Результат Франсуа Фийона, набравшего 44% голосов, стал сюрпризом праймериз правоцентристов. Да, некоторые опросы показывали сильную положительную динамику в его пользу в последние дни, но такой процент голосов и такой разрыв со вторым по количеству набранных голосов Жюппе не ожидали.
Во внешней политике он вернет Францию на путь голлистских традиций
Этому есть несколько объяснений. Во-первых, Фийон хорошо показал себя во время трех теледебатов. Во-вторых, у него проработанная экономическая программа. Но также многим понравилось его «постоянство»: он не метался и не менял свои тезисы после первых, неблагоприятных для него, прогнозов. Можно сказать, что это «победа постоянства».
За последнюю неделю Фийон «отнял» по 10% у Саркози, у Жюппе и у Ле Мера. 44% – это очень высокий результат на первом туре, учитывая французскую избирательную систему. Первый тур праймериз отличился и необычно высокой явкой, почти четыре миллиона человек.
Что касается программы Фийона: он либерал в экономике, консерватор по вопросам общества и приверженец Realpolitik во внешнеполитическом курсе страны.
В экономике он выступает за резкое сокращение числа госслужащих, снижение налоговой нагрузки и отмену такой символичной меры, как «налог на богатых».
- Пушков назвал сенсацией победу Фийона на праймериз во Франции
- Саркози решил уйти из политики после поражения на предварительных выборах
- Кандидат в президенты Франции Макрон призвал наладить диалог с Россией
В вопросах общества можно выделить его позицию по вопросам семьи как самую показательную: он выступает против легализации возможности усыновления детей однополыми супругами. Не постеснялся он в выражениях и относительно радикального ислама, а также в целом признал, что во Франции с исламом есть проблемы.
Во внешней политике он вернет Францию на путь голлистских традиций. Фийон – единственный, кто во время избирательной кампании упоминал США как проблематичный для Франции внешний фактор и при этом выступал за настоящее стратегическое партнерство с Россией.
27 ноября состоится второй тур праймериз, Саркози с его 21% голосов и Ле Мер уже заявили, что поддержат Фийона.
Скорее всего, явка будет ниже, чем на первом туре. Сейчас уже никто не верит, что динамику Фийона на этих праймериз можно остановить и что у Жюппе есть хоть какой-либо шанс.
До президентских выборов остается пять месяцев, за которые может произойти очень многое. Но вчерашний результат Фийона и та «волна», на которую он опирается, создают мощный импульс для его возможного президентства.
Первый момент. Итоги первого тура праймериз подтверждают, что сейчас наблюдается ускоренная реконфигурация французского политического ландшафта как на правом, так и на левом флангах. Вчера, по сути, ушел из политики – после 40 лет политической карьеры – Николя Саркози. По всей видимости, через неделю то же самое произойдет с Аленом Жюппе.
Второе, Фийон, как кандидат в президенты, создает существенные проблемы для Марин Ле Пен, поскольку находится в правом крыле правоцентристов.
Вчера во Франции не было и «эффекта Трампа», хотя многие предвосхищали такое развитие событий.
Фийон – точно не демагог и не популист. Он не обещает раздачи привилегий и финансирования проектов, а, наоборот, призывает к сдержанности и экономии ради стабильности в стране.
И наконец, о влиянии возможного избрания Фийона новым президентом Франции в 2017 году на франко-российские отношения.
В последние годы Фийон постоянно заявлял о необходимости стратегического партнерства с Россией, выступал против санкций и отмены сделки с «Мистралями», говорил о необходимости сближения позиций по Сирии и совместных действий против исламистов.
При этом он не только говорил, но он и конкретно действовал в этом ключе, когда был премьер-министром Франции с 2007 по 2012 годы. В 2008 году он выступал против расширения НАТО и предоставления Украине и Грузии планов действий по их членству в альянсе.
У него сложились и личные отношения с Владимиром Путиным, когда тот был визави Фийона на посту российского премьер-министра. В 2013 году Фийон приезжал на юбилейную встречу дискуссионного клуба «Валдай», что было подвергнуто критике во Франции.
В силу вышесказанного в случае избрания Фийона президентом Франции перед двусторонними отношениями открываются самые смелые перспективы.