Чем дышать французской прессе, когда вышел весь футбол

@ Panoramic/ZUMA/Global Look Press

23 июля 2018, 21:00 Мнение

Чем дышать французской прессе, когда вышел весь футбол

Недостойное поведение бывшего жандарма, получившего сытное место чуть не в личной охране Макрона и потерявшего тормоза, целую неделю занимает более двух третей информационного пространства. Обрастая все более смачными деталями.

Елена Кондратьева-Сальгеро Елена Кондратьева-Сальгеро

журналист (Франция), главный редактор парижского литературного альманаха «Глаголъ»

«Вы хотите изменить мир? Начните со смены собственных трусов!»

Эта реклама, что называется, «делает лето» на французском телевидении, вызывая легкую прострацию, после недолгого недоумения – шутка или всерьез: «Французские трусы  точка  ком!»

Только очень незначительная часть опрошенных считает, что подобный лозунг, пусть и в рекламных целях, конечно, шутка. Подавляющее большинство безропотно полагает, что реклама несет важную мысль, несмотря на подачу. И что такого гротескного вы видите в «трусах», если вас призывают наконец потреблять свое, родное, а не сделанное в Китае?..

И было бы все почти как в сказке, и жили бы долго и счастливо, и умерли бы в один день. Но мешает та самая с виду незначительная часть населения, у которой еще не до конца атрофировано чувство гротеска и которой никак не удается толком просмаковать футбольную победу, по заключениям телевизионных экспертов, перевернувшую мир, но по ощущению и умолчанию все того же, непримиримого и тлеющего сквозь бурю восторгов меньшинства, вымученную и лотерейную.

«Хорваты совершенно очевидно были сильнее и изрядно вымотали нашу защиту. Просто нам в этот раз повезло...» – вот такой вердикт грустно, но убежденно выдавали единогласно все действительно разбирающиеся в футболе специалисты и комментаторы, тем самым неприлично резко отличаясь от миловидных дикторш и искрящихся глубокими футбольными познаниями молоденьких телекорреcпонденток, распевавших в унисон безусловную и незапятнанную случайностью славу французской сборной.

Дело в том, что и вкус, и привкус этой победы был так спешно и рьяно приправлен особо мощной дозой политической рекуперации события, что достаточно быстро отрезвил даже самые искренние восторги.

Как когда-то, на Кубке мира в 1998 году, по теле- и радиоволнам хлынули и пенно растеклись страстные убеждения в том, что теперь все вокруг немедленно поправится и станет хорошо. Потому что «эта победа объединила всех!», под французским флагом, который нaконец беспрепятственно можно вывешивать в собственном окне, как это обычно делают в Америке, без риска быть обвиненным в шовинизме. Потому что это знамя примирило и даже сподобило хором спеть «Марсельезу», чего не смогли добиться все предыдущие победы «объединенных наций и национальностей» французского футбола.

Вы, вероятно, не помните скандалы, когда некоторые игроки, «выходцы из стран Магриба», демонстративно отказывались петь гимн Франции во время спортивных состязаний и всячески подчеркивали свою принадлежность совсем к другим странам и культурам, тем самым поплевывая в кормушку и декларируя личный «протест против всех» – бывших «колонизаторов» и нынешних «капиталистов», нисколько не смущаясь, что их собственные зарплаты приближаются к миллионy евро в месяц...

Так вот, долгоиграющего экстаза с проекцией на светлое будущее на этот раз не случилось, слишком уж накопившиеся со времен последней французской победы события подпортили веру в саму идею процветающего мультикультурализма.

Поэтому, отгуляв и откричав свои восторги, публика удрученно и привычно потупилась перед очередными безобразиями, учиненными во многих городах на праздничных гуляниях «порослью молодой Франции». Той, которая имеет обыкновение безнаказанно громить и жечь чужое и в частности общественное имущество по любому громкому поводу и даже без оного.

Передовицы еще некоторое время пожевали радужные обещания всеобщего «замирения» на футбольной почве, но равнодушная к сиропным мечтам действительность очень быстро вернула всех к своим баранам. И вот задержавшиеся на фасадах французские триколоры тоскливо сникли на воцарившейся жаре и внезапно задымившем новом летнем скандале.

На этот раз политическую рекуперацию достаточно банального по сути инцидента между вечными соперниками – жандармерией и полицией – взяли на себя СМИ, счастливо объединившиеся по весьма богатому поводу.

Сам инцидент вообще не попал бы в медийный поток, если бы не удачное стечение обстоятельств, совместившее информационное затишье с самым разгаром летних отпусков: кроме ежедневной порции на тему «куда поехать отдыхать» публике необходим легкий «экстрим», а про лесные пожары в Швеции уже было...

Поэтому недостойное поведение одного бывшего жандарма, силой личных и весьма влиятельных знакомств пробившегося к самой верхушке и кормушке, получившего сытное и завидное место чуть не в личной охране президента Макрона и от понятного головокружения потерявшего тормоза, уже целую неделю занимает более двух третей информационного пространства. Обрастая все более смачными деталями и все более дикими предположениями.

Речь на самом деле о самом обыкновенном случае получения должности по протекции. Иными словами, когда престижную работу вам обеспечивает какая-нибудь мощная в данной области тусовка и вы очень быстро оказываетесь в очень серьезном облачении из прав и возможностей, которыми не очень ловко умеете распоряжаться. И потому зарываетесь и нарываетесь на заслуженный позор: вас берут за воротник, тычут носом в чин и гневно вопрошают, по какому праву вы здесь распоряжаетесь, да еще и ведете себя брутально, при разгоне демонстрантов.

Вот из подобной истории сейчас активно раздувают сенсацию, наворачивая чуть не политический детектив о «тайном черном кабинете президента»: самые расторопные сочинители уже торопятся объявить о существовании секретной организации громил в личном подчинении у г-на Макрона.

Ни дать ни взять продолжение известного кошмара «Никиты», ну или всех остальных президентских тусовок планеты.

Г-н президент Макрон, как известно, по примеру г-на президента Миттерана, предпочитает послушную жандармерию дотошной полиции. Полиция любит копать, жандармерия исполняет, не докапываясь.

Из этой нехитрой истины уже который год тлеет негласное, но всем ясное соперничество между двумя правоохранительными ведомствами, и соперничество это сейчас играет на руку старательно раздуваемой сенсации, привносящей остроты в душную информационную однородность после спада футбольного энтузиазма.

Иными словами, к ежедневному хлебу – немножко зрелищ. А заодно можно и пощекотать уже откровенно непопулярного во всех кругах президента, предрекая новые «разоблачения» покрываемым им секретным службам.

Нельзя же eжедневно народу только про отпуска и пожары. Заскучает народ.

Проблем-то, настоящих, «буйных» проблем на самом деле куча-мала.

И с мигрантами (куда селить и чем кормить), и с животноводами (экологи наплодили словенских медведей в Пиренеях, фермеры в ярости, клянут единую политику и Брюссель), и даже с медициной (и медперсонала, и врачей катастрофически не хватает). Про социалку лучше и не вспоминать – там такие дыры и впадины, почище Марианской, столько всего раздербанили и не знают, как собрать снова.

Но обо всем этом потом. Все это все равно потонет в приливах и отливах отъезжающих и прибывающих отпускников.

Пусть публика пока развлекается с дорвавшимся до власти и зарвавшимся жандармом, да под сурдинку мотает на ус, как храбро свободная пресса лупцует президента страшными подозрениями в попустительстве «правоохранительному произволу».

Этот президент, как и прочие, обещал наконец поменять шило на мыло, окончательно и бесповоротно. Так что так ему, противному, и надо.

«Вы хотите изменить мир? Начните со смены собственных трусов!»

Hачните и увидите – мир незамедлительно начнет меняться.

А за такой вот «разоблачительной» сенсацией, глядишь, и грянет что-нибудь похлеще.

Не расходитесь. Подождем...

..............