Глеб Простаков Глеб Простаков «Северные потоки» – козырная карта в большой геополитической игре

Игра вокруг неработающих «Северных потоков» содержит целый ряд занимательных сюжетов. Германская линия остается самой неопределенной, но и самой интересной одновременно. Если следствие докажет вину политического и военного руководства Украины, последствия могут быть весьма серьезными.

7 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Падение Асада создаст Израилю проблемы, а не возможности

Не получится ли так, что вместо «Хезболлы» и Асада Израиль получит куда более серьезных противников в лице новых руководителей Сирии или даже Иордании, а в Ливане появятся организации, куда более опасные для Израиля, только суннитского толка?

3 комментария
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Как России трактовать сирийский опыт

Умение признавать, что события развиваются подчас нежелательным для России образом, как в случае с Сирией, должно сочетаться с полной готовностью к продолжению борьбы и уверенностью в нашей стратегической дееспособности.

16 комментариев
17 октября 2005, 00:34 • Политика

Улыбка Лужкова стоит 5%

Выборы в Мосгордуму: улыбка Лужкова стоит 5 %

Улыбка Лужкова стоит 5%
@ Гульнара Хаматова/ВЗГЛЯД

Tекст: Ирина Романчева

Социологи считают, что список «Единой России» наберет на выборах в Мосгордуму 35% голосов. Однако сами «медведи» уверены, что их поддержат около 50% горожан. О том, насколько реальны эти прогнозы и какие задачи будут стоять перед будущим столичным парламентом, газете ВЗГЛЯД рассказал депутат МГД, член фракции «Единая Россия» Михаил Москвин-Тарханов.

«Это наша сторона баррикад»

Путин, который снимал красный флаг с Ленсовета, покойный мэр Питера Собчак, действующий мэр Москвы Лужков, Явлинский, Гайдар – это наша сторона баррикад

- Когда-то Вы были членом фракции СПС, потом вошли во фракцию «Яблоко» - объединенные демократы», а совсем недавно присоединились к «Единой России». Почему - Вас разочаровали либералы или вы не верите в их победу на грядущих выборах?
- Я 15 лет как депутат, из них 11 лет - в Мосгордуме. Я стал депутатом еще в Советском Союзе. В первый раз общество «Мемориал*» выдвинуло меня кандидатом в городские законодатели в 1990 году. Я никогда не был членом партии «Яблоко». Год назад я вступил во фракцию «Яблоко» - объединенные демократы» и проработал в ней год. Когда координатор фракции Вера Степаненко вступила в партию «Единая Россия», «яблочная» фракция фактически развалилась. В ней осталось всего два депутата: я и Евгений Бунимович.

И я принял решение перейти во фракцию «Единая Россия», опять же не вступая в одноименную партию. Для меня эти переходы - СПС – «Яблоко» - «Единая Россия» - мало что значат. Моя баррикада осталась в 1993 году. В середине 90-х я был сопредседателем московского отделения «ДемРоссии». И с тех пор я точно знаю, что Путин, который снимал красный флаг с Ленсовета, покойный мэр Питера Собчак, действующий мэр Москвы Лужков, Явлинский, Гайдар – это наша сторона баррикад. А Жириновский, Зюганов, Рогозин - это противоположная сторона баррикад. Все остальное для любого человека, который прошел через события 1991-1993 годов, – не важно.

И Лужков, и Явлинский – свои. С ними можно не соглашаться по каким-то экономическим вопросам. Но эти вопросы, по сути, мелочи, свойственные современному буржуазному обществу, и к революции, которую мы вместе выиграли, они отношения не имеют. Поэтому в данной ситуации я предпочитаю поступать прагматично: когда считаю нужным, с одинаковым удовольствием сотрудничаю и с «Яблоком», и с «Единой Россией», и с СПС. В «Яблоке» были одни симпатичные ребята, они разошлись. Я пришел к другим симпатичным ребятам, которые сказали: «Михаил Иванович, ждем вас!»

- Но взгляды «Единой России» на решение городских проблем Вам близки?
- Я уверен, что для города политика Лужкова представляет максимальную выгоду. Кроме того, она совпадает с моими представлениями о том, каким должно быть будущее столицы. Находясь и в «Яблоке», и в СПС, я всегда выступал за сотрудничество с городской властью. Список «Единой России» на московских выборах, как известно, возглавит Юрий Михайлович Лужков. Так что, вступив в фракцию «Единая Россия» и согласившись на место в списке «Единой России», я сделал вполне логичный шаг.

Причем, заметьте, федеральная «Единая Россия» и ее московское крыло – это не одно и то же. Московское отделение «Единой России» - это правопреемник бывшего «Отечества». И столичные «медведи» порой очень жестко критикуют «медведей» федеральных. Поэтому помимо баррикады 1993 года, о которой я говорил, сейчас, после неудачного старта правительственных реформ внутри самой «Единой России», появилась «внутренняя баррикада», к счастью, она не очень крутая. И в последнее время она, к счастью, дала трещину, так как «федералы» стали больше прислушиваться к мнению «москвичей».

- А как это противостояние между московскими и федеральными «медведями» повлияет на столичные выборы?
- Откровенно говоря, думаю, что никак. Баррикада «федералы – москвичи» не доходит до самого верха. Путин и высокопоставленные кремлевские чиновники здесь не берут ничью сторону. Предпочитают нейтралитет, занимая позицию «то, что полезно для России, - хорошо», - вне зависимости от того, Лужков или Кудрин автор здравых идей. И за счет того, что фронт пролегает в социально-экономической плоскости, на московские выборы, думаю, он никак не повлияет.

«Единая Россия» добивает до 50%»

Михаил Москвин-Тарханов (bfrz.ru)
Михаил Москвин-Тарханов (bfrz.ru)

- Оппозиция частенько клеймит «медведей» за то, что на многих выборах они во главе партийного списка выпускают так называемых «паровозов» - уважаемых политиков, которым априори не нужен депутатский мандат. На столичных выборах список «Единой России» «потащит» за собой в городскую думу Юрий Лужков. Вы считаете это правильным?
- Мы правильно поставили Юрия Михайловича во главе списка. Таким образом мы себя обозначили как московское крыло «Единой России». Можно было поставить другого. Например, взять и пригласить во главу списка Михаила Зурабова. Но тогда мы бы точно «пролетели» мимо Мосгордумы.

- А с Лужковым в качестве первого номера списка «Единая Россия», по Вашим прогнозам, какой процент голосов получит?
- По моим данным, «Единая Россия» «добивает» до 50%. Но однопартийный парламент мы создать не можем. Что делать? Неужели мы должны сами с рук выкармливать себе оппозицию? Вынимать, мыть, чистить этого больного инвалида, который набок падает, и из него делать второго человечка, альтер эго «Единой России»? В принципе с «Яблоком» это можно было сделать. А вот можно ли это сделать из гибрида СПС и «Яблока» - я не знаю.

- Почему? «Яблоко» ближе партии власти, чем СПС?
- Понимаете, политический расклад в региональных и федеральном парламенте сильно отличаются во всех странах. В московской думе всегда была такая ситуация: «Яблоко» тесно сотрудничало с «Единой Россией» и Юрием Лужковым. Если вы посмотрите протоколы голосований, то увидите, что «Яблоко» голосует в основном так же, как «Единая Россия». А СПС была фракцией, которая держит кукиш в кармане. Ее руководители - Иван Новицкий и Людмила Стебенкова, которая, правда, недавно ушла из фракции, - голосовали так же, как парламентское большинство. А еще один эспээсовец - Дмитрий Катаев - голосовал всегда «против». Несмотря на кажущийся разлад, фракция СПС, следуя указаниям политического руководства СПС, в целом вынуждена была быть критиком московской власти, хотя персонально ее члены и хотели «дружить» с Лужковым. Такую же позицию, кстати, занимает фракция «Родина». Получается, что «Яблоко» и «Единая Россия» в Мосгордуме – союзники. СПС и «Родина» – их робкие, но все же противники. А Партия жизни все пытается определиться, за что она вообще.

- Выходит, для СПС было бы логичным объединиться на столичных выборах не с «Яблоком», а с «Родиной»?
- Вот именно! Союз «Яблока» и СПС может полностью дезориентировать нормального, думающего москвича. Нет, на федеральном уровне все нормально и понятно: либералы объединились. А на московском уровне не ясно: как же могли объединиться противники и союзники действующей городской власти? Кто они теперь? И как их союз будет воплощаться? Если они будут выступать за Лужкова, значит, СПС отказалась от своих многолетних воззрений. А если будут выступать против Лужкова, значит, «Яблоко» пошло на поводу у СПС. Поэтому теперь они скорее всего опять будут извиваться, ползти, говорить, что лично Лужкова они хвалят, а в целом против «Единой России» борются. Между тем СПС с «Яблоком» даже вместе наберут 7% максимум. И остальные оппозиционеры получат примерно столько же.

«Яд для Москвы»

Лидер партии «Родина» Дмитрий Рогозин (фото ИТАР-ТАСС)
Лидер партии «Родина» Дмитрий Рогозин (фото ИТАР-ТАСС)

- И все же в Мосгордуме должна быть как минимум еще одна партия. Кто станет вторым? «Родина»?
- Тот, кому улыбнется Юрий Михайлович. Улыбка Лужкова процентов пять стоит. А вот если он нахмурится, то это сразу отберет 5%.

- И кому сейчас улыбается мэр?
- Мне кажется, он пока дистанцировался от предвыборной суеты. Он возглавляет список «Единой России» и занимается сейчас вопросами, связанными только с этим. Но вообще для Лужкова важны люди. Если люди серьезные, люди хорошие, он готов работать с любым идеологическим направлением, кроме экстремистов.

- Что Вы думаете о лозунге, под которым «Родина» идет на выборы, - «Москва для москвичей»?
- А кто такой этот москвич? У нас 82% квартир покупают иногородние граждане. После того как они приобрели квартиру, они становятся москвичами? А те люди, которые приезжают в столицу на работу и живут в гостиницах, они – москвичи? А те, кто обитает на стройке? Как это определить? Ввести ценз оседлости? Но это нецивилизованная, безобразная мера. Да, его, возможно, нужно учитывать, когда речь идет о ряде городских социально-экономических программ.

В этом случае вполне разумно, что право на участие, например, в ипотеке на льготных условиях получают люди, долгое время платившие налоги в городскую казну. Или «Родина» собирается придумать более хитрую схему: если ты купил квартиру, то ты москвич. Если ты здесь устроился на работу, ты пока еще не москвич, но ты желательный элемент. Води автобус, нам нужны водители автобусов. А если ты на рынке торгуешь – вон из города? Я, как славянин и москвич в восьмом поколении, не хочу, чтобы моих детей били на улице. А чтобы такого не случалось, иностранцев нельзя загонять в гетто, надо протянуть им руку. Необходимо, чтобы они получили образование, нормальные условия для жизни. Тогда они не будут убивать моих детей, а будут дружить с ними. Поэтому я считаю, что такая позиция «Родины» – яд для Москвы.

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский (фото ИТАР-ТАСС)
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский (фото ИТАР-ТАСС)

- В жизнеспособность союза СПС и «Яблока» Вы не верите. «Родина» Вам не нравится. Так кто же, по-вашему, должен быть в Мосгордуме, кроме «Единой России»?
- Да, я не люблю «Родину», не люблю коммунистов, а также не люблю ЛДПР (смеется). Дай Жириновскому волю – он такое устроит! «Яблоко» и СПС – это что-то безвредное, но люди там могут быть хорошие, образованные. Коммунисты послабее. Но если смотреть на левый фланг, то я все же уже сегодня предпочел бы видеть в Мосгордуме не агрессивную, опирающуюся на националистские лозунги, моложавую «Родину», а коммунистов, которые много раз нами биты и поэтому будут очень осторожны. Российская партия жизни – молодая организация, которая никак не может себя идентифицировать. Пока не ясно, за что они выступают, чего хотят, какая у них идеология. В то же время я понимаю, что какая-то оппозиция в городском парламенте нужна. Вот если бы сегодня у нас справа было «Яблоко», а слева коммунисты, - по два-три человека на каждом фланге, - то это ничего бы не изменило в работе столичной думы, но мы бы имели более приличный вид. Но избиратель сам выберет, за кого ему голосовать, я не собираюсь его ни к чему призывать, а только старюсь дать, на мой взгляд, полноценную информацию и рассказать о своем видении ситуации. Человек рожден свободным и должен свободно выбирать своих представителей.

- Вы идете на выборы только в составе партийного списка. Почему Вы на втором месте в своей региональной группе?
- На первом месте в моей группе председатель региональной организации «Единой России», ректор МГТУ им. Баумана Игорь Федоров. В данном случае он в первую очередь обозначает себя как политического деятеля и тем самым указывает всем техническим интеллигентам, в чью пользу он сделал свой выбор. Не исключено, от депутатского мандата Федоров откажется. Все-таки совмещать работу ректора крупнейшего технического вуза со службой депутата очень тяжело. В этом случае я могу стать депутатом. Конечно, при условии, что у нас в округе будет хороший рейтинг. Кроме ведущей тройки в столичный парламент пройдут первые номера тех региональных групп, в чьих округах «Единая Россия» получит поддержку большего количества избирателей.

- А почему Вы, распрощавшись в 2003 году с Союзом правых сил, так и не вступили ни в одну другую партию?
- Я верующий человек и по духу христианский демократ. У нас нет такой партии. Поэтому я демократ-одиночка. При этом еще ярый конституционалист. Хотя с собой борюсь, уговариваю себя, что Конституция – это не Евангелие и не Библия, а обычный закон. «Яблоко», СПС, «Единая Россия» – они все выступают за сохранение Конституции. Это нас объединяет. Если бы я жил в царское время, я бы вместе с Милюковым сидел в правых кадетах или вместе с Гучковым в левых октябристах.

* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

..............