Чем удивит новый президент Франции

@ из личного архива

23 мая 2017, 12:30 Мнение

Чем удивит новый президент Франции

Главный вызов сейчас для Эммануэля Макрона – это закрепить победу на парламентских выборах. Как же эволюционирует политическая ситуация во Франции после формирования нового правительства и выборов в парламент, которые пройдут в два тура 11 и 18 июня?

Арно Дюбьен Арно Дюбьен

директор аналитического центра «Обсерво»

В понедельник, 22 мая, появилась информация о визите президента России Владимира Путина в Париж по случаю открытия выставки, посвященной визиту Петра I во Францию ровно 300 лет назад.

Макрон отразил в своем правительстве запрос французского общества на обновление

Именно по итогам пребывания во Франции, которое длилось более полутора месяцев, было подписано соглашение об установлении дипотношений между странами. Визит состоится менее чем через месяц после избрания нового президента Франции, которым по итогам второго тура стал Эммануэль Макрон.

Последние опросы общественного мнения во Франции, проведенные за два дня до первого тура президентских выборов, то есть 23 апреля, в отличие от печальных для социологов инцидентов в США и Великобритании, не ошибались. Результаты первого тура они предсказали с точностью до процентов.

Также во втором туре этих выборов во Франции – и это надо обязательно понимать – была более низкая явка, чем обычно, и нетипично большое количество «белых» бюллетеней. Это говорит о том, что волны поддержки Макрона не было. Половина его избирателей во втором туре заявила, что голосовала не за него, а против Ле Пен. Для нее эти выборы в целом и 34% во втором туре оказались провальными, разочарованием и плохим сюрпризом (если вспомнить опросы).

Результаты президентских выборов выявили два момента. Во-первых, они обозначили географический водораздел между избирателями Макрона из числа крупных городов и электоратом Марин Ле Пен с северо-востока страны, регионов, наиболее пострадавших от деиндустриализации. Столкнулись успешная Франция и Франция, проигрывающая от идущей глобализации.

Что хочет Эммануэль Макрон получить от своей победы? Его главная задача – разрушить традиционную партийную систему и переформатировать вокруг себя политический ландшафт. Он позиционирует себя не как правый, не как левый, а как политик «над всеми».

Как же эволюционирует политическая ситуация во Франции после выборов, после формирования нового правительства и в свете предстоящих – и в этот раз поистине решающих! – выборов в парламент, которые пройдут в два тура 11 и 18 июня?

Де-факто Макрон уже разрушил прежнюю систему и привлек к себе умеренную часть электората Социалистической партии. На очереди – то же самое с правоцентристами и с республиканцами. Это его стремление абсолютно очевидно после объявления премьер-министра и состава правительства.

Эдуард Филипп, новый глава правительства, до своего назначения 15 мая был членом партии «Республиканцы» и сторонником Алена Жюппе, который проиграл на праймериз правоцентристов Франсуа Фийону. Другой проигравший на выборах правоцентристов (тому же Фийону) – республиканец Брюно Ле Мэр – согласился занять важную должность в правительстве Макрона, министра экономики Франции.

Макрон также назначил тяжеловеса, центриста Франсуа Байру, который до этого трижды баллотировался в президенты Франции (в 2002, 2007 и 2012 годах), министром юстиции. Мэр Лиона Жерар Коломб из Социалистической партии Франции, который при этом, однако, не входил в правительство Олланда и с самого начала поддержал Макрона (когда другие в него не верили), получил пост главы МВД.

То есть Макрон привлек в правительство людей, которые изначально поддержали его, при этом вне зависимости от партийной принадлежности. Половину правительства составляют женщины. Человеком номер два в правительстве стал Николя Юло – видный общественный деятель в области экологии и представитель гражданского общества.

Избранный президент отразил в своем правительстве запрос французского общества на обновление – обновление лиц, обновление практик, при этом собрав вокруг себя гвардию из опытных политиков – помимо уже упомянутых Байру и Коломба, это Жан-Ив Ле Дриан. Бывший министр обороны при Олланде – при этом он считался по результатам своей работы самым успешным министром – сейчас возглавил МИД Франции.

Это правительство тех, кто, как и Макрон, хочет отбросить водораздел правые–левые, кого объединяют прагматизм, идеи либерализации экономики и твердые проевропейские позиции.

Главный вызов для Макрона на данном этапе – это закрепить победу на парламентских выборах, так как без парламентского большинства президент не может править страной, в его исключительных полномочиях находятся только оборона и внешняя политика.

Каков самый вероятный сценарий? Первые опросы показывали, что французы не хотят, чтобы у него было абсолютное большинство в парламенте.

Но при этом очевидны: складывающаяся «восходящая» динамика Макрона после избрания президентом и полная деморализация противников (для республиканцев большим ударом по имиджу стали «перебежчики» в правительство Макрона; из Национального фронта на почве начавшегося после проигрыша брожения вышла Марион Марешаль Ле Пен, многообещающий и молодой лидер; а Меланшон просто не сможет найти во всех избирательных участках подобных себе ярких лидеров, которые смогли бы пройти в парламент).

Так что, по всей вероятности, Макрону удастся заполучить большинство – хотя и неоднородное! – в следующем созыве. Также вероятно, что республиканцы не исчезнут с политической арены и составят основную оппозицию Макрону в парламенте.

Франция и Макрон многих удивили в последний месяц, могут удивить они и Владимира Путина в ближайшее время.

..............