Взгляд
5 декабря, понедельник  |  Последнее обновление — 16:37  |  vz.ru
Разделы

Главный ресурс России в СВО – время

Ирина Алкснис
Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Штатам и Европе неизбежно придется принимать решение, сжигать ли и дальше в украинской топке все более ценные и дорогостоящие ресурсы или все-таки взять паузу и найти иной выход из сложившейся для Запада тупиковой ситуации. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Цель Запада – перепрошивка наших мозгов

Игорь Караулов
Игорь Караулов, поэт, публицист
Чумой XX века называли нацизм. Русофобия наследует нацизму, развивает нацизм на новой основе, в современных условиях. Нацизм был явлением глобальным; у Гитлера были британские, французские, бельгийские, американские симпатизанты. Точно так же и русофобия сегодня стала идеологическим ядром, вокруг которого объединились страны Запада. Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

Если тебе грозит гибель, можно выключить и снова включить компьютер

Андрей Полонский
Андрей Полонский, писатель, историк
Человечество, состоящее из смертных существ, на протяжении всей истории грезило о конце времен. Это настолько естественно, что совсем не стыдно – никому не хочется умирать в одиночку. Подробности...

Собянин побывал в зоне проведения специальной военной операции

Мэр Москвы Сергей Собянин побывал на линии обороны в зоне специальной военной операции (СВО). Градоначальник лично проверил, как бойцам помогают обустроить рубежи: противотанковые рвы, траншеи, доты и блиндажи. По его словам, у мобилизованных из Москвы военных «настроение боевое»
Подробности...

При крушении самолета Beechcraft 55 Baron в Армении погибли российские пилоты

При крушении самолета В55 в Армении, летевшего в Астрахань, погибли два российских пилота. Самолет разбился вблизи деревни Джрабер Котайкской области, в 26 км к северу от Еревана. После падения машина развалилась на части и загорелась. Прибывшие на место трагедии пожарные потушили возгорание спустя 20 минут
Подробности...

В столице запустили производство кроссовера «Москвич 3»

Столичный автозавод «Москвич» запустил серийное производство автомобилей. Первой моделью стал переднеприводный кроссовер с бензиновым мотором «Москвич 3», который собирают методом крупноузловой сборки. Автосалоны получат новинку в декабре этого года. В следующем году завод планирует наладить процессы мелкоузловой сборки
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Глава Улан-Батора издал указ о силовом разгоне протестующих вокруг Дома правительства

    Главная тема


    Зачем Иран на самом деле распустил «полицию нравов»

    работа удаленно


    В Госдуме оценили инициативу о возможных ограничениях для уехавших от мобилизации россиян

    «большой стыд»


    Премьер Грузии посоветовал оппозиционерам отправиться на украинский фронт

    советская эстрада


    Захарова высмеяла слова Вайкуле о том, что они с Пугачевой «содержали всю страну»

    Видео

    российский миллиардер


    Проблемы Фридмана в Лондоне станут для бизнеса уроком

    рост цен


    Эстония страдает без российского электричества

    тяжелый бомбардировщик


    Как устроен сверхсекретный американский «стратег»

    «лучший друг США»


    Как Байдену пришлось разочаровать Макрона

    насилие над беженками


    Почему Европа стала местом сексуального рабства для украинок

    состояние общества


    Никита Сетов: Тревожность – это новая нормальность

    гражданская мантра


    Виталий Трофимов-Трофимов: Открытый конфликт на Украине схлопнул все симуляции

    напряжение в Центральной Азии


    Глеб Простаков: Казахстан внезапно оказался нужен всему миру

    на ваш взгляд


    Вы верите в будущее российского автопрома?
    Татьяна Шабаева

    Пропасть, в которую может провалиться и Третьяковка, и главное здание МГУ

    Татьяна Шабаева
    журналист, переводчик
    10 июля 2018, 21:01

    В Третьяковскую галерею пришла группа студентов и преподавателей МГУ. Они осматривали и обсуждали картины. За это им были сделаны замечания: первое – во время осмотра, а вслед за тем состоялся неприятный разговор на выходе.

    Сотрудники музея сообщили, что группы «от 1 до 20» должны уведомлять о своем прибытии заранее и что проводить экскурсии разрешено только лицам, имеющим специальный знак Третьяковки.

    Преподаватели, разумеется, сказали, что экскурсий не проводили, а «обменивались впечатлениями от увиденного». Им, разумеется, не поверили. История выплеснулась в соцсети, потом на страницы федеральных СМИ, дошла до истфака МГУ, и истфак МГУ... принес «свои извинения Третьяковской галерее за некорректное поведение сотрудников исторического факультета».

    Если вы думаете, что в подобной ситуации могут оказаться только преподаватели, пришедшие в музей со студентами, – следует сразу уяснить, что это не так. В такой ситуации может оказаться любой, кому есть что сказать в музее и кто, на свою беду, будет услышан сотрудниками музея.

    Например, вскоре подобная же история произошла с исследователем моды Тимом Ильясовым. Он тоже рассказывал спутникам «про шляпки» в Третьяковке – и тоже был сочтен угрозой.

    Фото: Михаил Почуев/ТАСС

    Поскольку славнейший вуз страны явно не считает необходимым указать на этическую извращенность и потенциально большую опасность сложившегося положения – сделаем это за него.

    Первое и наиболее очевидное: четкой, мгновенно устанавливаемой границы между платной экскурсией и бесплатным рассказом добровольца не существует.

    Она может быть выявлена, например, путем опроса слушателей (не всегда), и логично, что люди, которые прямо зарабатывают на музее, не являясь его сотрудниками, что-то должны за это заплатить. Должны, заметим, не сотрудникам – а музею, поскольку они его используют. Музей же при этом не принадлежит ни сотрудникам, ни стороннему гиду.

    В случае же любого некоммерческого рассказа – в том числе лекции, в том числе волонтерской экскурсии – претензии музея попросту неприличны.

    Разговор может мешать другим посетителям?

    Экскурсия профессионального гида тоже может мешать посетителям. А уж как может мешать стремление гида пройтись по экспозиции быстрей, быстрей, когда у посетителя не остается времени задержаться и сосредоточиться! И каково это – повторять одно и то же снова, и снова, и снова...

    Несколько лет назад гид (вполне компетентный, но спешащий и явно отрабатывающий номер) смазал мои впечатления от посещения пушкинского Лицея. Он не знает этого, солидный дядя в костюме-тройке, но он, со своим хорошо поставленным культурным голосом и заезженными фразами, подпортил исполнение давнего желания, подпортил мне Лицей.

    Рассказ может не вполне соответствовать правде?

    Во-первых, легенда – то есть неправда – является частью ореола, который окружает экспонат. Люди платят и за этот ореол тоже. Во-вторых, как мы уже видели выше, сотрудники Третьяковки заставляли замолчать людей вполне компетентных. Более того, в чем-то (в своей узкой специализации) наверняка более компетентных, чем профессиональные гиды, дающие «общий взгляд».

    И это очень важно: рассказ гида, дающего общее представление об экспозиции – и рассказ специалиста-историка, или исследователя моды, или, например, врача или строителя с профессионально настроенным зрением – это разные рассказы. Разные! Специалисты расскажут о картине уже, но в чем-то глубже. И вот что с нами пытаются сделать: нас пытаются лишить разнообразия. Нас пытаются лишить глубины.

    Представьте, что все, кому есть что сказать, в музее будут молчать. Или опасливо шептать соседу на ухо. Представьте, что музеи лишатся самых важных своих посетителей – а именно тех людей, для кого экспонаты важны настолько, что они о них читают и думают.

    Для человека естественно делиться своими мыслями с другими людьми – и тем более естественно это делать прямо перед тем объектом, который вызвал размышления. Мы смотрим на одно и то же – и пришли специально, чтобы на это посмотреть – мы разговариваем об этом. Что может быть естественнее?

    Что еще более важно: только до тех пор, пока люди что-то думают об искусстве, оно остается значительным. Смерть искусства может наступить не только через его прямое уничтожение (в этом случае еще есть шанс, что оно станет легендой), но и через превращение его в штамповку. Во что-то, чем можно прикрыть пятно на обоях. «Налетай, торопись, покупай живопись!»

    А до тех пор, пока искусство для людей важно – они будут о нем думать. И разговаривать будут.

    Ей-богу, с точки зрения заботы о посетителях проще и правильнее раздать любителям молча медитировать перед картиной – наушники с шумоподавлением, чем запретить посетителям разговаривать о картинах. В том числе компетентно разговаривать.

    И если даже преподаватели не «обменивались впечатлениями», а рассказывали о картинах заинтересованным студентам – это можно только одобрить. Ведь они пришли в свое личное время, они заплатили за билеты, чтобы поговорить. О картинах! Значит, эти картины – по-прежнему важны. А иначе зачем бы они висели в Третьяковке? Потому что «так принято»? Вслед за отмиранием смысла ритуала отмирает и ритуал.

    И вот еще что следует сказать.

    «Эффективный менеджмент» музеев – коль скоро он сведен к зарабатыванию денег – неотделим от того, чтобы искусство теряло свое значение. Положение музеев усугубляется тем, что ресурс, на котором им предложено зарабатывать, им не принадлежит.

    Когда государственные (не частные) лондонские музеи перестали брать плату за вход, в этом был именно такой смысл: мы признаем, что наши экспонаты – не товар, а достояние. Зонтики или шарфики с принтом картин Ван Гога – вот это товар, а сами картины Ван Гога – достояние. Принципиальная разница. Если же вы равно платите за все (за посмотреть на картину, за рассказать и послушать о картине и за шарфик), то непонятно, где здесь разница между товаром и достоянием.

    МГУ не должен был сдавать своих сотрудников – даже не потому, что они сотрудники. А потому, что за этим небольшим проколом видна пропасть таких размеров, что туда может провалиться и Третьяковка, и главное здание МГУ.

    Если зарабатывание денег любой ценой они поставят выше нематериальных смыслов, если возобладает отношение «вот моя делянка, а вот твоя делянка», если в музеях об экспонатах будут рассказывать только «специально подготовленные люди» – так оно и произойдет.

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •