Взгляд
8 февраля, среда  |  Последнее обновление — 11:08  |  vz.ru
Разделы

Российским женщинам не нужен феминизм

Игорь Караулов
Игорь Караулов, поэт, публицист
Кому же нужен был феминизм в нашей стране? Прежде всего самим активисткам этого движения. Оборотистым девушкам и дамам, пытавшимся заработать на хлеб с маслом, паразитируя на своих несчастных сестрах, которым не удавалось выстроить отношения с мужчинами и с миром в целом. Подробности...

Для украинских политиков Бога нет

Сергей Худиев
Сергей Худиев, публицист, богослов
Почему люди не переходят в ПЦУ? Они пытаются объяснить происходящее в понятных им категориях. Ищут политические симпатии к России или чемоданы денег из Москвы. Но объяснение лежит на поверхности. Подробности...
Обсуждение: 36 комментариев

Рыцарственный Путин и брехливый Нафталий

Максим Соколов
Максим Соколов, публицист
Так ли все было, как рассказывает бывший израильский премьер, или не совсем так – нам знать не дано. Но нам дано знать другое: строгая конфиденциальность есть вообще краеугольный камень дипломатии. Подробности...
Обсуждение: 26 комментариев

Иран показал уникальную подземную авиабазу

Иран впервые продемонстрировал кадры со своей подземной базы «Орел 44», на которой хранятся истребители с крылатыми ракетами большой дальности и беспилотники. Местонахождение объекта не раскрывается, однако в Тегеране утверждают, что располагают несколькими такими объектами в разных уголках страны
Подробности...

Мощное землетрясение в Турции и Сирии унесло сотни жизней

В Турции произошло мощное землетрясение, толчки от которого ощущались также в Сирии, Ливане, Иордании и Израиле. Зарегистрирована магнитуда 7,4. Землетрясение привело к большим разрушениям и унесло сотни человеческих жизней. Россия уже предложила помощь в ликвидации последствий бедствия
Подробности...

В России отпраздновали 80-летие победы в Сталинградской битве

В России отпраздновали 80-летие победы в Сталинградской битве. Памятная дата отмечается не только в России, но и за ее пределами. Основные торжества прошли в Волгограде, где состоялся военный парад и другие торжественные мероприятия. Сталинградская битва была одной из крупнейших в истории человечества
Подробности...
12:42
собственная новость

В Госдуме подвели итоги реализации нацпроектов в 2022 году

Нацпроекты показали свою гибкость и востребованность в условиях возникших перед Россией вызовов. За счет чего была оказана необходимая поддержка гражданам, отраслям экономики, а также новым регионам России. Об этом газете ВЗГЛЯД рассказал депутат Госдумы Олег Матвейчев, комментируя итоги реализации национальных проектов в 2022 году.
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Число погибших при землетрясении в Турции выросло до 6 тыс. 234 человек

    Главная тема


    ДНК России

    ежегодное обращение


    Байден назвал спецоперацию России «испытанием на века»

    «игра ва-банк»


    В Бундестаге сравнили отправку 178 немецких танков на Украину с харакири

    годовщина гибели


    Пушилин назвал «Гиви» символом храбрости и отваги донбасского ополчения

    Видео

    пример для подражания


    Украина решила уподобиться азиатской стране

    шокирующий прогноз


    Запад признал скорую кончину доллара

    деоккупация ДНР


    Украина лишается «третьего столпа» обороны в Донбассе

    «Сан-Ремо»


    Зеленского изгнали с конкурса итальянской песни

    военная помощь


    Шольц предвидит поражение Украины

    на стороне России


    Марина Хакимова-Гатцемайер: Родина – место, где ты нужен, даже когда не нужен самому себе

    исторический фактор


    Олег Хавич: Поляки мечтают о Переяславской раде наоборот

    государственное предательство


    Антон Беликов: Где готовили этот креативный класс

    на ваш взгляд


    Как часто вы используете ненормативную лексику в разговоре?
    Татьяна Шабаева

    Литература не панацея

    Татьяна Шабаева: Литература не панацея
    Татьяна Шабаева
    журналист, переводчик
    23 февраля 2017, 14:20

    На прошлой неделе министр образования РФ Ольга Васильева высказалась в том духе, что литература должна быть правильной:

    На министерство большой надежды нет. А на учителя – да, если повезет

    «Начиная с детского сада должен быть определенный, очень правильный... корпус той самой литературы, которую читают наши маленькие детки, а потом они растут. В той же сказке русской, адаптированной к детскому возрасту, при разговоре с ребенком, при оценке ситуации, при личных оценках героев мы его уже воспитываем, мы его формируем, формируем человеческую основу. И это нужно возвратить, вот этот корпус книг от мала до велика».

    Нехитрая эта идея высказывается далеко не впервые, и в этот раз она вновь породила ехидное шебуршение – как нетрудно догадаться, в первую очередь в среде столичной гуманитарной интеллигенции, так или иначе связанной с детским чтением.

    «Выдаешь родителям и школам Список, заставляешь детей все по Списку прочитать, и от этого у них прям сразу духовно-нравственность повысится» (Ирина Лукьянова).

    «Каждый учитель пусть сам отбирает, что сочтет нужным... нет, я не особенно опасаюсь, потому что все сказанное министром есть просто дежурная болтовня на тематическом собрании родителей, никаких серьезных последствий она не будет нести» (Алексей Олейников).

    Если высказывание Лукьяновой – обычное передергивание, интересное только типичностью, то комментарий Олейникова распадается на два аргумента, к каждому из которых можно присмотреться.

    Фото: facebook.com/tatiana.shabaeva

    Во-первых, верно ли, что никакой «правильный корпус литературы» не нужен, а учитель и именно учитель – то самое лицо, которое отбирает для детского чтения то, что считает нужным? (Просто потому, что ему с этой литературой и работать.)

    Скажем так: как минимум странно, что министра образования критикуют за намерение выделить некий единый литературный корпус, в то время как представители московских вузов и благотворительных фондов настоятельно рекомендуют учителям начальных классов детские книги зарубежных авторов (уверяя, что отечественных аналогов попросту нет) – и, более того, заявляют, что культурной общности, основанной на чтении, у российских школьников уже и сейчас не существует, а если вам надо культурную общность, то для этого есть «ИКЕА» и «Макдоналдс».

    Не надо возлагать на литературу большие надежды в воспитании человека (фото: Сергей Венявский/РИА Новости)

    Не надо возлагать на литературу большие надежды в воспитании человека (фото: Сергей Венявский/РИА «Новости»)

    Если это хотя бы отчасти правда – то в идее министра образования Васильевой плохо не то, что она ограничивает индивидуальную свободу учителя, а то, что она предложена удручающе поздно.

    Впрочем, как мы помним, высказывалась-то она и раньше, но всякий раз – как и в этот раз – ее встречает дежурное ерничество.

    А с другой стороны: где учителя, пусть даже столичные – и где правительство?

    Олейников прав: если бы в нашей стране начальство в самом деле собралось четко придерживаться некоего общего корпуса литературы (как это происходит, например, в Китае) – это было бы сделано, и комариные укусы критики были бы бессильны. А это все – просто благопожелания.

    Но вопрос в другом. Что в действительности может, а что не может доставить в нашу жизнь «определенный, очень правильный корпус литературы»? Может ли он «сформировать личность, человеческую основу»?

    Я сомневаюсь в этом. Одни и те же книги могут быть прочитаны очень по-разному – в зависимости от того, кто именно их читает и как трактует прочитанное.

    Совсем свежий пример: статья Галины Юзефович (одного из самых известных и вездесущих российских литкритиков) о книге Захара Прилепина «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы».

    Книга Прилепина и статья Юзефович – классический образец «взгляда на одно и то же разными глазами». Прилепин указывает на Державина-офицера – Юзефович предпочитает Державина-пацифиста. Прилепин пишет «ополченцы» –Юзефович говорит, что нынешние ополченцы – это не то, что в Отечественную войну 1812 года. Прилепин призывает равняться на патриотические порывы писателей Золотого века – Юзефович считает, что Прилепин педалирует, спекулирует и манипулирует.

    Грубо говоря: Прилепин пишет – «славная традиция», Юзефович отвечает – «это было давно и неправда».

    Можно ли быть хоть сколько-то уверенными, что даже при самом превосходном литературном корпусе учителя наших детей будут равняться на Захара Прилепина, а не на Галину Юзефович? Или кто-нибудь верит, что учитель будет человеком настолько широкой души (и обладателем неограниченного времени), что устроит в классе свободную дискуссию?

    Я знаю учительницу литературы в одной из самых блестящих московских школ, которая устроила травлю одиннадцатилетнего ребенка за мнение.

    Я знаю учительницу литературы в одной из заурядных московских школ, которая, рассказывая шестиклассникам о Цветаевой, то и дело напоминала, что они еще слишком малы, чтобы что-то в Цветаевой понять.

    Или вот на днях Сергей Волков – московский учитель, также присутствующий повсеместно, от Общественной палаты до олимпиад по литературе – рассказал, как в образовательном центре «Сириус», созданном для одаренных детей, поддержанном правительством РФ, в литературно-творческой смене ребята хором заявили, что учителя заставляют их насильно любить литературу и не позволяют иметь свое мнение, причем Волкова неприятно поразило, что молодые люди выступают с позиции жертвы.

    Еще раз: это «литературные» дети, приехавшие в весьма престижный образовательный центр. Как минимум с далеко не худшими учителями литературы. И никто из них за учителей не вступился. Неужто так плохи?

    Довольно сомнительно и то, что русская литература, которую они, будем надеяться, читали, оказала укрепляющее и облагораживающее воздействие на их душу.

    Прямо скажем: она и не должна.

    Я отношусь к тем, кто в идеале желал бы этого воздействия, но в реальности знаю, что можно быть даже не учителем, а профессором, написавшим учебник по литературе – и прочитать «Станционного смотрителя» в том духе, что Самсон Вырин из-за мещанской узколобости не заметил счастья своей дочери.

    Литература не панацея.

    Не надо возлагать на нее большие надежды в воспитании человека. Это предохранит и от пиетета перед профессорами и литкритиками, поскольку вы понимаете: то, что они много читали, не обязательно сделало их умнее и тоньше.

    А что надо? Что литература может? И что может сделать каждый?

    Литература может и должна быть тем самым общим культурным фундаментом, кладовой языка, образов, идей, опознавательных знаков, присущих нации. Литературу нельзя «проходить», ей нельзя научить, но ее можно прочитать. И это единственное, что обязательно нужно сделать с литературой, все остальное – факультативно.

    В этом смысле – в смысле очерчивания приблизительного круга – разговоры про «создание правильных корпусов» были бы отнюдь не лишними, если бы не велись так давно, бесплодно и беспомощно; если бы в эти корпуса не старались впихнуть так много всего разного, руководствуясь не внятной идеей, а суеверным страхом оставить что-то за бортом.

    Так что на министерство большой надежды нет. А на учителя – да, если повезет, но надо понимать: сегодня ему платят вовсе не за это.

    Так что же может сделать каждый из нас для того, чтобы через тридцать лет у нас было еще что-то общее, кроме «ИКЕИ» и «Макдоналдса»?

    Каждый из нас может читать своим детям – то, что знает и любит с детства. И «начиная с детского сада», о чем говорила Васильева. И даже подросткам – непременно подросткам. Прочитать вслух «Войну и мир» от корки до корки – это не больно. Я пробовала.

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •