Взгляд
21 августа, вторник  |  Последнее обновление — 17:19  |  vz.ru
Разделы

Почему американские санкции не работают

Сергей Худиев, публицист, богослов
Люди, которые видят в «Кристине» просто переодетого мужчину, будут маргинализированы, а в некоторых штатах окажутся даже перед угрозой наказания. Со стороны это производит впечатление безумия, но в каждом безумии есть своя логика. Подробности...
Обсуждение: 59 комментариев

Как «ирония судьбы» могла бы повернуть историю ГКЧП

Владимир Ворожцов, генерал-майор внутренней службы (в отст.)
С самого начала было очевидно, что ГКЧП совершает непоправимые информационно-политические ошибки. На Востоке есть пословица о соломинке, сломавшей хребет верблюда. Уверен, что именно та самая злосчастная пресс-конференция корявой корягой «угробила» весь ГКЧП. Подробности...
Обсуждение: 37 комментариев

Управление по борьбе с Украиной наносит очередной удар

Антон Крылов, журналист
На все инициативы украинской власти по самоблокаде и закрытию какого-либо сообщения с нашей страной стоит реагировать со сдержанным сожалением, но с полным пониманием: нам это выгодно и даже нужно. Подробности...
Обсуждение: 25 комментариев

    Мусульмане отметили Курбан-байрам

    Мусульмане всего мира отмечают праздник жертвоприношения Курбан-байрам, знаменующий окончание паломничества. В Москве в этом году в праздновании приняли участие около 320 тыс. человек, у Соборной мечети собрались примерно 120 тыс. мусульман, чтобы совершить молитву
    Подробности...

    Путин станцевал на свадьбе главы МИД Австрии

    В Австрии прошла свадьба главы МИД Карин Кнайсль с предпринимателем Вольфгангом Майлингером. Торжество посетил президент России Владимир Путин, который потанцевал с Кнайсль и преподнес ей необычный подарок
    Подробности...
    Обсуждение: 78 комментариев

    В Казани представили стратегический ракетоносец Ту-22М3М

    В Казани состоялась выкатка первого опытного самолета Ту-22МЗМ. Он был создан в рамках масштабной программы модернизации авиационных комплексов стратегической и дальней авиации, которую выполняет ПАО «Туполев». После презентации ракетоносец будет передан на этап наземных и летных испытаний
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:США добились ареста счетов Дерипаски и Вексельберга на Кипре

        Главная тема


        Что стоит за условием Трампа для отмены санкций против России

        до 70% от зарплаты


        Кудрин назвал ожидаемый размер увеличения пенсий

        «самая благородная версия»


        Поведению судьи после скандала с голой блондинкой дали объяснение

        «последний ледяной район»


        В Арктике начал вскрываться самый старый и толстый лед

        вердикт статистиков


        В Польше увидели шанс для Москвы вернуть европейские владения

        испытано в российской армии


        Представлен экзоскелет «солдата будущего»

        «Шаг вперед»


        Германия напомнила Украине об условиях сохранения транзита газа

        армия и вооружение


        «Калашников» разработал новый автомат АК-308

        История России


        Рассекречены материалы о покушении на Ленина

        «запретный плод»


        Антон Крылов: Инициативы украинской власти по закрытию сообщения нам выгодны и даже нужны

        «свержение капиталистического строя»


        Дмитрий Дробницкий: Социализм стал в США легитимной темой для широкой общественной дискуссии

        кафе «Ленинград»


        Елена Кондратьева-Сальгеро: Никогда еще Рига не была таким русским городом, как сегодня

        на ваш взгляд


        Как вы относитесь к решению руководства СССР о вводе войск в Чехословакию?


        Лев Пирогов

        Дебилизация населения начинается с уроков литературы

        Лев Пирогов
        публицист, литературный критик, главный редактор детского развивающего журнала «Лучик 6+»
        27 апреля 2018, 12:12

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Когда люди думают? Когда не знают ответа. Не знают, что будет дальше. Ну, или, по крайней мере, не уверены, что знают.

        Можно ли жить, не думая? Можно. Как можно, например, не думая, управлять велосипедом или автомобилем. Действие без мысли называется «уверенным навыком».

        Любопытно, что именно уверенный навык стоит в приоритете у системы образования. «Выработать навыки» – это звучит солидно, сразу понятно, о чём речь. А вот «научить думать» – это общие слова, болтовня. В серьёзном планово-отчётном документе такому не место.

        Соответственно, школа думать и не учит. Она обучает методикам думанья, потому что владение методикой – это тоже навык, использование методики – алгоритм. Но к чему эти методики будут применены – для школы не важно.

        А для успеха обучения – важно очень. Почему?

        Фото: Матыцин Валерий/ТАСС

        Потому что ребёнок думает, когда он не знает, что будет дальше, и ему интересно это узнать. А когда не интересно, он отбывает номер.

        Например. Мы обучаем младшеклассников навыкам понимания, интерпретации и анализа текста на материале сентиментальных и нравоучительных рассказиков, сочинённых в позапрошлом веке, в которых мораль торчит наружу, и сразу ясно, кто хороший, а кто плохой.

        Наученный таким образом ребёнок в лучшем случае будет искать у каждого текста, события и жизненной ситуации торчащую мораль и подгонять под отношение «хороший – плохой».

        «Трамп хороший или плохой? Был хороший, а стал плохой. Хм... Удивительно! Наверное, только прикидывался хорошим. А-а, да, точно!.. Прикидывался! Перехитрил».

        Вот такое понимание политики демонстрирует общество, выученное на рассказиках про лису и уточку с перебитым крылышком. И это считается нормальным. Это всех устраивает. Под эти, мягко говоря, упрощённые (а грубо говоря – идиотические) модели с удовольствием подстраивается пропаганда.

        Мы говорим о «дебилизации населения», а начинается эта «дебилизация» с уроков литературы.

        Что такое школьное преподавание литературы и для чего оно вообще нужно?

        Упрощённо говоря – это уроки опыта. Опыта житейского, нравственного, интеллектуального. Литературное произведение показывает «как в жизни бывает».

        К тому, что «бывает в жизни», подход возможен эмоциональный и умственный; школьная литература выбирает эмоциональный подход. Она, например, декларирует такие задачи, как «научить видеть красоту природы».

        Я мог бы сказать – это всё равно что учить вдыхать и выдыхать, но мне возразят: бывают же занятия по правильному дыханию, какая-нибудь йога или ушу, вот и очень хорошо, что деток учат правильно дышать в здравствуй-школах!..

        Ну да, ну да. К тому же ведь именно эмоциональная оценка явлений действительности характеризует потребительское общество и каждого потребителя в отдельности. Потребителя товаров, услуг, правил и процедур, смыслов, вкладываемых в голову.

        Когда мой сын был маленьким, он очень хотел идти в школу. Ждал этого с нетерпением. Спрашивал меня:

        – Пап, а там будут рассказывать про квазары?

        – Не сразу, сынок, – осторожно врал я.

        – Пап, а если меня спросят, из чего состоит солнце, я скажу – из водорода и гелия...

        Ему казалось, что школа впустит его в мир тайн и удивительных открытий, в мир фантазии и мечты, в мир больших, серьёзных вещей.

        Но в учебнике по предмету «Окружающий мир» никаких квазаров не оказалось. Там учили отличать гречневую крупу от рисовой. Как говорил бывший министр образования Фурсенко, «наша задача – подготовить квалифицированного потребителя». Министра нет – а зёрна те же.

        Кто-то скажет, это сознательное вредительство? Я не думаю. Как-то так... само к этому пришло.

        В книжке писателя Сергея Лукьяненко «Спектр» описана цивилизация, в которой мышлением обладают только детские особи. По достижении социальной зрелости эти самые птицелюди шеали думать перестают. Становятся квалифицированными пользователями заученных алгоритмов. Их ничто не удивляет. Они знают всё, что произойдёт. Им просто незачем думать.

        Конечно, это метафора нашего с вами общества – птицы шеали, разучившиеся летать. Это нам с вами неинтересно сидеть в автобусе у окна, потому что всё, что за окном, мы уже миллион раз видели. Это мы гордимся осведомлённостью, называя её знанием, а знания ставим выше умения ими пользоваться.

        Это у нас есть поговорки «открыл Америку» и «изобрёл велосипед», это мы шарим глазами по строчкам и заголовкам, выискивая «информацию» и раздражённо отбрасывая приглашения подумать.

        В общем, мы и убили-с. Изображая из себя деловитых штольцев, которым некогда размениваться на пустые фантазии, на самом деле являемся рассеянными и беспомощными обломовыми. Кто угодно бери нас за ухо, а лучше за нос, и куда угодно веди.

        А как же должно быть? И какого человека надо стремиться выучить в школе?

        Ну, вот мы идём по улице и видим – из земли торчит палка. Кто-то палку воткнул. Наша реакция бывает двух видов. Вид первый: не обратить внимания, не заметить. Вид второй: «Ах, как хорошо!» или «Безобразие, людям жрать нечего, а они палки втыкают!»

        Желаемая же реакция такая: «Вот кто-то воткнул в землю палку. Кто бы мог это сделать? Зачем? Почему?» Дальше придётся думать...

        То есть тот самый «правильный человек» будет вести себя как Шерлок Холмс – не только в отношении кучек пепла, оставленных курившим преступником, и следов собачьих зубов на хозяйской трости, но и в отношении квазаров, армий, президентов и облаков. А также в отношении своих близких, что, помимо любви, нелишне. Мало любить – надо ещё понимать.

        Как же этому научить?

        Раз уж мы начали говорить о школьной литературе, то повторяю ещё раз: ребёнку должно быть интересно.

        Школьники должны «проходить» такие произведения, которые они и сами бы читали – на перемене у подоконника, во время урока под партой и дома под одеялом с фонариком. Потому что – интересно «что дальше». Интересно, извините за грубость, «кто убийца». Или как герои выпутаются из безвыходной ситуации. 

        И ничего, если они окажутся не из «сокровищницы отечественной и мировой художественной культуры». Мы не историков литературы и не музейных работников готовим.

        А когда ребёнку интересно, его мозг очень активен и способен порождать кучу замечательных гипотез и решений. Включая, разумеется, неправильные, с которыми тоже надо работать.

        Вообще, с неправильными решениями надо работать в первую очередь. Не отметать, а принимать и проверять их, вместе убеждаться в их недейственности и искать новые. Только так учатся мыслить.

        Мы же пока поступаем ровно наоборот. Как взрослые шеали из романа, проводим над своими «птенцами» обряд лишения разума под заунывные песнопения. «Учат в школе, учат в школе, учат в школе»...


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

        Другие мнения

        Почему американские санкции не работают

        Сергей Худиев, публицист, богослов
        Люди, которые видят в «Кристине» просто переодетого мужчину, будут маргинализированы, а в некоторых штатах окажутся даже перед угрозой наказания. Со стороны это производит впечатление безумия, но в каждом безумии есть своя логика. Подробности...

        Как «ирония судьбы» могла бы повернуть историю ГКЧП

        Владимир Ворожцов, генерал-майор внутренней службы (в отст.)
        С самого начала было очевидно, что ГКЧП совершает непоправимые информационно-политические ошибки. На Востоке есть пословица о соломинке, сломавшей хребет верблюда. Уверен, что именно та самая злосчастная пресс-конференция корявой корягой «угробила» весь ГКЧП. Подробности...
        Обсуждение: 10 комментариев

        Управление по борьбе с Украиной наносит очередной удар

        Антон Крылов, журналист
        На все инициативы украинской власти по самоблокаде и закрытию какого-либо сообщения с нашей страной стоит реагировать со сдержанным сожалением, но с полным пониманием: нам это выгодно и даже нужно. Подробности...
        Обсуждение: 15 комментариев

        К чему приведет рост социалистических настроений в США

        Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
        Не стоит торопиться с выводами о миролюбии американских социалистов. Да, они критикуют войны в Ираке и Ливии. Но как только речь заходит о России, они не готовы говорить даже те слова, которые произносил Обама во время своего первого срока. Подробности...
        Обсуждение: 5 комментариев

        Мир закрывается с той стороны

        Дмитрий Ольшанский, публицист
        А вообще что-то меняется в этой «новой жизни», которой мы живем уже четыре года? Дикие крики на ток-шоу, санкции, угрозы, скачки валюты, все эти новости из дурдома про плохую Россию – а как это отражается на реальности? Подробности...
        Обсуждение: 23 комментария

        Я начинаю хохотать и больше не переживаю за Россию

        Сергей Лукьяненко, писатель
        Постояльцы разбегаются во все стороны. Французские бабульки со старыми собачками, английские джентльмены, немецкие бизнесмены. У всех в глазах ужас. Мне становится грустно и печально. Подробности...
        Обсуждение: 71 комментарий

        Не было бы в моей жизни Успенского – не было бы меня

        Марина Собе-Панек, писатель, сценарист
        Его часто поливали в прессе и в интернете помоями, обвиняли в жлобстве и в меркантильности, рассказывали, как он с кем-то судился, отвоевывая три копейки авторских. Все вранье и клевета. Успенский воевал только за свои права. Подробности...
        Обсуждение: 5 комментариев

        Чтобы отменить оценки в школе, нужно быть Сталиным

        Лев Пирогов, публицист, литературный критик, главный редактор детского развивающего журнала «Лучик 6+»
        Министр просвещения России Ольга Васильева положила конец разговорам о переводе школьных оценок на 12-балльную систему. В целом министр права: нам не нужна 12-балльная система. И вот почему. Подробности...
        Обсуждение: 124 комментария

        Герои Успенского объединяют нас в нацию сильнее, чем герои Толстого

        Дмитрий Дабб, кинокритик
        Матроскин и Гена одинаково «свои» менту из увэдэшной пыточной и профессору хирургии, Людмиле Мизулиной и Филиппу Киркорову, Гарри Каспарову и Александру Проханову, а между ними не так уж много общего. Подробности...
        Обсуждение: 35 комментариев

        Как немецкий врач оплатил собственное убийство

        Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
        Публика научилась читать газеты боковым зрением, как в СССР: если написано, что произошла Messerangriffe, то не обязательно рассказывать о национальности нападавшего. Потому что это целиком импортированный массовый вид развлечений. Подробности...
        Обсуждение: 51 комментарий
         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............