Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

4 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

5 комментариев
7 сентября 2005, 19:05 • Политика

Сколько стоит борьба с бедностью

Государство начинает борьбу с бедностью

Сколько стоит борьба с бедностью
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Петр Шмелев,
эксперт Центра изучения
региональных проблем

План мероприятий по дополнительному финансированию объектов здравоохранения и образования, а также аграриев и строителей дешевого жилья, озвученный президентом Владимиром Путиным перед высшими чиновниками и депутатами государства 5 сентября, многочисленные комментаторы и толкователи смыслов сразу же окрестили «проектом национального масштаба», «коренным разворотом госполитики», «лево-социальным уклоном» и иными звучными словами.

Строго говоря, все эти термины к озвученному плану не имеют ни малейшего отношения. Разворот в политике означает, что направления госрасходов пересматривается коренным образом, т.е. часть отраслей экономики получает дополнительное финансирование за счет урезания ассигнований на другие отрасли.

Революционное планирование

Самое важное – масштабы трат на «национальный проект». 115 млрд. рублей – это менее половины процента нынешнего российского ВВП

В нашем случае имеет место иная ситуация. По признанию главы Минэкономразвития Германа Грефа, соответствующие расчеты сумм, необходимых на вышеозвученные цели, были осуществлены еще весной этого года, сразу после оглашения президентского послания Федеральному собранию. Соответственно, искомая сумма – 115 млрд. рублей – уже заложена в проект бюджета на 2006 год, при этом урезать прочие статьи бюджетных расходов не пришлось.

Наконец, самое важное – масштабы трат на «национальный проект». 115 млрд. рублей – это менее половины процента нынешнего российского ВВП. Для сравнения: такую сумму составляет ежемесячный(!) прирост средств Стабилизационного фонда. С точки зрения государства, речь идет о низкозатратной бюджетной операции, возможно, обещающей власти некоторые политические дивиденды.

Говорят же о «масштабности» проекта в основном критики всей нынешней экономической политики правительства, в контексте «замах на рубль – удар на копейку». Основной лейтмотив претензий к предлагаемому плану – он поощряет социальное иждивенчество и обернется очередным витком инфляции, пожирающей все «допдоходы» облагодетельствованных граждан.

Между тем при всей своей наивной простоте (как свидетельствует мировая практика, серьезная модернизация социальной сферы страны с переходной экономикой проводилась не за 4 млрд. долларов, как предлагается в нашем случае, а за суммы на порядок большие) предложенный план носит вполне революционный характер.

Сделанные президентом страны обещания повысить зарплату учителей и врачей на 5-10 тыс. рублей - это не банальный популизм, а реальный стимул для развития российских регионов. Лишь в Москве, Тюмени, на Чукотке, Сахалине и в Республике Коми средняя зарплата местного жителя, по расчетам Федеральной службы по государственной статистике (Росстат), превышает показатель 10 тыс. рублей в месяц.

Во всех остальных регионах России обещанный рост зарплат работников социальной сферы приведет к удвоению или утроению их доходов, поднимет эту категорию граждан на высший уровень местной социальной иерархии. И при этом издержки бюджета на реализацию проекта минимальны с точки зрения бюджета, как было показано выше.

Образ жизни европейской бедноты

Доля затрат на потребление в структуре доходов москвичей превышает 90% (фото ИТАР-ТАСС)
Доля затрат на потребление в структуре доходов москвичей превышает 90% (фото ИТАР-ТАСС)

Называя вещи своими именами, власть дает понять, что отныне она не считает для себя зазорным (антилиберальным) ускоренными темпами финансировать социальную сферу. Ситуация там в самом деле близка к катастрофической. Доля затрат на потребление в структуре доходов населения российских регионов колеблется от 43% (Чукотский автономный округ) до 95% (Пермская область). Иными словами, даже население богатых регионов России придерживается образа жизни европейской бедноты.

В Европе человек, тратящий более трети своего дохода на потребление, по своему социальному статусу приближается к маргиналу, так как вынужден думать лишь о физическом выживании, а не о совершенствовании своего личностного потенциала. До таких стандартов пока далеко даже большинству жителей Москвы и окрестностей. Всего два года назад доля затрат на потребление в структуре доходов москвичей превышала 90%, а в Московской области остается такой и поныне.

Очевидно, что даже обещанной президентом прибавки большинству россиян не хватит, чтобы уйти от черты бедности. Для этого потребуется на протяжении 3-4 лет выделять по 150-200 млрд. рублей ежегодно на подобные цели. И тут уже проблема борьбы с инфляцией действительно выйдет на первый план. С одной стороны, инфляция - это производная от роста тарифов естественных монополий, которые в свою очередь способствуют росту доходной части бюджета. С другой же стороны, инфляция, по сути, – «необъявленный» налог на беднейшие слои граждан России, от «уплаты» которого к тому же невозможно уклониться, а размер его меняется в соответствии с аппетитами «естественных монополистов».

Кроме того, прежде чем давать новые обещания, хорошо было бы разобраться со старыми. Согласно данным Росстата, суммарная задолженность по заработной плате по всем секторам экономики (за исключением субъектов малого предпринимательства) на 1 августа 2005 года составила 11,1 млрд. рублей. Из общей суммы просроченной задолженности более 2 млрд. рублей (18%) приходится на задолженность, образовавшуюся в 2004 году, и почти 1,5 млрд. рублей (13%) - на 2003 год и ранее. Сокращаются долги чрезвычайно медленно, по 1,5% в год. Нежелание (или неспособность) властей разобраться с относительно небольшими объемами задолженностей бросает тень на обещания чиновников потратить на нужды «социалки» суммы в 10 раз большие.

В целом инициативу властей можно оценить как попытку решать давно назревшую и актуальную для каждого региона страны проблему необременительным для бюджета образом. Станет ли проект действительно революционным, зависит от того, сделают ли власти акцент на необходимости решать проблемы до конца или увлекутся поиском «необременительных» сиюминутных решений.

..............