«Он говорит, что изнасилование случилось в аффекте, но я точно помню, что это было в сарае...» (Из судебной практики).
Сразу несколько человек попросили объяснить, как я понимаю нейронные механизмы случаев массового коллективного безобразия и бреда, которые так участились в последнее время.
Я, естественно, могу про это рассказать только со своего крылечка – с позиции человека, который имеет прямое отношение к созданию Искусственных Нейронных Систем глубокого обучения для беспилотного наземного транспорта. Мои знакомства с работами Выготского, Лурии, Троттера и т. д. носят скорее любительский, недостаточно профессиональный характер. Но, как говорится, сами напросились...
Как я уже писала, обучение Искусственных Нейронных Сетей и «воспитание» до необходимого функционального и уровня самостоятельного принятия решения Искусственного Мозга очень напоминает воспитание ребёнка. В каком-то приближении мы можем говорить о «сознании» и «самосознании» наших систем ИИ Cognitive Pilot.
– Первая стадия: Система ИИ управляется командами разработчика, который определяет ее действия, так же как взрослый человек действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать.
– Вторая: Искусственный мозг учится общаться с разработчиком, отвечая ему и, в диалоге влияя, косвенно, на ход разработки. Так же как подросший ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого.
– И третья: Искусственный мозг начинает саморазвиваться. Самостоятельно корректирует своё поведение. Так же как ребенок начинает воздействовать словом на самого себя, не обращаясь к взрослому за командами.
Проходя эти стадии работы с Искусственным Мозгом (в определенном приближении и в чисто профессиональном узком коридоре задач управления транспортом), мы обнаружили довольно интересную ошибку, сбой систем при определенном режиме коллективной работы, которую мы назвали «Искусственный Аффект» (ИА).
- Достаточно чиркнуть «фейковой спичкой»
- Готовому к самоуничтожению человечеству невозможно подобрать лекарство Петр Акопов
- Что общего между глобальным потеплением и коронавирусом
При регулярной подаче сразу на много узлов тревожных команд о высокой вероятности фатальной поломки (например, идет обучение агроботов на полях с «выросшими» камнями, а критерий «не поломать жатку о камень» поставлен как самый существенный) происходит сбой большинства других систем роботов из-за неоправданной перегруппировки всех вычислительных ресурсов на решение этой подзадачи. И комплексное поведение каждого отдельного агробота становится неадекватным. Причем эта история проявляется именно при параллельном обучении сразу большого количества машин. Если обучать каждую отдельно – «аффекта» не возникает. У нас это формулируется как «случайный или сознательный перекос обучающей выборки в пользу одного из классов, который приводит к концентрации сети на особо точном выделении объектов только этого класса и провалу в выделении других».
Похожий процесс мы наблюдаем и при коллективной реакции общества на глобальные негативные события, такие как войны, эпидемии и т. п. Я бы назвала это явление – коллективный аффект.
Коллективный аффект, или «бурно протекающая положительно или отрицательно окрашенная психогенная реакция», затрагивает, иногда парализует или, напротив, мобилизует волю группы людей, связанных между собой единой языковой средой. Именно в состоянии развитого аффекта организм общества перестаёт работать слаженно и «вырабатывать стандартную, логическую модель поведения и существования».
Так же, как каждое сильное аффективное состояние сопровождается глубокими нарушениями функций в организме человека, так и коллективный аффект нарушает всю энергетику организма общественной группы людей в целом.
Очень интересно, что именно язык общения здесь играет очень важную роль при провоцировании ненормального состояния (так же как команды разработчика в системах ИИ). Ассоциативные пары, привязанные к негативным нейродинамическим реакциям типа «ковид – изоляция – кашель – мы все умрем», провоцируют ненормальные коллективные состояния, когда даже адекватных в обычной жизни людей можно организовать – поджечь больницу с зараженными, кашляющими людьми.
И таких ассоциативных цепочек, очень опасных для окружающих, специалист-нейронщик может намастырить предостаточно. А при условии наличия доверительного отношения населения к соцсетям, с предельной быстротой загрузить их прямо в мозги большому количеству граждан.
В конце приведу только пример из практики А. Лурии. Он считал: «способность регулировать собственное поведение связана с лобными долями, в особенности – левого полушария».
Поэтому очень много занимался с пациентами, получившими травмы лобных долей. Они могли говорить и выполнять простые повседневные действия, как, например, здороваться с окружающими или самостоятельно одеваться. Но в новых ситуациях они были неспособны регулировать свое поведение и полностью зависели от внешних стимулов.
Например, один из его пациентов должен был сесть на поезд, идущий в Москву, но, прибыв на станцию, сел в первый поданный на посадку поезд и уехал в противоположном направлении. Очевидно, голос диктора: «Просим пройти на посадку» и вид других пассажиров, садящихся в поезд, был слишком сильным стимулом, которому он был не в силах противостоять. Он не смог сказать себе: «Это не мой поезд» – и с помощью этих слов направить собственное поведение.Но у нас-то с вами нет травм головы. Давайте будем фильтровать внешнее воздействие, хотя бы со стороны СМИ и ФБ.
P. S. «Первобытной ордой» назвал человечество старичок Фрейд в своей работе «Тотем и табу» (1913). Фрейд виноват, да.
Источник: Блог Ольги Усковой