«Поев грибочков, сказку расскажу»

@ lpgzt.ru

20 ноября 2013, 17:25 Мнение

«Поев грибочков, сказку расскажу»

Чего только нет в современной детской сказке: и инопланетяне, и полицейские, и тусовка, и современная Москва, и птичий грипп, и политика, и детдомовские дети, и диггеры. Нет лишь одного – понимания, для чего нужна ребенку сказка.

Елена Бредис

журналист (Липецк)

Кто бы из современных родителей отказался от такой няни, как Арина Родионовна? И добрая, и заботливая, и сказки рассказывает. А в наше время еще и к школе бы малыша готовила. Что еще надо? Душа спокойна, занимайся своими делами.

Сегодня звучат мнения, что в новое время должны быть и сказки новые

Правда, возникает вопрос: а какие бы сказки рассказывала или читала нынешняя Арина Родионовна? Вдруг она оказалась бы «продвинутой няней» и сочла бы вкусы своей предшественницы устаревшими? И рванула бы с энтузиазмом в просторы интернета, дабы отыскать там что-нибудь соответствующее реалиям двадцать первого века. И нашла бы без особого труда!

Сегодня звучат мнения, что в новое время должны быть и сказки новые, теперешним детям тот же «Конек-горбунок» скучен. Даешь современные сказки! И дают.

Издательство, к примеру, выпустило книжку Антона Сои «Звездочка. Лошадка, которая поет». Антона Соя ныне величают «королем русского галлюциногенного реализма». И вот теперь он за сказки взялся. В названном шедевре Сои есть все: и наноконезавод, где вывели крохотную лошадку Звездочку. И экономический кризис в стране, из-за которого «наноконеводам» не на что стало кормить своих питомцев. И коррумпированный шоу-бизнес, правда, в звериной среде. И олигарх-дауншифтер, раздавший все свои богатства детским домам и с одним-единственным миллионом укрывшийся от суеты и цивилизации на ферме в поселке Синекуры.

Представляете, какую разностороннюю информацию об окружающем мире получает ребенок? Как он, бедный, будет развиваться, если не узнает о нанотехнологиях, коррупции и экономическом кризисе? Наверняка вырастет лохом и лузером.

В своеобразном чувстве юмора автору не откажешь, и родители, читающие своему чаду это сочинение, не раз хихикнут. Ну, хотя бы над таким пассажем: «Звёздочка и Ветерок были первыми в стране мини-лошадками, и поэтому на них приехал посмотреть сам Президент. Ему очень понравились веселые и ласковые лошадки. Он вообще очень любил лошадей и даже свою собаку назвал Кони. Президент целый день гонял с лошадками по лугу, чесал им спины, кормил кочерыжками и совсем не хотел возвращаться в Кремль на работу. Пришлось ученым подарить ему Ветерка, чтобы спасти страну».

По правде сказать, странноватым юмором все это отдает. Скорее похож он на типичное прикалывание в каком-нибудь интернет-блоге. Но чем там взрослые развлекаются – это их дело. А как объяснить ребенку, почему президент не хочет на работу в Кремль возвращаться? И главное – почему это так смешно? С какой стати президенту куда важнее с лошадками по лугу бегать, чем страну спасать? И уж совсем сложно малышу растолковать, как можно назвать собаку Кони, то есть – Лошади.

Понимаю: писатель посмеивается иной раз отнюдь не без повода. Знаете, как он объясняет необходимость разработки нанолошадей? «Таких маленьких и миленьких лошадок, ростом с небольшую собаку, чтобы каждый россиянин мог не только в деревне, но и в городской квартире лошадь завести. Потому что лошадка в квартире – это не только признак достатка, но еще радость и веселье каждый день». Тут вам намек и на дороговизну наноразработки, и на нашу страсть демонстрировать свой достаток... Вот только что это дает ребенку? Какое представление сложится у него о мире?

Мир из-за подобных «приколов» выглядит, как говорила Алиса, все страньше и страньше. Например, «беглый» олигарх дружит с «синеносыми работниками и краснощекими работницами фермы». Уже засада! Попробуй ответить на вопрос маленького слушателя, по какой причине у дядей в деревне синие носы. Может, надо об алкоголизме рассказать? Заодно ваше чадо узнает, как пьют в российской деревне. Очень полезная информация.

Чего только нет в этой сказке: и инопланетяне, и полицейские, и тусовка, и современная Москва, и птичий грипп, и политика, и детдомовские дети, и диггеры. Нет лишь одного – понимания, для чего нужна ребенку сказка, какую роль она играет в его душевном развитии. Или я ошибаюсь, и автор адресует свое произведение не дошколятам, а подросткам? Но им тем более не нужен весь этот пустой «стёб».

Им пора уже Джека Лондона или Владислава Крапивина читать, а может, и более серьезную литературу. Но меня добило мнение о книге Сои одного литературоведа: «Язык книги более чем актуален, пожалуй, через несколько десятилетий она вполне сможет выступить одним из источников для научной работы по актуальному сленгу начала века». Да уж, лучший критерий для детской сказки. Так, неровен час, к середине века «нашим всё» будет уже не Пушкин, а Соя.

Но фантазию современных писателей не уймешь. Нанолошадка – это еще очень милый и вполне традиционный персонаж, если бы не приставка «нано». Во всяком случае, по сравнению с... экскрементами, которые стали героями другой сказки. Да-да, эстонский писатель написал сказку о Какашке, которая путешествует, влюбляется, страдает от одиночества. Она даже в песочницу попадает, где малыш берет ее в руки и что-то из нее лепит. Бррр!

Не знаю, что хотел сказать этим автор из Прибалтики. Но еще больше не понимаю, зачем у нас-то понадобилось этот шедевр переводить и издавать?! А до того героями сказки того же сочинителя были девочка Кай и ее друг глист Тынис. И эту книжку тоже перевели на русский язык. Ну, видно, кому-то очень уж Колобки и Василисы Премудрые надоели.

Тем не менее, отечественные пииты фольклора не чураются. Они осознают: наследие предков ценить надо. Но все равно необходимо как-то это наследие осовременить, а то ведь «отстой» полный получится. В сказе про «Мишку-молодца» вы найдете такие приметы времени: «А кикимора играла,/ Танцевала, соблазняла,/ Дева редкостной красы/ От подмышек до косы:/ Черноброва, краснощёка,/ Белогруда, синеока,/ Чуть темна, русоволоса,/ Круглопопа, востроноса,/ Губы на лице строптивом/ С фиолетовым отливом!/ Мишка совести не внял/ И пред ней не устоял».

Вот это, я понимаю, нравственное воспитание! А то Шемаханская царица у Александра Сергеевича совсем не сексапильная. И откуда Кикимора с Лешим на Мишкином пути появились, вполне реально объясняется: «Даже пухнул с голодухи, /Красных с пятнами грибов /Он поел и был таков –/ Прибежали злые духи». Мораль: нечего баловаться галлюциногенами, тогда и кошмаров не будет.

Как видите, выбор весьма широк, на любой вкус. Вот только вряд ли можно вслед за Пушкиным воскликнуть: «Что за прелесть эти сказки!» И вряд ли стоит надеяться, что из детишек, которым продвинутые Арины Родионовны будут их читать, вырастут будущие Пушкины.

Источник: Интернет-журнал «Блоги Липецка»

..............