30 марта, четверг  |  Последнее обновление — 07:45  |  vz.ru

Главная тема


Испания пытается замять антироссийские высказывания своего посла

«мы над этим работаем»


СБУ поспорило с Порошенко по поводу причастности России к убийству Вороненкова

«был бы более развит»


На Аляске полагают, что в России им было бы лучше

после ссср


Социолог: Литва постепенно превращается в пустыню

экономия бюджета


США начинают обсуждать отказ от истребителей F-15

указ президента


Увеличена численность Вооруженных Сил России

«глобальное видение»


Ле Пен пообещала не подстраиваться под линию России

«наблюдала 25 лет»


Савченко сравнила Тимошенко с холодной восковой куклой

оборонная промышленность


Обозначены приоритеты в закупках вооружений для российской армии

Атмосфера ненависти


Андрей Бабицкий: С открытой руганью, ненавистью, злобой, мизантропией пора, ребята, завязывать

«черная метка»


Антон Крылов: Украина в который раз в истории сделала ставку на банкрота – и проиграла

«а был ли мальчик?»


Петр Акопов: Спекуляция на «онижедети» - худшая из тех, что могли придумать манипуляторы «системы Навальный»

на ваш взгляд


Какие эмоции вызвало у вас решение Киева запретить российской представительнице участвовать в Евровидении?


Что нам должна школа?

Андрей Зайцев, публицист
   30 августа 2016, 18:50
Фото: с личной страницы facebook.com

Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

– Лучше бы школа учила детей варить пельмени! 

«Школа – не камера хранения ребенка на десять лет»

– Горожан надо учить выживанию в деревне, а селян – в городе.

– Хотят увеличить часы труда в школе, а не понимают, что скоро даже шоферов не будет – их роботы заменят.

– Школа учит только лояльности и идеологии, и это плохо.

– Историк не может быть министром образования, он ничего не понимает в точных науках.

Это лишь часть реплик и разговоров, которые я слышал за последнюю неделю. Родители, бабушки, дедушки, обыватели – все чего-то хотят от школы, считают, что она им что-то «должна».

По другую сторону «линии фронта» находятся учителя, полагающие, что им «должны» родители. Все списки литературы на каникулы, задания от музыкальной школы, добрые напутствия за лето не забыть математику или русский язык – это долги, которые со всех сторон обрушиваются на ребенка, на папу и на маму.

Школа – это просто место, где дети и взрослые обмениваются информацией (фото: Валерий Мельников/РИА Новости)
Школа – это просто место, где дети и взрослые обмениваются информацией (фото: Валерий Мельников/РИА Новости)

А еще конкурсы детских рисунков, поделок и сочинений, над которыми трудятся родители. Доходит до анекдота. У моих друзей не приняли настоящую детскую работу на конкурс детского рисунка и сказали маме:

– Почему же вы ему не помогли. Вы не видите, что это сделано неаккуратно?

В любом разговоре про школу не хватает той самой аккуратности.

Признания простого факта, что учитель – это не волшебник, который может превратить любого ребенка в Василия Ключевского или Сергея Аверинцева.

Понимания, что ребенок и его родители – это не пустые мешки, которые можно бесконечно наполнять всякими знаниями и заданиями, что для школьника, его папы и мамы школа – это далеко не всегда праздник, но часто тяжкая повинность. Для некоторых школа – это место, где надо «отсидеть 10 лет», чтобы потом забыть ее как страшный сон.

Я совсем не против школы. Я поработал учителем русского языка, литературы и даже истории в нескольких школах и могу сказать, что это – прекрасное место для социализации ребенка и взрослого, для чудесных психологических наблюдений, место, где можно заинтересовать школьников своим предметом (не всех и не всегда).

Вот, наверное, и все, что может дать школа. Детские и взрослые конфликты, обилие бумаг и отчетности, усталость учителей и агрессия учеников (можно и наоборот) – это черты не школы, а общества, так что эти проблемы невозможно решить распоряжением министра образования.

Хорошая школа в идеале создает комфортную среду для обучения ребенка, но не может учиться за него, плохая делает так, что конфликты и психологические проблемы значительно усложняют процесс обучения. И там, и там при желании можно приобрести необходимые знания, умения и навыки.

Но для этого нужно отказаться от модели «Нам все должны».

Все разговоры о любви, о том, что «для вас всегда открыта в школу дверь» – не более чем прекрасный образ. Учитель не обязан любить детей. Этому не учат в педагогических институтах. Дети не должны любить педагога. Они и папу с мамой не всегда любят.

Школа – это просто место, где дети и взрослые обмениваются информацией и соблюдают минимальные правила безопасности и приличия, которые позволяют им вместе находиться под одной крышей.

Педагогу запрещено бить и оскорблять школьника. Подросток не должен хамить учителю (родители, кстати, тоже). На переменах можно аккуратно побегать, на уроках лучше соблюдать тишину. В кабинете истории должны быть карты, в кабинете химии – пробирки и реактивы, в школьной столовой должны сносно кормить, в классе должны быть удобные  парты и стулья. Директор школы в идеале должен заботиться о своих учителях, педагоги – хорошо знать свой предмет и уметь интересно о нем рассказывать.

Вот и все, что нужно для создания нормальной школы.

Все остальное – процесс сдачи ЕГЭ или сочинения, выбор профильных предметов, количество часов истории или математики, наличие или отсутствие классов с углубленным изучением, список обязательных произведений по литературе – уже больше относится не только к конкретной школе, но и к государственной политике в области образования.

Не нужно представлять себе школу как земной рай или рассадник ужасов. Школа не должна учить вашего сына или дочь варить пельмени или делать из него великого ученого. Это задача родителей.

Но при этом родители тоже имеют право не участвовать в празднике урожая, празднике резьбы по моржовому клыку или в олимпиаде по истории, если их сыну или дочери это не нравится. 

Папам и мамам хорошо бы помнить, что школа – не камера хранения ребенка на десять лет, что воспитывает не учитель, а они сами, и что ребенок в конечном итоге может вырасти похожим на своих родителей, а не на (не)любимого учителя физкультуры или физики.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

Другие мнения

Мария Захарова: Начинаем разоблачение фуксов-пуксов

Кампания в отношении ЧМ по футболу в России только началась. Фукс – это вторая крупная ласточка после фильма Би-би-си. Его предложение о бойкоте ЧМ по футболу в России никаким образом не связано с «общей безопасностью и соблюдением прав человека». Подробности...

Владимир Хрусталев: Какое-то «тут видим, тут не видим»

По мере того, как светлый образ Европы и США, где «все абсолютно правильно и нам надо один в один как у них» обсыпался и потускнел, пришел черед баек про Азию. В роли сказочных царств теперь выступают Сингапур, Китай, Южная Корея и Тайвань. Подробности...
Обсуждение: 17 комментариев

Анатолий Салуцкий: Настоящий символ импортозамещения

Канал Москва – Волга стал крупнейшей стройкой второй пятилетки, встав вровень с первой очередью московского метро. Громкий 80-летний юбилей канала Москва – Волга как настоящего символа импортозамещения был бы сегодня очень кстати. Подробности...
Обсуждение: 32 комментария

Петр Акопов: Детский вопрос

Молодежь ворвалась в политику – эта мысль на все лады склоняется в российском общественном мнении после митингов 26 марта. Еще немного, и в рождение «новой социальной группы» поверит политизированная часть общества. Но пока еще не поздно задать детский вопрос – а был ли мальчик? Подробности...
Обсуждение: 613 комментариев

Антон Крылов: Украина как черная метка

Многие помнят старый длинный не очень приличный анекдот про то, как дикари поймали американца, русского и украинца и в качестве цены за свободу предложили заплатить миллион долларов, съесть мешок соли или быть изнасилованным всей мужской частью племени. Подробности...
Обсуждение: 37 комментариев

Василий Колташов: Президента США загоняют на внешнеполитическое поле

Трамп изолирован, и кольцо вокруг сжимается. Его игра по успокоению конгрессменов с помощью диалога с большими компаниями ни к чему не привела. Хуже всего, что проблемы в Конгрессе совпали с решением ФРС повысить ставку. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Сергей Худиев: Мы нуждаемся в просемейной и продетской политике

Практика отъема детей у родителей, уже укорененная в ряде западных стран, все больше становится обычной у нас. Но кроме практической оценки опасностей есть определенные идеологические влияния, которые отражают глобальные тренды, – и их нам стоит рассмотреть. Подробности...
Обсуждение: 142 комментария

Ростислав Антонов: Борьба за национальные интересы по месту жительства

Несколько дней назад новосибирский губернатор ввел запрет на привлечение иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по ряду профессий. За этой канцелярской формулировкой скрываются большие изменения. Подробности...
Обсуждение: 29 комментариев

Александр Чаусов: Про уродов и детей

Организаторы воскресного несанкционированного митинга в Москве пообещали судиться «по каждому задержанию», участники восприняли это как «ура, нам дадут денег по суду». Что за участники? Именно те, кто пока не умеет внимательно слушать. Подробности...
Обсуждение: 294 комментария

Елена Кондратьева-Сальгеро: Весна в этом году опять русская

Нужно было с самого начала брать за горло и не отпускать. Давно бы уже разобрали на части весь этот ваш «русский мир» и жили бы припеваючи на его дармовых ресурсах. А теперь вон оно как обернулось. Подробности...
Обсуждение: 115 комментариев
 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............