Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

6 комментариев
19 августа 2008, 22:30 • Политика

Не НАТО напрягаться

Россия расколола НАТО

Не НАТО напрягаться
@ Reuters

Tекст: Роман Федосеев

Госсекретарь США Кондолиза Райс не смогла обосновать необходимость санкций в отношении России на экстренном заседании глав МИД стран НАТО. Хотя альянс и назвал действия России в Грузии нарушением международного права и даже провозгласил курс на «изменение отношений с Москвой», наблюдатели уверены – гора родила мышь. Конфликт в Южной Осетии не смог поссорить Москву со Старой Европой, экономические связи оказались крепче уз атлантической солидарности.

Главное политическое событие вторника, если судить по заголовкам мировой прессы, – экстренная встреча глав МИД стран – членов НАТО. Реагируя по факту на события в Южной Осетии и ввод российских войск в Грузию, представители атлантических стран высказывали различные мнения, зачастую прямо противоположные. Так что во вторник от блока ждали именно четкой и консолидированной позиции.

Атмосферное давление

Фактически Североатлантический альянс взял господина Саакашвили под защиту

Наибольшие усилия для того, чтобы эта консолидированная позиция НАТО была как можно более жесткой, приложил, как и следовало ожидать, инициатор встречи в Брюсселе – Вашингтон. США в лице госсекретаря Кондолизы Райс намеревались добиться от остальных 25 стран альянса политической декларации из пяти основных тезисов. Странам НАТО предлагалось осудить «российскую оккупацию Грузии», признать применение силы Россией «чрезмерным», выступить в поддержку «принципа территориальной целостности Грузии», рассмотреть возможность «наказания» России в виде свертывания ряда программ сотрудничеств или даже прекращения деятельности постоянного Совета Россия – НАТО.

Подготавливая почву, Райс с раннего утра сыпала заявлениями. В частности, обвинила Россию в ведении «опасной игры» и желании подчинить себе весь Кавказ. Также в прелюдии отметились президенты Литвы и Польши: Валдас Адамкус и Лех Качиньский выпустили совместную декларацию с призывом к странам НАТО как можно скорее предоставить Грузии и Украине План действий по членству (ПДЧ).

Однако уже по первой поступающей из Брюсселя информации стало понятно, что Североатлантический альянс далек от объявленного накануне его генсеком Яапом де Хооп Схеффером «отсутствия разногласий». Особенно удивил наблюдателей глава британского МИДа Дэвид Милибэнд. Глава Форин-офиса выступил против международной изоляции Москвы, против исключения ее из «Большой восьмерки», но за принятие в ВТО. Еще неделю назад Милибэнд желал прямо противоположного.

Кроме того, руководитель группы правящей коалиции «Народ свободы» в сенате итальянского парламента Маурицио Гаспарри выразил скептицизм в отношении предполагаемого членства Грузии в альянсе. «Слишком много энтузиазма по поводу вступления Грузии в НАТО. Мы можем оказаться вовлеченными в конфликты, решение о которых принималось другими», – передает его слова РИА «Новости».

По словам Гаспарри, необходимо помнить, что Грузия «атаковала Южную Осетию и ей еще необходимо укреплять свои демократические процессы». «Все-таки НАТО – это Североатлантический альянс, а Грузия вообще находится в другой части света», – резюмировал он. Судя по всему, Рим сенатора услышал.

Грузия ждет зимы

Разрозненность позиций явственно отразилась на итогах встречи: на словах – острая критика российского руководства, на деле же конкретных санкций не последовало.

На пресс-конференции, посвященной встрече, Милибэнд заявил, что теперь страны НАТО сомневаются в надежности России как международного партнера. «Призываем Россию немедленно окончательно вывести войска с территории Грузии и признать территориальную целостность страны. Военная операция – не выход», – подчеркнул он, пообещав, что альянс займет «трезвую позицию», с тем чтобы быть уверенным: Россия более не будет угрожать другим странам.

«Для членов НАТО абсолютно очевидно, что Россия нарушила нормы международного права и правила игры в международном сообществе. Главным приоритетом будет теперь, конечно же, защитить территориальную целостность Грузии», – цитирует министра ИТАР-ТАСС.

В то же время Милибэнд подтвердил, что блок продолжит работу с Россией во всех существующих форматах. Это означает, что предложение Кондолизы Райс «наказать» Москву и на неопределенное время закрыть Совет Россия – НАТО не прошло.

«Россия является важным игроком на международной арене. Поэтому важно продолжать работу с Россией в существующих форматах и проводить заседания СРН, если это необходимо, – пояснил Милибэнд, повторив свой тезис еще раз: – Изоляция России – не лучший шаг».

Правда, генсек Яап де Хооп Схеффер уточнил, что «работа Совета Россия – НАТО не возобновится, пока не будет выполнен план Медведева – Саркози», то есть «пока российские силы оккупируют территорию Грузии», пояснил генсек, подчеркнув, что альянс не намерен «закрывать двери» для диалога с Россией.

Были в речи Схеферра и моменты, для России заведомо неприятные. В частности, он призвал Москву не говорить «языком угроз» по отношению к странам – членам альянса в связи с предстоящим размещением на территории Чехии и Польши элементов американской системы ПРО. А также пообещал, что НАТО окажет Грузии военно-техническое содействие.

«Мы ответим на запросы Грузии о содействии, в частности поможем воссоздать уничтоженную систему контроля воздушного пространства», – заявил Схеффер, добавив, что уже в ближайшие часы направит в Грузию группу из 15 экспертов для оценки «нанесенного стране ущерба».

Что касается предоставления Грузии ПДЧ, ждать придется до зимы, – ускорять решение вопроса блок не намерен. При этом альянс принял решение, что комиссия Грузия – НАТО будет создана уже сейчас (в ее задачи входит контроль за тем, как Грузия подгоняет себя под стандарты НАТО).

Отметилась после заседания Совета НАТО и слегка расстроенная Кондолиза Райс. Как оказалось, США изначально не ставили цели изолировать Россию, благо она сама «делает это своими действиями».

При этом госсекретарь заявила, что альянс не позволит России «проводить новые границы». «Мы собираемся просигнализировать, что мы не собираемся позволить России проводить новые границы в тех государствах, которые еще не интегрированы в трансатлантические структуры, такие как Грузия и Украина», – передает ее слова AFP.

Гора родила мышь

Реакция заинтересованных сторон на итоги встречи в Брюсселе была вполне предсказуемой. В Тбилиси позицию НАТО поприветствовали, назвав ее правильной и важной. «Наши отношения с НАТО, признающим суверенитет и территориальную целостность Грузии, станут еще глубже. Это максимум того, что могли сделать в альянсе, образовав Совет НАТО – Грузия»», – заявил вице-премьер, госминистр по евроинтеграции Георгий Барамидзе в прямом эфире радио «Имеди».

Постпред России в НАТО Дмитрий Рогозин в свою очередь признался, что не усмотрел в итоговом коммюнике какой-либо угрозы. «Сам по себе тон документа выдержан, безусловно, скверный, в данном случае натовцы по-прежнему демонстрируют блоковый подход», – сказал дипломат в эфире телеканала «Вести 24» (к слову, накануне Рогозин пообещал, что документ этот изучит «под лупой»).

Вместе с тем, по словам Рогозина, гора родила мышь. «По большому счету все эти угрозы, которые сыпались до сих пор на Россию, оказались пустым словом. НАТО, как страус, спрятал голову в песок, уклоняясь от прямого и откровенного диалога с Россией по Южной Осетии», – отметил постпред, подчеркнув, что в итоговом заявлении министерской встречи альянса есть всего одна фраза о контактах с Россией, которая гласит, что «эти отношения не могут остаться такими, как раньше».

«Все остальные заявления генерального секретаря НАТО, в частности о том, что работа Совета Россия – НАТО не будет возобновлена, пока российские войска находятся на территории Грузии, можно рассматривать исключительно как попытки подвесить к заявлению министров иностранных дел альянса дополнительный смысл», – сказал Рогозин.

При этом дипломат выразил уверенность, что холодной войны не будет. «После заявлений альянса нельзя говорить, что сотрудничество России и НАТО останется прежним. Изменится его график, формат и календарь. Однако холодной войны не будет. Ни Россия, ни Запад не намерены бить горшки и уничтожать все наши совместные наработки», – резюмировал он.

Крайне жестко раскритиковали заявление глав МИД стран НАТО и в Министерстве иностранных дел России. По словам главы ведомства Сергея Лаврова, это мнение предвзято. «В нем ни слова не говорится, как конфликт в Южной Осетии начался и почему он начался. Фактически Североатлантический альянс взял господина Саакашвили под защиту, – заявил Лавров, согласившись со своими коллегами в одном: – Отношения России и НАТО теперь не будут такими, какими были раньше».

К слову, во вторник появились и первые свидетельства практической реакции России на критику со стороны ряда членов альянса. Вооруженные силы РФ отказались от участия в международных учениях Open Spirit – 2008 в Балтийском море, а также заявили о невозможности принять фрегат ВМС США, который планировал посетить с визитом Петропавловск-Камчатский в начале сентября.

Наконец, в конце дня «агент Москвы в альянсе» (так западные СМИ именуют Афины) озвучил «тонизирующее» заявление. Глава МИД Греции Дора Бакоянни заявила, что Афины выступают за продолжение диалога НАТО с Россией, несмотря на решение альянса приостановить заседания СРН. «Диалог очень важен. Греция, как и ряд других стран, выступила за продолжение этого диалога на всех уровнях», – говорится в заявлении Бакоянни, распространенном греческим внешнеполитическим ведомством.

«Я считаю, что мы должны использовать любую возможность, которую дает нам установленный диалог в рамках Совета Россия – НАТО, чтобы послать соответствующие сигналы», – резюмировала Бакоянни.

Комментарии экспертов

Алексей Малашенко, руководитель научных исследований института «Диалог цивилизаций»
Алексей Малашенко, руководитель научных исследований института «Диалог цивилизаций»
Я думаю, это была игра: все ехали за заведомо известным решением. Пусть Кондолиза Райс направилась в Брюссель продавливать жесткое решение по России, но она совершенно четко знала, что продавить его не получится. Каждый в этой игре выполнил свою функцию. Однако в связи с этой историей очевидно как никогда: в НАТО есть серьезные противоречия. Причем я бы выделил три блока: сами американцы, восточная часть Европы (Прибалтика, Польша) и добрая старая Европа, которая прекрасно понимает, что от России ей никуда не деться. Старая Европа, остро покритиковав и пожурив Москву, показала, что готова поддерживать с ней достаточно тесные нормальные отношения. Итоговое решение НАТО – это, с одной стороны, предупреждение Москве: ей как бы простили Южную Осетию, но вторжение в Грузию совершенно точно не простили. С другой стороны, Россию принимают такой, какая она есть, и не собираются выкидывать из «восьмерки». Неожиданные заявления Милибэнда тоже объяснимы. Он работал на это решение, так как знал, что именно оно будет принято. В этом отношении англичане сохранили лицо: они как бы поддержали Америку, но сыграли в русле победившего решения Европы. И эта игра, конечно, нам на руку /ВЗГЛЯД/.

Сергей Маркедонов, политолог, заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа
Сергей Маркедонов, политолог, заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа
В любом внешнеполитическом процессе всегда нужно разделять риторику и реальные действия. Ну что, например, мы хотели услышать от той же Меркель? Многие отечественные СМИ возмутились тем, что она вроде бы сменила позицию по членству Грузии в НАТО. На самом деле она лишь ссылается на итоговый документ Бухарестского саммита, где говорится, что Грузия и Украина станут членами НАТО. Но там не написано когда – через 5, 10 или 45 лет. Политик никогда не будет признавать своих просчетов. Какая сложная, например, ситуация у американцев. Они понимают, что Грузия, если говорить по-простому и неполиткорректно, облажалась и подставила их по очень многим пунктам, но они не могут бросить своего союзника – многие бы этого не поняли. Поэтому Советом НАТО сейчас делается попытка сохранить хорошую мину при плохой игре. Россия – это тот партнер, без которого глобальные проблемы человечества (проблема Ирана, КНДР, распространение ядерного оружия, энергетика, международный терроризм) решить нельзя. В конце концов некий реальный прагматичный формат восторжествует. Может быть, это будет не сегодня, может быть, через полгода, но это обязательно произойдет /ВЗГЛЯД/.

Евгения Войко, эксперт Центра политической конъюнктуры
Евгения Войко, эксперт Центра политической конъюнктуры
В нынешних условиях альянс, безусловно, играет одну из ключевых ролей на международной арене, вследствие чего Россия не заинтересована окончательно и бесповоротно идти с ним на разрыв. Но НАТО и само заинтересовано в сотрудничестве с Россией. Отмечу, что данное заседание было инициировано США, а многие другие ведущие члены блока заняли достаточно сдержанную позицию. И, как мы видим, альянс ограничился лишь дипломатическими санкциями, к которым относится и приостановка работы Совета Россия – НАТО, и жесткая риторика в адрес Москвы. Никаких санкций вроде изоляции России и исключения ее из G8 мы не увидели. Стороны заинтересованы в контактах друг с другом. Что касается перспектив Грузии по вхождению в альянс, мне кажется, Тбилиси может получить приглашение только в связке с Украиной. А никаких перспектив в этом отношении для Киева я не вижу. То есть ситуация, которая обозначилась в апреле, сохранится как минимум до декабря /ВЗГЛЯД/.

Евгений Минченко, политолог, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг»
Евгений Минченко, политолог, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг»
В первую очередь нужно понимать, что НАТО не едино и в нем несколько групп. Первая – это США, которые пытаются обеспечить вокруг России санитарный коридор из своих сателлитов и гарантировать себе контроль над энергетическими поставками в Европу. Полностью в кильватере США движутся Прибалтийские страны, Польша, а также президент Украины Ющенко, но он все-таки еще не вся Украина. Есть группа стран, которая претендует на собственную позицию, они продвигают интересы Европы и не следуют слепо рекомендациям Вашингтона. Это прежде всего Германия и Франция, в меньшей степени Италия. Далее идет набор различных ситуативных союзов. Великобритания сейчас заняла более нейтральную, чем обычно, позицию, потому что британцы сейчас заинтересованы выстроить стратегический энергетический альянс с Газпромом. Таким образом, Россия вполне может рассчитывать на нормальные отношения с ведущими странами Европы, которые не во всем прислушиваются к США и имеют тесные экономические связи с Москвой. Ну а Грузия точно не сможет вступить в НАТО, пока не решит свои территориальные проблемы. Если же она признает независимость Абхазии и Южной Осетии, у нее есть все шансы /ВЗГЛЯД/.
..............