Взгляд
15 октября, понедельник  |  Последнее обновление — 11:04  |  vz.ru
Разделы

Тарас Шевченко будет декоммунизирован

Виталий Саутёнков, депутат Одесского областного совета VII созыва
Мыши плакали, кололись, но продолжали грызть кактус: выясняется, что в список запрещенной литературы попадает не только почти вся проза, но и множество стихотворений Тараса Шевченко, который оказывается всех их написал на «мове агрессора». Подробности...

Прекрасный русский мальчик Достоевского

Владас Повилайтис, доктор философских наук, БФУ имени И. Канта
От Чернышевского хотелось спать, а Писарев был свой – про свободу, про говорение дерзостей. Теперь таких почти не делают. Последний выпуск, говорят, был во времена «Кино» и алюминиевых огурцов. Подробности...
Обсуждение: 11 комментариев

Возможна ли в России старость в радость

Антон Крылов, журналист
Отдать отца или мать в «богадельню» – это почти то же самое, что сдать в детдом родного ребенка. Пойти на это можно только в ситуации нестерпимой нужды. Но даже в этом случае «отказника» осудят все, кто узнает. Подробности...
Обсуждение: 74 комментария

    «Союз» с космонавтами не долетел до МКС

    Во время старта с Байконура ракеты «Союз-ФГ» с кораблем «Союз МС-10» с космонавтами произошла авария носителя. Членам нового экипажа МКС пришлось совершить аварийную посадку в Казахстане. Космонавт Алексей Овчинин и астронавт Ник Хейг не пострадали
    Подробности...

    Умерла Монсеррат Кабалье

    В Барселоне на 86-м году жизни скончалась всемирно известная оперная певица Монсеррат Кабалье. Она до последних дней продолжала выступать на сцене. С самого начала карьеры ее любили за яркий голос и характерную манеру исполнения
    Подробности...

    Умер Роман Карцев

    Ушел из жизни советский и российский артист, актер эстрады, театра и кино Роман Карцев. Карцев выступал в дуэте с Виктором Ильченко, снимался в кино и служил в Московском театре миниатюр. Около двух месяцев назад 79-летний артист перенес инсульт
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Названа предельная стоимость первого атомного ледокола «Лидер»

        Главная тема


        Что делает в Сирии российский морской спецназ

        «Можем всю планету закрыть»


        Жириновский заявил о наличии у России С-700

        популярный актер


        Юрий Стоянов срочно госпитализирован

        арест сыновей


        Мать Кокориных заявила о катастрофе всей своей жизни

        Видео

        Гиперзвуковое оружие


        Разведка США узнала о возникших у России «проблемах с ракетой «Авангард»

        прожиточный минимум


        Уволенная после скандала саратовский экс-министр получала помощь из бюджета

        раскол православия


        Какие инструменты для защиты украинских православных есть у Москвы

        общественное мнение


        Как относиться к комедии про блокаду Ленинграда

        нефтяные проблемы


        В переговорах России и Белоруссии не решен ключевой вопрос

        «наградная бестолковщина»


        Дометий Завольский: Медали Минобороны напоминают склеенные кое-как открытки к 23 Февраля

        «трагедия русского языка»


        Егор Холмогоров: Большевики и Петр Великий хотели перекрыть дорогу к знаниям

        «атака укро-павианов»


        Игорь Мальцев: Девушки с канала «Россия» – это девушки из кремня и стали

        на ваш взгляд


        Как государство должно наказать футболистов Кокорина и Мамаева?


        Лев Пирогов

        Дебилизация населения начинается с уроков литературы

        Лев Пирогов
        публицист, литературный критик, главный редактор детского развивающего журнала «Лучик 6+»
        27 апреля 2018, 12:12

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Когда люди думают? Когда не знают ответа. Не знают, что будет дальше. Ну, или, по крайней мере, не уверены, что знают.

        Можно ли жить, не думая? Можно. Как можно, например, не думая, управлять велосипедом или автомобилем. Действие без мысли называется «уверенным навыком».

        Любопытно, что именно уверенный навык стоит в приоритете у системы образования. «Выработать навыки» – это звучит солидно, сразу понятно, о чём речь. А вот «научить думать» – это общие слова, болтовня. В серьёзном планово-отчётном документе такому не место.

        Соответственно, школа думать и не учит. Она обучает методикам думанья, потому что владение методикой – это тоже навык, использование методики – алгоритм. Но к чему эти методики будут применены – для школы не важно.

        А для успеха обучения – важно очень. Почему?

        Фото: Матыцин Валерий/ТАСС

        Потому что ребёнок думает, когда он не знает, что будет дальше, и ему интересно это узнать. А когда не интересно, он отбывает номер.

        Например. Мы обучаем младшеклассников навыкам понимания, интерпретации и анализа текста на материале сентиментальных и нравоучительных рассказиков, сочинённых в позапрошлом веке, в которых мораль торчит наружу, и сразу ясно, кто хороший, а кто плохой.

        Наученный таким образом ребёнок в лучшем случае будет искать у каждого текста, события и жизненной ситуации торчащую мораль и подгонять под отношение «хороший – плохой».

        «Трамп хороший или плохой? Был хороший, а стал плохой. Хм... Удивительно! Наверное, только прикидывался хорошим. А-а, да, точно!.. Прикидывался! Перехитрил».

        Вот такое понимание политики демонстрирует общество, выученное на рассказиках про лису и уточку с перебитым крылышком. И это считается нормальным. Это всех устраивает. Под эти, мягко говоря, упрощённые (а грубо говоря – идиотические) модели с удовольствием подстраивается пропаганда.

        Мы говорим о «дебилизации населения», а начинается эта «дебилизация» с уроков литературы.

        Что такое школьное преподавание литературы и для чего оно вообще нужно?

        Упрощённо говоря – это уроки опыта. Опыта житейского, нравственного, интеллектуального. Литературное произведение показывает «как в жизни бывает».

        К тому, что «бывает в жизни», подход возможен эмоциональный и умственный; школьная литература выбирает эмоциональный подход. Она, например, декларирует такие задачи, как «научить видеть красоту природы».

        Я мог бы сказать – это всё равно что учить вдыхать и выдыхать, но мне возразят: бывают же занятия по правильному дыханию, какая-нибудь йога или ушу, вот и очень хорошо, что деток учат правильно дышать в здравствуй-школах!..

        Ну да, ну да. К тому же ведь именно эмоциональная оценка явлений действительности характеризует потребительское общество и каждого потребителя в отдельности. Потребителя товаров, услуг, правил и процедур, смыслов, вкладываемых в голову.

        Когда мой сын был маленьким, он очень хотел идти в школу. Ждал этого с нетерпением. Спрашивал меня:

        – Пап, а там будут рассказывать про квазары?

        – Не сразу, сынок, – осторожно врал я.

        – Пап, а если меня спросят, из чего состоит солнце, я скажу – из водорода и гелия...

        Ему казалось, что школа впустит его в мир тайн и удивительных открытий, в мир фантазии и мечты, в мир больших, серьёзных вещей.

        Но в учебнике по предмету «Окружающий мир» никаких квазаров не оказалось. Там учили отличать гречневую крупу от рисовой. Как говорил бывший министр образования Фурсенко, «наша задача – подготовить квалифицированного потребителя». Министра нет – а зёрна те же.

        Кто-то скажет, это сознательное вредительство? Я не думаю. Как-то так... само к этому пришло.

        В книжке писателя Сергея Лукьяненко «Спектр» описана цивилизация, в которой мышлением обладают только детские особи. По достижении социальной зрелости эти самые птицелюди шеали думать перестают. Становятся квалифицированными пользователями заученных алгоритмов. Их ничто не удивляет. Они знают всё, что произойдёт. Им просто незачем думать.

        Конечно, это метафора нашего с вами общества – птицы шеали, разучившиеся летать. Это нам с вами неинтересно сидеть в автобусе у окна, потому что всё, что за окном, мы уже миллион раз видели. Это мы гордимся осведомлённостью, называя её знанием, а знания ставим выше умения ими пользоваться.

        Это у нас есть поговорки «открыл Америку» и «изобрёл велосипед», это мы шарим глазами по строчкам и заголовкам, выискивая «информацию» и раздражённо отбрасывая приглашения подумать.

        В общем, мы и убили-с. Изображая из себя деловитых штольцев, которым некогда размениваться на пустые фантазии, на самом деле являемся рассеянными и беспомощными обломовыми. Кто угодно бери нас за ухо, а лучше за нос, и куда угодно веди.

        А как же должно быть? И какого человека надо стремиться выучить в школе?

        Ну, вот мы идём по улице и видим – из земли торчит палка. Кто-то палку воткнул. Наша реакция бывает двух видов. Вид первый: не обратить внимания, не заметить. Вид второй: «Ах, как хорошо!» или «Безобразие, людям жрать нечего, а они палки втыкают!»

        Желаемая же реакция такая: «Вот кто-то воткнул в землю палку. Кто бы мог это сделать? Зачем? Почему?» Дальше придётся думать...

        То есть тот самый «правильный человек» будет вести себя как Шерлок Холмс – не только в отношении кучек пепла, оставленных курившим преступником, и следов собачьих зубов на хозяйской трости, но и в отношении квазаров, армий, президентов и облаков. А также в отношении своих близких, что, помимо любви, нелишне. Мало любить – надо ещё понимать.

        Как же этому научить?

        Раз уж мы начали говорить о школьной литературе, то повторяю ещё раз: ребёнку должно быть интересно.

        Школьники должны «проходить» такие произведения, которые они и сами бы читали – на перемене у подоконника, во время урока под партой и дома под одеялом с фонариком. Потому что – интересно «что дальше». Интересно, извините за грубость, «кто убийца». Или как герои выпутаются из безвыходной ситуации. 

        И ничего, если они окажутся не из «сокровищницы отечественной и мировой художественной культуры». Мы не историков литературы и не музейных работников готовим.

        А когда ребёнку интересно, его мозг очень активен и способен порождать кучу замечательных гипотез и решений. Включая, разумеется, неправильные, с которыми тоже надо работать.

        Вообще, с неправильными решениями надо работать в первую очередь. Не отметать, а принимать и проверять их, вместе убеждаться в их недейственности и искать новые. Только так учатся мыслить.

        Мы же пока поступаем ровно наоборот. Как взрослые шеали из романа, проводим над своими «птенцами» обряд лишения разума под заунывные песнопения. «Учат в школе, учат в школе, учат в школе»...


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

        Другие мнения

        Тарас Шевченко будет декоммунизирован

        Виталий Саутёнков, депутат Одесского областного совета VII созыва
        Мыши плакали, кололись, но продолжали грызть кактус: выясняется, что в список запрещенной литературы попадает не только почти вся проза, но и множество стихотворений Тараса Шевченко, который оказывается всех их написал на «мове агрессора». Подробности...

        Прекрасный русский мальчик Достоевского

        Владас Повилайтис, доктор философских наук, БФУ имени И. Канта
        От Чернышевского хотелось спать, а Писарев был свой – про свободу, про говорение дерзостей. Теперь таких почти не делают. Последний выпуск, говорят, был во времена «Кино» и алюминиевых огурцов. Подробности...
        Обсуждение: 4 комментария

        Возможна ли в России старость в радость

        Антон Крылов, журналист
        Отдать отца или мать в «богадельню» – это почти то же самое, что сдать в детдом родного ребенка. Пойти на это можно только в ситуации нестерпимой нужды. Но даже в этом случае «отказника» осудят все, кто узнает. Подробности...
        Обсуждение: 65 комментариев

        Пора кончать с наградной бестолковщиной

        Дометий Завольский, историк-архивист
        Медали Минобороны напоминают склеенные кое-как на компьютере открытки к 23 Февраля. У постсоветских дизайнеров талант: облицовочный камень делать похожим на пластмассу, а металл – на фантики. Подробности...
        Обсуждение: 28 комментариев

        Девушки с «России» из кремня и стали

        Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
        В холле ПАСЕ дикие орангутанги нападают на журналисток из России, а в зале для голосований – на саму Россию. Кажется, пора объяснить товарищам, что идея ПАСЕ себя изжила и не дает стране вообще ничего. Подробности...
        Обсуждение: 40 комментариев

        Серебряный век – это про нищих наследников великой культуры

        Андрей Тесля, кандидат философских наук
        Если бы Серебряный век русской культуры продолжился, он превратился бы в курьез, породивший груды мусора и бездарно прожитые жизни. Но он попал на переломный момент русской истории. Подробности...
        Обсуждение: 32 комментария

        Почему водка в России больше, чем напиток

        Екатерина Ракитина, к.ф.н., переводчик
        Доступной для русского народа водка стала с началом импорта дешевого немецкого картофельного спирта. От этого один шаг до конспирологии, столь любезной нашему человеку, особенно – под ту самую водку. Подробности...
        Обсуждение: 23 комментария

        Отмена «ятя» и «фиты» стала трагедией для русского языка

        Егор Холмогоров, Публицист
        Большевики, как и Петр Великий, руководствовались не стремлением открыть дорогу к знаниям, а стремлением перекрыть ее. Пролетарии должны были испытывать физический дискомфорт от старых книг. Подробности...
        Обсуждение: 136 комментариев

        Россия демонстрирует новую тактику работы в горячих точках

        Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
        Феномен наблюдается отчетливый: Запад все чаще проигрывает России, которая обладает существенно меньшими ресурсами и при этом умудряется успешно действовать сразу по нескольким направлениям. Разгадка проста. Подробности...
        Обсуждение: 67 комментариев

        76 лет назад в Ейске убивали детей

        Андрей Медведев, Политический обозреватель
        Когда проводили эксгумацию, у детей находили в руках игрушки, открытки, вышитые своими руками платочки. Они брали с собой дорогие им вещи, чтобы не было страшно. Но им было невыносимо страшно. Подробности...
        Обсуждение: 111 комментариев
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............