подпиской о невыезде, Алексей – под домашним арестом. Прокурор просил для Алексея Навального 10 лет колонии, а для его брата Олега – 8 лет.
Разброс санкций в статье 159 достаточно большой, пояснила газете ВЗГЛЯД зампред совета Исследовательского центра частного права при президенте, член Общественной палаты Лидия Михеева. Если говорить о мошенничестве с использованием служебного положения и о мошенничестве в крупном размере, то лишение свободы возможно сроком до 6 лет, со штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере дохода осужденного за период до 6 месяцев.
При назначении наказания, по словам Михеевой, необходимо учитывать тот факт, что используется «масса факторов и обстоятельств», в том числе смягчающих. «Наш закон достаточно справедливый, и несмотря на то, что Навальный совершает преступление не впервые, возможно, есть какие-то причины, послужившие для суда основанием к выбору такой меры», – предположила она.
«Ничего, кроме возмущения, не вызывает»
- «Абсолютно надуманная, популистская пиар-акция»
- Навальный отказался давать показания в суде о картине
- Почему Навальный и Ходорковский перекрашиваются в патриотов
- Навальный: Давайте подгадаем с моей поездкой в ЦРУ
- Соратников Навального подозревают в хищении 10 млн рублей
Приговор братьям Алексею и Олегу Навальным является мягким и должен быть пересмотрен в сторону ужесточения, полагает депутат Госдумы от «Единой России», первый зампред комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Михаил Маркелов.
«Этот приговор ничего, кроме глубокого возмущения, не вызывает <...> Сегодня надо делать все возможное, чтобы приговор суда был пересмотрен. Прокуратура должна поработать активнее», – комментируя решение суда, заявил парламентарий РИА «Новости».
Свое удивление высказали и представители думской оппозиции. «Навальный уже не в первый раз имеет проблемы с законом и получает условный срок. Это ответ на вопрос, кто находится в реальной оппозиции к ныне действующей власти», – заявил «Интерфаксу» депутат от КПРФ, член думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Денис Вороненков.
Как сообщает ТАСС, депутат от ЛДПР Михаил Дегтярев также считает слишком мягким наказание для Навального. «Не могу понять, почему человек, дважды судом признанный жуликом и вором, до сих пор на свободе, – рассказал Дегтярев. – Получается, чем больше ты кричишь «Долой власть!», чем больше ты воруешь и совершаешь различных махинаций, тем больше у тебя шансов остаться на свободе».
Получил индульгенцию и прощение
Приговор Алексею Навальному считают мягким и в Общественной палате. «Любой другой на месте Алексея Навального получил бы более строгий приговор», – заявил ТАСС член ОП, председатель президиума организации «Офицеры России» Антон Цветков. Он удивлен поведением Алексея Навального. «Получив условный срок, он называет приговор политическим, хотя с моей точки зрения он политически мягок, – добавил представитель ОП. – Надеюсь, при обжаловании прокуратура подготовится тщательно. Судя по публиковавшимся в открытых источниках сведениям об этом деле, я считаю, что Навальный должен получить реальный срок».
На практике «предприниматели, которые занимаются малым и средним бизнесом, не высказываются нигде публично, политически, получают гораздо более жесткие приговоры», заявил газете ВЗГЛЯД председатель Совета Пермского отделения «Опора России», член Общественной палаты Пермского края Дмитрий Сазонов. Он добавил, что неизбежность ответственности за свои поступки должна присутствовать для всех.
«Бросается в глаза тот факт, что если бы это был обычный предприниматель, то приговор наверняка был бы по максимуму, обвинение ведь просило 10 лет одному и 8 другому, а в итоге Алексей Навальный – политический деятель получил индульгенцию и прощение», – сказал собеседник.
Бизнес «с душком»
Депутат Маркелов напомнил, что Олег Навальный, работая во ФГУП «Почта России», являлся государственным служащим.
Напомним, что брат Алексея Навального Олег, используя свое служебное положение (в 2007–2012 годах он занимал пост главы департамента внутренних почтовых отправлений ФГУП «Почта России»), вступил в переговоры с представителями косметической фирмы «Ив Роше Восток».
#{interviewpolit}Он сообщил представителям компании, что для своевременного и быстрого оформления почтовых посылок необходимо заключить договор с фирмой «Главподписка», компанией-посредником его брата – Алексея Навального. Заметим, что при этом Навальный-старший на себя «Главподписку» не зарегистрировал. Для этого был привлечен кипрский офшор «Алортаг Менеджмент Лимитед», а также знакомый Навального Леонид Запрудский, который выступил в роли номинального учредителя и генерального директора.
Договором между «Ив Роше Восток» и «Главподпиской» были предусмотрены завышенные тарифы на услуги по перевозке грузов. Фиктивный гендиректор «Главподписки» Запрудский в ходе следствия утверждал, что даже не знал о существовании этого договора. «Главподписка» не имела реальной возможности оказывать услуги по пересылке почтовых отправлений. Для этого была привлечена еще одна фирма – ООО «АвтоСага», гендиректором которой был знакомый Навального.
С августа 2008 года по май 2011-го «Ив Роше Восток» перечислило «Главподписке» более 55 млн рублей за услуги, которые фактически оказывались фирмой «АвтоСага». Следствие полагает, что из этой суммы более 31,5 млн рублей братья Навальные перечислили «АвтоСаге» за оказанные услуги, а 19,8 млн рублей «легализовали».
«Другой чиновник на его месте получил бы от 8 до 12 лет»
Говоря о действиях Олега Навального на посту высокопоставленного служащего «Почты России» и об ответственности за эти действия, депутат Михаил Маркелов отмечает: «У нас в стране ряд чиновников более мелкого ранга отбывают свой срок за менее тяжкие статьи, которые им инкриминировали, например, за превышение служебных полномочий».
«Господин Навальный приговорен за мошенничество и отмывание средств, добытых нелегальным путем. Любой другой чиновник на его месте получил бы от 8 до 12 лет», – подчеркивает Маркелов.
В случае дел о хищениях, связанных со столь внушительными суммами, «как правило, условным сроком люди не отделываются», подчеркнул в комментарии газете ВЗГЛЯД президент Фонда исследования проблем демократии, член Общественной палаты Максим Григорьев. По его словам, «крайне мягкое наказание» связано с политическими соображениями: «Если бы не участие Навального в политике, наказание было бы значительно большим. Мы можем предполагать, что те или иные группы участвовали в том, чтобы его максимально снизить», – резюмировал политолог.
«Всегда был слабым противником»
«Навального можно назвать «кремлевским проектом», – отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД политолог Олег Матвейчев. – Он нужен был для того, чтобы быть лидером оппозиции, на фоне которой можно себя удачно позиционировать, то есть выглядеть сильным на фоне слабого противника. А Навальный всегда был таким слабым противником, его раскручивали в 2009–2010 годах».
Логика такого проекта, по мнению собеседника, четко просматривается: «Америка собралась выделять огромные деньги за так называемое свержение нашего режима, так вкладывает в это «дырявое решето» – Навального. Ну посадить его сегодня, завтра придется раскручивать другого, и не факт, что тот не окажется более перспективным политиком, нежели Леша, обвешанный, как новогодняя елка игрушками, уголовными делами», – пояснил эксперт.
«Все гарантии, которые ему когда-то давали в Кремле, у него остались, он ни о чем не волновался. Его покровители все известные, находятся у власти, у высоких кабинетов. И его истерики: «Выходите на Манежную площадь!» – политическая игра, которую он должен изображать. Все предсказуемо», – отметил политолог.
«О каком «предпринимательстве» можно говорить?»
Что же касается действий братьев Навальных, то, как отмечает Максим Григорьев, «нет сомнений в том, что Алексей Навальный хотел как минимум заработать на «Ив Роше» и при этом использовал не самые благовидные возможности, намеренно вводил в заблуждение ее руководство».
Юрист Илья Ремесло отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД, что, безусловно, считает приговор мягким. «Это все лишь подтверждает, что в деле (Навального – прим. ВЗГЛЯД) идет серьезная подковерная борьба. Данных людей пытаются освободить от ответственности», – заявил эксперт.
Ремесло рассказал, что вменяемую Навальному статью 159 переквалифицировали на 159.4 «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности», что уже вызывает массу вопросов. «Ни сам Алексей Навальный, ни его брат не являлись ни гендиректором, ни учредителем фирмы, они управляли ею через подставных лиц. О какой предпринимательской деятельности можно говорить?!» – пожал плечами собеседник.
Братом пришлось пожертвовать
Ремесло пояснил, что, по его мнению, изменение статьи было необходимо, чтобы смягчить приговор: по изначальной статье «вариантов особых не было», учитывая, что это уже не первая судимость, «там сложно было что-то придумать, если не переквалифицировать статью».
Собеседник уверен, что имели место быть «кулуарные дела и кто-то обеспечивал защиту таким образом». «А братом, к сожалению, пришлось пожертвовать. Его действительно жаль, у человека есть дети», – заметил эксперт.
При этом эксперт напомнил, что на прошлом заседании суда, когда Алексей Навальный выступал с заключительным словом, он заявил: а почему, дескать, моих родителей не допрашивают... То есть, по его мысли, следователи должны были и их допрашивать, чтобы они его как-то «отмазывали», это ведь «вообще находится за какими-либо моральными рамками», отметил собеседник.
«Все уехали в Куршевель»
Либеральная оппозиция пыталась использовать оглашение приговора Навальным как повод для демонстрации своей силы и многочисленности. Но, как заметил Олег Матвейчев, несмотря на ожидаемые Навальным сотни и тысячи последователей, к зданию суда пришли лишь несколько десятков человек. «Все уехали в Куршевель, – не без иронии добавил Матвейчев. – А возможно, дело не в количестве, и пришли такие страшные люди, что Кремль испугался его сажать, а то эти люди сейчас все разнесут: Манежку, где якобы заварили выходы метро, ждали тысячи человек, и поставили пушки, водометы».
«Факт, что популярность Навального – «мыльный пузырь, мы и так видим, – отметил политолог. – Никто и не собирался никуда идти, тем более сейчас холодно».
«Для российской оппозиции Навальный – отыгранная фигура, что мы можем наблюдать по потере его популярности даже в интернете. Никто о нем не говорит так, как в 2011–2012 году. Ксению Собчак и то вспоминают больше, чем его. О каких тысячах человек можно говорить, чтобы они куда-то вышли?» – удивился эксперт.
По мнению депутата Госдумы Михаила Маркелова, столь незначительная поддержка Навальных вызвана тем, что «вся кампания была надута от начала до конца за счет социальных сетей». «Нет никакой реальной поддержки, – добавляет депутат. – А те люди, которые наиболее активно высказывали свою позицию и говорили о Навальных как о мучениках, вообще не пришли сегодня к зданию суда. Они находятся за границей, отдыхают. Если бы это были настоящие борцы за справедливость, они бы присутствовали сегодня у здания суда».
Под конец года
«Как известно по фильму о Штирлице, «больше всего запоминается последняя фраза» – и тот факт, что информационное пространство в конце 2014 года, полного бурными историческими событиями, кишит сообщениями о судьбе блогера Навального и его очередном приговоре, указывает на то, что кому-то это выгодно», – прокомментировал ситуацию газете ВЗГЛЯД политолог Александр Коньков.
«Весь год он никак не реагировал на вызовы, стоящие перед страной, политического ответа на них у него не было. То, что в конце года он привлек внимание к своей персоне созданием вокруг нее ореола мученика, характеризует его скорее как поп-идола, а не как ответственного политического автора современной России», – отметил он.
По мнению политолога, важно наличие самого факта, что такие преступления «имели место быть», а каким будет приговор – «уже решение суда». «Заниматься борьбой с коррупцией и делать себе на этом имя может только кристально чистый человек, а то, что в общественном сознании Навальный таковым не является, сомнений уже ни у кого не вызывает», – добавил он.
Весь в делах
#{crime}Проблемы с законом у Алексея Навального начались летом 2012 года, когда Следственный комитет предъявил ему обвинение в организации растраты в особо крупном размере. Обвинение было предъявлено в рамках возбужденного еще в 2010 году «дела Кировлеса». Спустя год, в июле 2013-го, Навальный был признан виновным в хищении имущества госкомпании и осужден на пять лет колонии общего режима. Исполнения приговора Навальный должен был ждать в СИЗО, однако днем позже суд изменил меру пресечения на подписку о невыезде. В феврале 2014-го подписка о невыезде была заменена на домашний арест. В результате Навального приговорили к 5 годам лишения свободы условно по обвинению в мошенничестве.
Кроме того, с именем Навального связано еще несколько уголовных дел. В частности, против Навального в СК расследуется дело о хищении 100 млн рублей у партии СПС – с конца декабря 2012 года.
Активисты команды Навального – депутат столичного района Зюзино Константин Янкаускас, а также предприниматели Николай Ляскин и Владимир Ашурков – подозреваются в мошенничестве, связанном с нарушением порядка финансирования кампании своего патрона на выборах мэра Москвы.
В ходе той же избирательной компании стало известно, что оппозиционер был учредителем зарегистрированной 20 ноября 2007 года в Черногории строительной компании MRD COMPANY. По выборному законодательству кандидаты должны предоставлять сведения о доходах, имуществе и иностранных активах, что Навальный не сделал.
Ответчик со стажем
Одновременно с расследованием «дела Кировлеса» на Алексея Навального продолжали сыпаться и другие обвинения и иски, вызванные клеветнической информацией, которую блогер распространял в интернете.
В апреле 2011 года суд вменил Навальному по иску 100 тыс. рублей от бизнесмена Владлена Степанова. Бизнесмен тогда просил суд защитить его честь, достоинство и деловую репутацию от лживой информации, опубликованной в блоге оппозиционера.
В сентябре 2013 года Навальный был вынужден заплатить такую же сумму – 100 тыс. рублей по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации, поданному руководителем Фонда развития гражданского общества Константином Костиным. Политик также добился публикации опровержения информации, опубликованной о Фонде в блоге Навального.
В июне 2014 года Люблинский суд Москвы удовлетворил такой иск председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игоря Руденского.
24 апреля суд удовлетворил требования вице-спикера Госдумы Сергея Неверова по иску о защите чести и достоинства к Навальному и обязал блогера опровергнуть распространенные им сведения о Неверове, порочащие его честь и достоинство. Тогда поводом для иска Неверова стали утверждения Навального о том, что депутат не указал в декларации за 2012 год владение тремя дачными участками в Подмосковье.
Ранее суд оштрафовал Навального на 300 тыс. рублей за клевету в адрес муниципального депутата Алексея Лисовенко.
Кром того, напомним, что зампредседателя комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Михаил Маркелов обратился к главе СК Александру Бастрыкину с просьбой расследовать приобретение блогером двух ружей.
Речь идет о двух ружьях элитной фирмы Benelli стоимостью 6,5 тыс. долларов каждое. В начале апреля стало известно, что Навальный даже свой загранпаспорт получил с нарушением закона.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в тот момент он проходил обвиняемым по делу «Ив Роше» и уже был осужден за хищения у «Кировлеса». Но, отвечая на вопрос: «Не осуждены ли вы за совершение преступления либо привлечены в качестве обвиняемого?», Навальный написал в соответствующей графе: «Нет».