С начала украинского кризиса уважаемые белорусские эксперты научились очень убедительно рассказывать о братстве наших народов, союзнических узах, евразийском выборе и многих других трогательных сюжетах белорусской политики, а заодно обличать антибелорусский заговор в России. Вот только одного они, к сожалению, не могут – высказываться вместо своего начальства.
Создается впечатление, что белорусского лидера очень раздражает безальтернативность интеграции с Россией
Для того, чтобы разобраться, насколько искренни чувства белорусского руководства по отношению к России (особенно в преддверии переговоров о выделении кредитов или списании долгов), необходимо в первую очередь обратиться к первоисточнику.
26 января президент Белоруссии Александр Лукашенко, выступая перед белорусскими учеными, заявил, что наука ни много ни мало должна служить опорой государственной идеологии. «Особенно сегодня, когда предпринимаются отдельные попытки поставить под вопрос суверенитет и независимость нашего государства», – подчеркнул Лукашенко, добавив, что независимость Белоруссии «очень дешево досталась: все народы воевали, сегодня воюет наша братская Украина».
После чего неоднократно признававшийся в атеизме Александр Григорьевич перешел к откровениям: «Наверное, Бог перед нами поставил эти тяжелые задачи, чтобы мы чувствовали, что такое независимость. Преодолеть все это мы можем, только объединившись. И, слава Богу, главное направление нашей борьбы за независимость проходит через экономику – не в военной сфере, не в политической».
Очередной гениальный ход со стороны Лукашенко: сначала он назначает состоящих в НАН Белоруссии экспертов ответственными за защиту государственной идеологии от посягательств «извне», и тут же ставит перед ними боевую задачу, назвав внутренний конфликт на Украине «войной за независимость». Своеобразная проверка боем для профессиональных «адвокатов режима».
Идеологические бойцы Лукашенко, которые еще вчера боролись с «мифами» о «белорусизации» и «развороте на Запад», завтра будут доказывать, что белорусский лидер имел в виду совсем другое, а в России опять все переврали.
Впрочем, белорусам не впервой выпутываться из подобной ситуации. В доказательство предлагаем вспомнить другие заявления Александра Григорьевича Лукашенко, сделанные им в разное время в отношении России и не только, которые завершают любой бесполезный спор на эту тему.
1. «Когда мне задают вопрос: «Как бы себя вела Россия, если бы здесь были американские, немецкие инвесторы?» – конечно, Россия себя бы так не вела. Ведь Россия на задних лапках дрожит перед американцами и другими» – такое высказывание белорусский президент допустил во время встречи с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым 30 января 2007 г.
2. «Если кто-то из нашего окружения хочет иметь в Белоруссии Чечню на Западе, то это не проблема. Это будет посложнее, чем Чечня», – заявил Лукашенко 21 февраля 2011 г., выступая перед военнослужащими в ходе посещения 2-й инженерной бригады Вооруженных сил.
3. «Я всегда был за единство и целостность Украины. Украина должна быть единой. Мы, белорусы, в этом заинтересованы, и лично я тоже... Боевиков, которые воюют против украинцев, надо уничтожать... Чего Путину там делать? Это чужая страна, чего ему там делать? Кто его там примет, в этой стране?» – рассуждал Лукашенко в ходе интервью ведущей телеканала «Дождь» Ксении Собчак 20 мая 2014 г.
4. «Калининград, нравится это российскому руководству или нет, – это зона ответственности Белоруссии. В советские времена Калининградскую область хотели присоединить к Белоруссии, и уже были наработаны колоссальные связи. С тех пор это осталось. Став президентом, я только усиливал эту связь» – такое заявление белорусский лидер сделал на пресс-конференции для российских СМИ 17 октября 2014 года.
5. «Если понадобится, я вам еще раньше сказал: надо будет от Белоруссии что-то – скажи, мы тебе за сутки все сделаем, что ты попросишь. Все, что президент Украины ни просил, публично говорю, мы всегда все делали. И так будет в дальнейшем», – заверил Лукашенко украинского коллегу в ходе переговоров президентов Украины и Белоруссии в Киеве 21 декабря 2014 г.
6. «Пусть никто не напрягается ни у нас, ни в России по поводу того, что Белоруссия будет настойчиво идти к нормализации отношений с ЕС и США» – так заявил Лукашенко 15 января 2015 г. в программной речи, с которой он выступил на утверждении парламентом Республики Беларусь новым премьер-министром Андрея Кобякова, ранее занимавшего пост руководителя президентской администрации, а до этого – посла Белоруссии в России.
7. «Есть отдельные умники, которые заявляют, что Белоруссия – это, как они говорят, часть русского мира и чуть ли не России. Забудьте. Белоруссия – суверенное и независимое государство» – это высказывание Лукашенко прозвучало на пресс-конференции в Минске 29 января 2015 г.
8. «Если соглашения не будут соблюдаться, то Белоруссия не исключает своего выхода из ЕАЭС», – президент Белоруссии отреагировал таким образом на ограничения, введенные Россией на импорт белорусских товаров (когда белорусы, воспользовавшись запретом на поставки продуктов питания из ЕС, реэкспортировали европейские, в частности польские и балтийские, товары под белорусской маркировкой).
9. «С Саакашвили мы познакомились, когда он был президентом. Я всегда хорошо о нем говорил, благодарил его – никто за нас так не воевал на Западе, как Саакашвили. В Америке – он с ними на «ты» был – вице-президенту, президенту он об этом говорил: «Неправильно вы ведете себя по отношению к Белоруссии, никаких не должно быть санкций, нормальная страна, нормальный президент», – в апреле 2015 года Александр Лукашенко посетил Грузию, проведя встречу с президентом закавказской республики Георгием Маргвелашвили и поблагодарив за поддержку не только действующего грузинского лидера, но и Михаила Саакашвили, объявленного на родине в розыск.
10. «Нас пугают, что Россия, мол, изобретет свои «сороконожки» и будет ядерные боеголовки перевозить на своих – и на здоровье! Если у них есть сегодня мозги и деньги, которых у них нет, – пускай изобретают!» – так высказался Лукашенко 14 августа 2015 г. в ходе визита на ОАО «Минский завод колесных тягачей» (МЗКТ), подвергнув критике руководство РФ, которое якобы отказалось от помощи своему номинальному союзнику.Этот перечень далеко не полный, но и его хватит, чтобы составить вполне конкретное представление о мотивах проводимой президентом Лукашенко внешней политики в отношении России.
Что характерно, половина из приведенных заявлений были сделаны именно в 2015 году. И это несмотря на то, что, по данным Информационно-аналитического центра при администрации президента Республики Беларусь, в том же году 88% населения страны выступали за развитие отношений с Россией, и этот показатель постоянно растет, что позволяет говорить об устойчивом тренде.
Создается впечатление, что белорусского лидера очень раздражает безальтернативность интеграции с Россией. Но еще больше его раздражает осознание того, что он вынужден с этим мириться.
При этом в Минске путают причинно-следственные связи, постоянно твердя о якобы инициированной Кремлем антибелорусской информационно-пропагандистской кампании, продолжая при этом заискивать перед Западом. На этом фоне антироссийскую риторику из уст Александра Лукашенко можно считать еще одним устойчивым трендом. Только на этот раз уже его личным, идущим вразрез с настроениями в белорусском обществе.
Не будем делать далеко идущих выводов, отметим главное – реализуемая белорусским руководством политика торга и шантажа на российском направлении не находит поддержки у большинства белорусов и в дальнейшем ни к чему, кроме осложнений и без того непростых отношений, уже не приведет. Поэтому нам нужна новая позитивная повестка, и ее инициатором после всего сказанного должен стать именно Минск.