Взгляд
26 апреля, пятница  |  Последнее обновление — 15:45  |  vz.ru
Разделы

Нет ничего более рабского, чем стадное чувство свободы

Алексей Алешковский, сценарист
В трагические российские времена свободные люди за свои свободные порывы расплачивалась сполна – в сибирских рудниках, в лагерях и психушках. В эпоху фарса главным наказанием свободной тусовки стало лишение хамона и пармезана. Подробности...
Обсуждение: 26 комментариев

Борьба за климат – это борьба за деньги

Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Ни одна европейская газета теперь не выходит без статьи про Грету Тунберг, которая прогуливала школу в знак протеста против изменения климата. Теперь по ее примеру школьники во всем мире защищают климат вместо того, чтобы учиться. Подробности...
Обсуждение: 13 комментариев

Робинзону Крузо исполнилось 300 лет

Екатерина Ракитина, к.ф.н., переводчик
Даниель Дефо считал «Приключения Робинзона Крузо» аллегорией человеческой жизни. Эту книгу уже многие годы считают детским чтением; человечество сослало в детскую многие великие книги, но вряд ли они от этого стали хуже. Подробности...
Обсуждение: 17 комментариев

    Умерла Элина Быстрицкая

    Народная артистка СССР, старейшая актриса Малого театра Элина Быстрицкая умерла на 92-м году жизни после долгой болезни. Как отметил спецпредставитель президента Михаил Швыдкой, она была королевой Малого, ее место останется пустым
    Подробности...

    Во Владивостоке состоялась первая встреча лидеров КНДР и России

    В четверг во Владивостоке состоялась первая встреча лидеров КНДР и России. После переговоров вождь КНДР подарил президенту России корейский меч
    Подробности...

    Открылся 18-й Шанхайский международный автосалон

    Открылся 18-й Шанхайский международный автосалон, собравший множество ярких новинок от ведущих автопроизводителей из 20 стран мира. В центре внимания – электромобили. Скажем, Audi привезла в Китай настоящий автомобиль будущего – концепт AI:me, полностью электрический беспилотник
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:В Минске начались экстренные переговоры по проблеме «грязной» нефти

        Главная тема


        Зачем Трамп втягивает Россию и Китай в безядерный треугольник

        форум в Пекине


        Путин обратился к миру с призывом об односторонних санкциях

        «они разочаруются»


        Соловьев оценил идею раздавать украинские паспорта в центре Москвы

        американская дипломатия


        Угрожавший России авианосцами посол США заговорил о мире

        Видео

        «горькое разочарование»


        Сына Немцова затравили за позицию по Крыму

        «Устал от идиотизма»


        Макаревич резко отреагировал на возможный запрет ввоза пармезана и хамона

        топливный скандал


        Российскую нефть испортили запрещенными веществами

        первый трансграничный мост


        Перед Китаем строят витрину России

        Россия и КНДР


        Встреча Путина и Кима оказалась полна символов и намеков

        Урок Зеленского для России


        Дмитрий Юрьев: Клоунада – сильнейший механизм уничтожения власти

        Школьники против


        Игорь Мальцев: Борьба за климат – это борьба за деньги

        проект Анти-Россия


        Антон Крылов: Украинцам ждать чуда от еврея как-то логичнее

        на ваш взгляд


        Американский посол, по сути, пригрозил России авианосцами. Вы лично боитесь американских авианосцев?


        Дмитрий Дробницкий

        Структура почти всех экономик мира начнет меняться

        Дмитрий Дробницкий
        политолог, американист
        9 июля 2018, 18:20

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        В конце прошедшей недели с разницей в одни сутки произошли два весьма знаковых события.

        В пятницу, 6 июля, официально началась так называемая торговая война. В этот день вступили в силу новые американские импортные тарифы, прежде всего на сталь и алюминий.

        Ответные меры не заставили себя ждать. Китай ввел пошлины на целый ряд товаров, завозимых из США. Его примеру последовала и Россия. ЕС также не остался в стороне. Еврокомиссия утвердила квоты на импорт стального проката. Ввоз продукции сверх квот будет облагаться пошлиной в 25%.

        Поскольку российские экспортеры стального проката в 2015–2017 гг. сокращали объемы поставок в ЕС, они, по всей видимости, не почувствуют на себе влияния квот и пошлин – во всяком случае, пока.

        А вот производители из Южной Кореи, Китая и ряда других стран могут столкнуться с определенными трудностями. Для них частично закрываются сразу два рынка – американский и европейский.

        Фото:  Leonid Faerberg/Transport Photo Images/Global Look Press

        Евросоюз давно разрабатывает меры по защите своих производителей. Эти меры не вводились лишь потому, что до 2016 года лидеры Старого Света надеялись на образование трансатлантической зоны свободной торговли, которую активно продвигал Барак Обама.

        Когда хозяин Белого дома сменился, в европейских столицах до последнего надеялись на то, что США не станут вводить протекционистских тарифов. Дональду Трампу попросту не хотели давать лишний повод закрыть американский рынок.

        Между тем так называемое специальное защитное расследование велось Еврокомиссией уже довольно давно. Поводом к нему стал рост импорта стального проката на фоне избытка производственных мощностей в ЕС. Так что рано или поздно вопрос о квотировании все равно бы встал.

        Сложно сказать, будут ли Европа, США и Китай и дальше возводить торговые барьеры, но уже имеющихся ограничений достаточно, чтобы с уверенностью утверждать, что начался очередной протекционистский период в развитии мировой экономики.

        Это не значит, конечно, что международная торговля исчезнет или ее объемы существенно снизятся. Но для экспортоориентированных компаний настают непростые времена. Структура почти всех экономик мира начнет меняться. Реиндустриализация Запада и новое мировое индустриально-технологическое соревнование станут главными тенденциями ближайшего десятилетия... Если, конечно, не случится очередного экономического кризиса.

        На этом фоне 5 июля концерн Boeing объявил о создании совместного предприятия с бразильской авиастроительной компанией Embraer. По сути дела, американский индустриальный гигант установил контроль над гражданским авиапромом Бразилии – доля Boeing в новом СП составит 80%.

        Теперь американская корпорация сможет предлагать на рынке самолеты регионального класса.

        С той же целью осенью 2017 года прямой конкурент Boeing, концерн Airbus, приобрел контрольный пакет акций гражданского подразделения канадского авиапроизводителя Bombardier.

        Таким образом, можно говорить о том, что весь мировой рынок гражданских воздушных судов (если не брать в расчет малую авиацию и бизнес-джеты), по сути дела, делят между собой две корпорации.

        Ранее компаниям Embraer и Bombardier не без труда, но все же удавалось сосуществовать с гигантами, предлагая самолеты тех классов, которые двумя основными производителями не выпускались. Самолеты Bombardier серии «С» даже составляли конкуренцию среднемагистральным самолетам из Европы и США.

        Теперь этот «непорядок» исправлен. В ближайшем будущем никаких серийных авиалайнеров, кроме Boeing и Airbus, на рынке не будет.

        Конечно, есть российские и китайские самолеты, но им тягаться с американскими и европейскими конкурентами пока что очень тяжело.

        КНР с 2016 года серийно выпускает ближнемагистральный самолет Comac ARJ-21, который уже получил американский сертификат, но продажи его за пределами Юго-Восточной Азии, мягко говоря, не впечатляют. Да и производственные мощности пока невелики. По состоянию на декабрь 2017 года было законтрактовано чуть более 400 самолетов, в основном китайскими операторами.

        Удалось построить китайцам и среднемагистральный самолет Comac С919. Он еще не поступил в эксплуатацию, пока ведутся лишь испытательные полеты.

        Рынок авиаперевозок КНР растет весьма быстрыми темпами, так что Boeing и Airbus еще долго будут поставлять свою продукцию в Поднебесную. Кроме того, у Китая пока нет своего дальнемагистрального самолета. Да и в ближне- и среднемагистральном классе представлены всего две модели. «Линейки» европейцев и американцев гораздо шире.

        Несмотря на то, что китайские самолеты созданы «с нуля», значительная часть комплектующих для них разработана за пределами КНР. Довольно много иностранных компонентов производится в Китае на совместных предприятиях. Есть даже несколько соглашений о трансфере технологий, но китайский авиапром все равно сильно зависит от заграничных партнеров.

        Корпорация Comac планирует создать собственный двигатель для 919, но это пока лишь планы. Сейчас на самолет ставят двигатели франко-американской компании CFM International.

        В России также есть лишь два серийных самолета – ближнемагистральный «Суперджет» и среднемагистральный МС-21. Последний пока еще не поступал в эксплуатацию. Оба авиалайнера создавались, как принято говорить, «в широкой международной кооперации», т. е. собственно российского в них очень немного.

        Перспективный отечественный двигатель серии «ПД» для МС-21 проходит испытания, его постановка на серийные самолеты планируется с 2019–2020 гг.

        Вероятнее всего, российские и китайские самолеты будут конкурировать друг с другом. Никаких проблем для Boeing и Airbus они не создадут. Так что два монополиста по-прежнему будут делить рынок между собой.

        Авиагиганты сумели сосредоточить в своих руках производство всех типов коммерческих самолетов до начала распада глобального рынка. Что ж, весьма своевременно!

        Скажется ли на их работе «гонка пошлин»? Почти наверняка да, но все же не так, как на производителях стали или любых других товаров. Все-таки за самолетами всем авиакомпаниям придется идти либо в Boeing, либо в Airbus.

        Наиболее высокотехнологичные компоненты лайнеров разрабатываются и производятся в США и Европе. Здесь же осуществляется и конечная сборка воздушных судов.

        Bombardier почти наверняка сохранит свои заводы в Канаде. Оттава в ближайшие годы постарается добиться максимальной экономической интеграции с ЕС. Во всяком случае, до тех пор, пока не появится нового торгового соглашения с США.

        Будущее заводов Embraer в Бразилии не столь определенно. Со временем сборка этих лайнеров может переехать в Соединенные Штаты. Но если это будет выгодно концерну Boeing, американское правительство вряд ли будет сильно возражать против производства в Бразилии или какой-либо другой стране.

        Два авиагиганта как монополисты могут выбить для себя особые условия даже в условиях «торговой войны». Эти корпорации слишком важны для США и ЕС, чтобы Вашингтон и Брюссель не сделал для них исключений из любых таможенных правил.

        Могут появиться (или повыситься) пошлины на сами самолеты. И, конечно, с новой силой разгорится спор о государственной поддержке авиапроизводителей. Boeing и Airbus давно обвиняют друг друга в нарушении правил честной конкуренции. И эти взаимные обвинения были в основном справедливыми.

        Страны ЕС всегда щедро субсидировали Airbus, особенно на этапе разработки новых лайнеров. Вашингтон же осуществлял косвенную дотацию Boeing через систему военных заказов. Были и прямые субсидии, в частности на разработку модели 787.

        Но как бы ни развивалась дальнейшая дискуссия, она вряд ли может всерьез угрожать обоим производителям. Как уже говорилось выше, в мире всего две марки самолетов, так что сбыт им обеспечен.

        Другое дело, что в спор могут вступить новые игроки. Но, конечно, не так, как это делают Россия и Китай, идя по пути создания обычных воздушных судов, которые не уступали бы европейским и американским аналогам.

        Чтобы новичок получил билет в большой авиастроительный бизнес, он должен предложить что-то принципиально новое. А это огромные и очень рискованные инвестиции.

        Пока что Boeing и Airbus находятся почти в идеальной форме для вхождения в новую экономическую реальность.

        В основном потому, что столь сложное в технологическом плане производство было невозможно вывести в другую страну с меньшей средней зарплатой и более низкими налогами. Заводы авиационных концернов и большинства их поставщиков остались в США и Европе. После поглощения Embraer и Bombardier монополистам ничего менять в их бизнесе не нужно.

        Но это уникальный пример.

        Производители всего, что проще и дешевле самолета, больше не могут рассчитывать на привычную долю мирового рынка.

        Для России это очень серьезный вызов. Но одновременно это возможность. Если менять структуру нашей экономики, если инвестировать в такое изменение, то именно сейчас, когда новые правила игры только-только начали вступать в силу.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

        Другие мнения

        Нет ничего более рабского, чем стадное чувство свободы

        Алексей Алешковский, сценарист
        В трагические российские времена свободные люди за свои свободные порывы расплачивалась сполна – в сибирских рудниках, в лагерях и психушках. В эпоху фарса главным наказанием свободной тусовки стало лишение хамона и пармезана. Подробности...

        Борьба за климат – это борьба за деньги

        Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
        Ни одна европейская газета теперь не выходит без статьи про Грету Тунберг, которая прогуливала школу в знак протеста против изменения климата. Теперь по ее примеру школьники во всем мире защищают климат вместо того, чтобы учиться. Подробности...
        Обсуждение: 5 комментариев

        Робинзону Крузо исполнилось 300 лет

        Екатерина Ракитина, к.ф.н., переводчик
        Даниель Дефо считал «Приключения Робинзона Крузо» аллегорией человеческой жизни. Эту книгу уже многие годы считают детским чтением; человечество сослало в детскую многие великие книги, но вряд ли они от этого стали хуже. Подробности...
        Обсуждение: 17 комментариев

        В Донбассе закончился день сурка

        Анна Долгарева, журналист, поэт, военный корреспондент
        Этот указ о выдаче российских паспортов – не о практической пользе. Кто хотел уехать в Россию – уже уехал. Он подвел черту под временем, когда ни войны, ни мира, ни движения вперед, ни даже отступления. Он дал миллионам людей надежду. Подробности...
        Обсуждение: 27 комментариев

        Мифы о Турции и геноциде армян

        Глеб Кузнецов, политолог, глава экспертного совета ЭИСИ
        Позор, что информация об этом преступлении против человечности, без которого вполне возможно не случилось бы и многих других националистических преступлений 20-го века во многих странах, не распространяется так же широко, как информация о Холокосте. Подробности...
        Обсуждение: 24 комментария

        Украинцам ждать чуда от еврея как-то логичнее

        Антон Крылов, журналист
        Украинцы хотят чуда, и им совершенно безразлично, представитель какой нации им это чудо подарит. Они согласны даже на русского, если он примет указанные выше правила игры: ненависть к России, «украинский Крым» и мова. Подробности...
        Обсуждение: 16 комментариев

        Клоунада – сильнейший механизм уничтожения власти

        Дмитрий Юрьев, политолог
        У нас – если кроме шуток – на Зеленского похож разве что Слепаков. Он популярен и ловко шутит про политику. Но вот незадача – в инстаграме у него около миллиона подписчиков. А у Ольги Бузовой – около 15 миллионов. Подробности...
        Обсуждение: 34 комментария

        Россия приняла историческое решение для Донбасса

        Андрей Бабицкий, журналист
        Просто представьте себе, что мечта подавляющего большинства населения двух народных республик сбылась. Перейден рубеж, началась новая эпоха для людей, которые уже сегодня ощутили себя гражданами России. Подробности...
        Обсуждение: 59 комментариев

        Спрос на «преступления ненависти» превышает предложение

        Сергей Худиев, публицист, богослов
        Ни русские, ни православные никогда не будут признаны жертвами так называемых преступлений ненависти. Разговоры о «борьбе с ненавистью» – это пропагандистское оружие, а оружие употребляют против неприятеля – не против себя же! Подробности...
        Обсуждение: 34 комментария

        Газ в обмен на поцелуи

        Антон Любич, экономист
        Главной проблемой нового президента Украины станет экономика. Экономика самой бедной страны Европы. И в этом смысле для украинцев не изменится ровным счетом ничего. Нет ни одной причины, по которой украинской экономике может стать лучше. Подробности...
        Обсуждение: 46 комментариев
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............