Андрей Перла Андрей Перла Мирного тыла больше нет

До сегодняшнего дня среди нас полно людей, полагающих, что мирный тыл существует, причем именно там, где они находятся. Но тыла нет и прежняя безопасность теперь – не более чем иллюзия.

4 комментария
Ольга Андреева Ольга Андреева В истории позорного русского покаяния поставлена точка

Летом этого года тихо, без помпы и бурных обсуждений, Концепция по увековечиванию памяти репрессированных была радикально изменена. Это логично следовало из факта запрета «Мемориала» в конце 2022 года.

31 комментарий
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Американцам придется привыкать к правилам «Концерта держав»

Отрицание Ялты 2.0 было бы абсолютно правильным и верным – если бы не одно большое но. У США уже нет выбора – им рано или поздно придется принять эту новую систему и садиться за стол переговоров с другими великими державами.

9 комментариев
14 ноября 2008, 22:00 • Политика

День двух президентов

Эксперты оценили итоги саммита РФ-ЕС

День двух президентов
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Роман Федосеев, Андрей Резчиков

На первый взгляд итоги саммита Россия-ЕС оказались крайне позитивными для президента РФ: позиции Москвы и Брюсселя по кавказскому конфликту сближаются, Европе нравятся начинания Медведева в области безопасности и борьбы с финансовым кризисом. Однако новым камнем преткновения может стать размещение «Искандеров» в Калининградской области. По просьбе газеты ВЗГЛЯД политологи и эксперты оценили перспективы отношений России и ЕС, а также влияние на данный процесс Барака Обамы.

На повестке дня 22-го по счету саммита Россия – ЕС, по сути, было три основных вопроса – сотрудничество Москвы и Брюсселя, глобальный финансовый кризис и евроатлантическая безопасность, в том числе, в контексте инициативы Дмитрия Медведева по созданию нового договора.

До и после

Евроэлита продолжит требовать от России гарантий энергобезопасности и критиковать размещение «Искандеров». Но ведь изначально эта проблема была создана не Россией

Что до возобновления переговоров по базовому соглашению о партнерстве – неожиданностей не произошло. Промежуточную черту подвел председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу:

«Мы приняли решение продолжать переговоры. Мы рассматриваем этот договор в качестве стратегического документа Евросоюза, мы полагаем, что такое значение он носит и для России», – цитирует главу Еврокомиссии ИТАР-ТАСС. Позже комиссар ЕС Бенита Ферреро-Вальднер заявила, что фактические консультации по соглашению начнутся уже 2 декабря.

К слову, сторонники «жесткого давления на Россию», и в первую очередь, конечно, Тбилиси, до последнего момента пытались помешать реанимации диалога. Накануне с незапланированным визитом в Париж даже прибыл Михаил Саакашвили.

Результаты переговоров Саакашвили и Саркози неизвестны. Елисейский дворец даже предпочел не публиковать официального коммюнике по результатам встречи, что происходит крайне редко.

Попутно Саакашвили совершил настоящий рейд по французским СМИ, рассказывая о «российской агрессии», «перекрытии энергетического коридора» и о «строительстве заградительной стены в Абхазии». Были и другие домашние заготовки. Так, в эфире ряда телеканалов и радиостанций он сравнивал действия российских властей с политикой Гитлера и Сталина в Чехословакии, Польше и Финляндии.

А вот вопросы зрителей «кто напал первым?» и «сколько человек погибло в Южной Осетии во время грузинской агрессии?» Саакашвили оставил без ответа. А равно и ироничные выпады ведущих, поинтересовавшихся: «Вы действительно думаете, что Россия хочет завоевать Европу?».

Вообще же итоги саммита позволяют судить, что позиции Брюсселя и Москвы относительно кавказского кризиса, который и был причиной заморозки переговоров по соглашению, все больше сближаются. Так, президент Франции заявил, что Россия выполнила свои обязательства по плану «Медведева–Саркози».

Более того, он впервые заговорил о кардинальном отличии позиции ведущих стран Евросоюза от позиции откровенных противников Москвы. «В отличие от других я, как председатель Евросоюза, никогда не размахивал жупелом военной угрозы. Наша стратегия, стратегия Евросоюза, оказалась более эффективной, чем стратегия так называемых «друзей Грузии». Политика угроз ни к чему не приведет ни Россию, ни Грузию, ни Евросоюз, это не концепция ЕС», – подчеркнул президент Франции.

«Я не вижу, что суетливые перемещения военных кораблей в близлежащем море к чему-нибудь привели, - продолжал он, намекая на отправку американских военных кораблей якобы для доставки гуманитарной помощи в грузинский порт Поти. - В отношениях между Россией и Евросоюзом можно продолжать угрожать друг другу ракетными щитами, военными кораблями. Но это ничего не даст России, это ничего не даст Грузии, это ничего не даст Евросоюзу».

В свою очередь российский президент поблагодарил французского коллегу «за помощь в преодолении наиболее острой фазы кризиса». И подчеркнул, что Россия полностью признает территориальную целостность Грузии, но - с учетом независимости Южной Осетии и Абхазии. «Решение России о признании независимости Абхазии и Южной Осетии окончательное и бесповоротное», – отрезал президент России, отвечая на вопрос, в какой «системе координат» происходит сейчас обсуждение ситуации на Кавказе.

Что касается обсуждения вопросов европейской безопасности, Саркози не только заявил о поддержке идеи президента России о проведении в 2009 году саммита по «Договору о евробезе», но и взял инициативу в свои руки, предложив использовать для этого саммит ОБСЕ. Медведев к этому отнесся с пониманием.

Между тем, можно констатировать, что в отношения между Россией и Западом появилась и заняла прочные позиции новая ключевая тема – размещение российских ракетных комплексов «Искандер» в Калининградской области. На итоговой пресс-конференции Саркози не преминул напомнить об обеспокоенности Европы в связи с этим решением и призвал отказаться от него еще до обсуждения Договора.

«Надо сделать все, чтобы избежать этого развертывания, пока не обговорим все аспекты европейской безопасности. Россия, Европа и США не должны решать свои проблемы с помощью ракет», - заявил французский президент, добавив, что и размещение американской ПРО в Восточной Европе «никак не способствует росту безопасности в регионе».

К слову, подлил масла в огонь европейских опасений и президент Белоруссии Александр Лукашенко, заявивший в пятницу, что Минск намерен разместить «Искандеры» на свой территории, причем даже в том случае, если от России не поступит такое предложение. «На данный момент у нас нет средств, но это входит в наши планы - сейчас я сообщаю секретную информацию, - иметь такую боевую технику», - сказал Лукашенко в интервью Wall Street Journal.

Темой, которая в принципе не выявила никаких противоречий на саммите, стал финансовый кризис. Стороны признали, что предложенные Москвой и Брюсселем пути решения этой проблемы схожи между собой. От себя Саркози назвал план России «очень качественным».

Что было и что будет

По мнению эксперта по внешней политике Центра политической конъюнктуры России Евгении Войко, итоги саммита свидетельствует о том, что в отношениях России и Европы поставлена финальная точка в том, что касается «кавказского досье».

«Если ранее Брюссель предъявлял Москве какие-то претензии по ряду вопросов, в том числе по выполнению плана «Медведева–Саркози», то сейчас Европа сняла свои претензии. Однако говорить о долгосрочной победе пока преждевременно. Результаты саммита необходимо увязывать с председательством Франции в Евросоюзе. В 2009 году эта роль переходит Чехии, которая занимает не проевропейскую, а проамериканскую позицию, поэтому последствия могут быть непредсказуемыми», - считает эксперт.

Политолог и публицист Леонид Радзиховский, напротив, считает, что заключение договора не слишком зависит от того, кто на данный момент председатель. «ЕС – сбалансированная организация, где учитываются голоса разных стран. Даже если представитель Чехии занимает позицию против соглашения с Россией, правом вето обладает любая страна, как председательствующая, так и не председательствующая», - заявил политолог в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД.

Он также отметил, что не стоит преувеличивать историческое значение этого документа, но и не стоит называть его «чистым пиаром». «Экспорт газа и нефти из России и импорт оборудования, лекарств, товаров из Европы никаким образом не регламентируется соглашением Россия – ЕС. Возможность людей получать визы и свободно ездить в Европу тоже не зависит от этого документа. Но соглашение, по-видимому, имеет некоторое рамочное значение. Оно создает общую благоприятную атмосферу для контактов, в том числе и экономических и гуманитарных», - говорит эксперт, добавляя, что работа над новым текстом соглашения может занять 2-3 года.

Генеральный директор Центра политической информации Мухин Алексей также считает, что процесс переговоров будет трудным и долгим. «Саркози сейчас старается быть хорошим парнем для России и сохранить хорошие отношения с Дмитрием Медведевым. Поэтому его оценки резко отличаются от тех, которые дают страны Балтии. Резкая оценка стран проамериканской направленности в Евросоюзе должна насторожить Россию и попытаться стимулировать старых членов Евросоюза – Италию, Германию, Францию – те страны, с которыми мы напрямую решаем вопросы», - замечает Мухин.

«Одно одело – начать переговоры, о чем говорил Николя Саркози, а другое дело – их завершить к всеобщему удовольствию. Поэтому впереди очень долгий и трудный процесс совместной выработки конкретных решений. На фоне финансового кризиса это обсуждение будет часто срываться на истерические нотки. На Смоленской площади готовы к долгому и трудному процессу», - резюмирует он.

В свою очередь президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов считает важным заострить внимание на роли нового президента США Бараке Обамы. «Мы видим, что с одной стороны, ЕС сегодня воодушевлен приходом Барака Обамы на пост президента США и будет ждать новых шагов от американского руководства. Евросоюз пока не очень представляет, нужно ли использовать Россию как противовес США, или с этой страной наступит золотой век отношений. И говорить о каком-то серьезном прогрессе в отношениях с Евросоюзом можно будет уже после следующего года, когда резонанс по Калининграду отойдет на второй план, а Обама освоится на посту президента США», - сказал политолог корреспонденту газеты ВЗГЛЯД.

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов также уверен, что многое в этой ситуации будет зависеть от американской администрации.

«Совершенно очевидно, что европейская элита продолжит требовать от России гарантий энергобезопасности и критиковать размещение «Искандеров». Но ведь изначально эта проблема была создана не Россией, она была создана американской администрацией, принявшей решение о создании третьего позиционного района ПРО. Между тем, сам Медведев уже дал понять, причем в довольно благожелательной форме, что Россия готова не размещать «Искандеры», если США мягко отойдут от своего решения по ПРО – практически это «нулевой» вариант», - напоминает эксперт.

«Если бы европейские политики провели соответствующие переговоры с американцами, то результат мог бы быть очень позитивным, - продолжает Орлов. - Обама ведь, как и Медведев, а может быть в большей степени, чем Медведев, президент ценностей, открытости и нового, прозрачного стиля политики, а не realpolitic. И лучшими мерами по увеличению доверия между США были бы решения о выводе войск из Ирака, и о неразмещении ПРО. Если выражаться пафосно, это то, чего ждет от него все человечество, включая Россию и ЕС. Я думаю, все понимают, что это было бы не оскорблением самой влиятельной страны мира, а был бы разумный шаг державы, которая заботиться о своем подлинном величии. Величии, основанном на ценностях и экономической мощи, а не на односторонних силовых шагах», - считает эксперт.

В тоже время Леонид Радзиховский уверен, что по ПРО американцы не отступят в любом случае. «Поэтому дипломатическая мудрость России заключается в том, чтобы по возможности сохранив лицо, выйти из этой ситуации, то есть не обострять отношения с Европой и не доводить дело до такой ситуации, при которой из-за этих ПРО еще и отношения с Европой будут испорчены. Если Россия займет сдержанную, разумную позицию по данному вопросу, не будет спешить с «Искандерами», смягчит свою риторику, Европа это вполне оценит и тоже проделает свою часть пути в отношении России. Давить же на Европу силой занятие бесперспективное, потому что козырей для такого давления, как бы ни были слабы европейские политики, у России физически нет», - заключает публицист.

Комментарии экспертов

Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве
Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве
Данный саммит ознаменовал полное поражение «пятой колонны» внутри ЕС, ориентированной на США. Изначально лишь Франция в лице президента Саркози при негласной поддержке других европейских «локомотивов» приняла позицию России в связи с признанием ей независимости двух республик. В частности, это нашло свое выражение в «новых» принципах Медведева-Саркози, которые пришли на смену «старым» августовским и исходили из того, что возврат к состоянию «до 8 августа» невозможен, хотя статус республик и подлежит обсуждению. <a href= http://actualcomment.ru/daytopic/98.html target=_blank>Читать далее</a>.
..............