Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Для соседей России достаточно одной «красной линии»

Самое сложное в политике России в отношении государств бывшего СССР – это четкое определение наших собственных целей: чего мы, собственно говоря, хотим в первую очередь?

17 комментариев
Алексей Чеснаков Алексей Чеснаков Протесты на Украине как важный симптом

Протест более не табу. Критика властей не воспринимается как «игра на противника». Именно этот эффект позволял офису Зеленского заметать под ковер множество проблем.

5 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Украинская православная церковь безропотно идет на заклание

Если система не сопротивляется нигде и никак – а Украинская православная церковь не сопротивляется действиям незаконных украинских властей – то ее можно уничтожать не только с помощью вооруженных бандитов, но и на законодательном уровне.

7 комментариев
5 июля 2007, 07:37 • Политика

Дума сделала подарок Шаймиеву

Дума сделала подарок Шаймиеву
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Елена Беркут

Депутаты Госдумы поддержали в среду новую редакцию президентского законопроекта об утверждении Договора о разграничении полномочий между РФ и Татарстаном. «Хотелось, чтобы политическая дискуссия осталась за рамками обсуждения договора», – предложил парламентариям, представляя законопроект, полномочный представитель президента РФ в Госдуме Александр Косопкин. Но депутаты его не послушали.

Данный документ станет единственным соглашением между органами власти России и субъектом Федерации. Все остальные подобные соглашения, которые были подписаны в начале 90-х, уже утратили свою юридическую силу, так как заключались на 10 лет. У данного договора такой же срок.

Закреплено право органов власти Татарстана выдавать гражданам РФ, проживающим на территории республики, общегражданский российский паспорт с вкладышем на татарском языке

«Башкортостан в отношении подобного договора сделал первые шаги, – рассказал Александр Косопкин, отвечая на вопрос депутатов о намерениях других российских регионов заключить подобные соглашения. – О Чеченской Республике, впрочем как и об остальных субъектах, мне ничего не известно».

Несмотря на то что Госдума вторично принимает данный проект закона, без дискуссии не обошлось. Хотя возражения в основном имели характер исторического экскурса во времена распада СССР. «Искать корни развала СССР надо не во вкладышах в паспортах», – увещевал депутатов Косопкин.

Напомним, что после первого внесения в Думу в конце прошлого года документ насторожил парламентскую оппозицию. Так, с резкой критикой договора между федеральной властью и Республикой Татарстан выступила КПРФ. В заявлении председателя партии Геннадия Зюганова говорится, что этот договор возвращает Россию к той системе федеративных отношений, которая возникла после разрушения Советского Союза и которая, по мнению коммунистов, себя полностью исчерпала. Геннадий Зюганов также подчеркнул, что, принимая этот договор, «нынешние российские власти становятся на скользкий путь, чреватый ростом сепаратизма и национальной ограниченности».

Комментируя ситуацию вокруг ратификации договора для газеты ВЗГЛЯД, председатель Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Виктор Гришин напомнил, что у Татарстана с Россией договор о разграничении предметов ведения и полномочий существовал с 1994 года, однако прекратил свое действие около полугода назад. Внесенный правительством Татарстана и подписанный Владимиром Путиным договор, отметил Гришин, имеет рамочный характер, то есть не содержит конкретных формулировок по разграничению тех или иных полномочий, а лишь констатирует возможность договариваться по каждому вопросу с федеральным центром.

27 июня президент РФ внес в Госдуму новую редакцию законопроекта об утверждении соответствующего договора после отклонения первого варианта Советом Федерации. Первый заместитель председателя Государственной думы РФ Олег Морозов сообщил газете ВЗГЛЯД, что, по сравнению с прошлым вариантом договора, в новом документе присутствуют некоторые изменения, которые главным образом «фиксируют, что договорные отношения и взаимоотношения в целом Республики Татарстан и Российской Федерации базируются на федеральном законодательстве и законах Республики Татарстан».

Этот пункт, по мнению Александра Косопкина, был включен с учетом пожеланий Совета Федерации, который 21 февраля отклонил первый вариант договора, аргументируя свою позицию тем, что «этот документ противоречит конституции и угрожает целостности страны». Косопкин подчеркнул, что, «как и при первом обсуждении, договор полностью соответствует федеральному законодательству России».

Вторая новация, по словам Морозова, состоит в том, что «из текста ушла специальная статья, которая фиксировала статус Республики Татарстан в Российской Федерации». «Это была излишняя норма, поскольку статус республики определяется Конституцией РФ, утверждающей, что все субъекты Федерации равны, и среди них названа Республика Татарстан», – уточнил вице-спикер.

В целом новая редакция не претерпела концептуальных изменений по сравнению с первоначальным вариантом. Документом предусматривается, что правительства России и Татарстана заключают соглашения о совместном решении вопросов, связанных с экономическими, экологическими, культурными и иными особенностями республики. Кроме того, в договоре закреплено право органов власти Татарстана оказывать по согласованию с правительством РФ поддержку и содействие соотечественникам и выдавать гражданам РФ, проживающим на территории республики, общегражданский российский паспорт с вкладышем на татарском языке.

Согласно договору для кандидатур, вносимых на замещение должности высшего должностного лица республики, в соответствии с действующим законодательством также предусматривается дополнительное требование владения русским и татарским языками.

«Этот договор и утверждающий его законопроект дадут возможность оптимизировать процесс развития Республики Татарстан и совершенствования взаимоотношений между федеральным центром и субъектом Федерации», – подытожил в интервью газете ВЗГЛЯД вице-спикер Госдумы Владимир Катренко.