Утром 25 мая 2016 года, проснувшись и включив телевизоры, жители Украины увидели на своих голубых экранах траурные свечи. Не то чтобы их это удивило. Жители Украины уже давно ничему не удивляются, тем более что май в этом году выдался особенно траурным.
Из процесса над человеком, расстрелявшим среди бела дня посреди Парижа известного политического эмигранта, суд превратился в разбирательство вины самого убитого Петлюры
18 числа все скорбели о депортации крымских татар, 8 мая теперь тоже считается невеселой датой, когда надлежит не праздновать Победу, а скорбеть по всем жертвам войны, а за день до этого, 7 мая, Порошенко открывал в Полтаве памятник Мазепе – учитывая роль города в печальной судьбе гетмана, веселья это мероприятие точно не добавляло.
Впрочем, запрет на развлекательные мероприятия и появление траурной атрибутики на вторую годовщину победы на президентских выборах Петра Алексеевича Порошенко выглядел слишком оригинально даже по украинским меркам. Однако те, кто проявил некоторую пытливость, выяснили, что дело здесь вовсе не в нем.
Оказывается, еще в феврале Верховная рада под председательством пана Гройсмана издала постановление о траурных мероприятиях в честь 90-й годовщины убийства видного деятеля украинского национально-освободительного движения Симона Петлюры.
25 мая 1926 года на бульваре Сен-Мишель в него разрядил барабан своего револьвера парижский часовщик и одесский анархист Самуил Шварцбурд. Он не пытался скрыться с места преступления, сопротивляться прибывшей на звуки выстрелов полиции или отрицать свою вину. По словам Шварцбурда, убийство стало местью за евреев, погибших во время погромов, учиненных войсками Петлюры.
Один из таких погромов запечатлел участник гражданской войны на Украине волынянин Николай Островский в культовом советском романе «Как закалялась сталь»:
«Многим не забыть этих страшных двух ночей и трех дней. Сколько исковерканных, разорванных жизней, сколько юных голов, поседевших в эти кровавые часы, сколько пролито слез, и кто знает, были ли счастливее те, что остались жить с опустевшей душой, с нечеловеческой мукой о несмываемом позоре и издевательствах, с тоской, которую не передать, с тоской о невозвратно погибших близких. Безучастные ко всему, лежали по узким переулкам, судорожно запрокинув руки, юные девичьи тела – истерзанные, замученные, согнутые…»
Впрочем, можно сказать, что это литературное преувеличение или что коммунист Островский намеренно оговаривает украинское освободительное движение, как, например, посчитали декоммунизаторы при одесском губернаторе Саакашвили, которые переименовали улицу Островского в улицу того самого Ивана Мазепы, которому украинский президент недавно открывал памятник в Полтаве.
«Гайдамаки с длинными синевато-черными чубами – оселедцами – на бритых головах напоминали мне детство и украинский театр» (фото: Андрей Стенин/ТАСС)
|
Вот только присяжные в парижском суде, после восьми дней слушаний полностью оправдавшие убийцу Петлюры Шварцбурда, руководствовались в своем решении отнюдь не описаниями классика советской литературы. Например, в ходе процесса была озвучена цифра в 50 000 убитых погромщиками евреев, приведенная специальной комиссией Красного Креста.
В пользу Шварцбурда были показания многочисленных свидетелей, прозвучавшие во время процесса. Еврейскими организациями был издан специальный сборник, посвященный военным преступлениям петлюровских вооруженных формирований, который обильно цитировала французская пресса.
Под впечатлением от этой информации в поддержку обвиняемого выступили знаменитые деятели той эпохи, такие как художник Марк Шагал, писатель Ромен Роллан, физик Альберт Эйнштейн.
Фактически из процесса над человеком, расстрелявшим среди бела дня посреди Парижа известного политического эмигранта, суд превратился в разбирательства вины самого убитого Петлюры. И теперь уже приходилось оправдываться не Шварцбурду, а стороне обвинения, которая настаивала на том, что Петлюра в погромах повинен не был.
И действительно – мы не найдем собственноручно подписанных Симоном Петлюрой директив бить евреев ради спасения Украины. Однако суд счел, что, будучи «главным атаманом войска и флота» УНР, Петлюра не сделал ничего, чтобы пресечь погромную деятельность своих подчиненных. Тем более что на суде всплыла история о том, как Петлюра в ответ на слезные просьбы еврейской делегации найти управу на погромщиков заявил: «Не ссорьте меня с моим войском».
О мере ответственности Петлюры ярко свидетельствует тот же Островский, описывая, как выведенный им в образе атамана Голуба полевой командир украинских войск принимает решение отдать на разграбление местечко, чтобы утихомирить недовольство своих бойцов:
«Правда, немного смущала пана полковника эта операция в связи с вступлением его в эсеровскую партию. Опять же враги могут создать вокруг его имени нежелательные разговоры, что вот он, полковник Голуб, – погромщик, и обязательно будут на него наговаривать «головному» атаману.
Но пока что Голуб от «головного» мало зависел, снабжался со своим отрядом на свой риск и страх. Да «головной» и сам прекрасно знал, что за братия у него служит, и сам не раз денежки требовал на нужды директории от так называемых реквизиций, а насчет славы погромщика, то у Голуба она уже была довольно солидная. Прибавить к ней он мог очень немногое».
И по сей день украинские пропагандисты утверждают, что за действиями еврейского анархиста отчетливо просматривается рука Кремля, а Петлюра пал ее невинной жертвой, поскольку никакой управы на таких вот «полковников Голубов» у него просто не было.
Однако и с этим можно поспорить. А поможет нам в этом не кто иной, как знаменитый украинский националист, новый спикер Верховной рады пан Парубий. В своем недавнем интервью «Украинской правде» он решил напомнить еще об одном национальном герое.
При желании найти, за что осудить Савченко, уже украинскому трибуналу не составит никакого труда
«Восток имеет своих героев, которых мы, может быть, еще мало знаем. Например, полковник Армии УНР Петр Болбочан, гениальный полководец, которого называют украинским Наполеоном, который весь восток Украины и Крым отвоевал».
Оставим на совести пана спикера утверждение о том, что героем «Востока Украины» является выходец с Буковины. Но прав он в том, что широкая публика знает о Болбочане и вправду меньше, чем о Петлюре, Бандере или Шухевиче, а потому на его биографии стоит остановиться подробней.
Начав военную карьеру в русской императорской армии, на исходе Великой войны капитан Петр Болбочан принял активное участие в создании украинизированных частей. Основу этих подразделений составляли выходцы из малороссийских губерний, которые использовали свое проихождение как повод уклониться от участия в боевых действиях.
Вероятно, он действительно обладал хорошими организационными способностями, поскольку при помощи этой своеобразной формы дезертирства сумел организовать небольшое, но боеспособное формирование. С ним в январе 1918-го он прибыл в Киев аккурат к началу боев с красными, которые украинцы в конце концов проиграли.
После того как большевики, согласно Брестскому миру, отказались от территорий, на которые претендовала Украинская Народная Республика, подразделение Болбочана в авангарде немецких войск сперва вернулось в Киев, а затем двинулось на Левобережье Днепра по линии Полтава – Харьков – Александровск (совр. Запорожье) – Мелитополь.
Во время этого марша произошел любопытный эпизод. В районе Александровска Запорожская дивизия полковника УНР Болбочана встретилась с корпусом Сечевых Стрельцов – подразделением австрийского оккупационного корпуса, сформированным из галичан под началом эрцгерцога Вильгельма Франца Габсбурга-Лотарингского.
Командир производил на своих подчиненных сильное впечатление ношением вышитой сорочки в народном стиле, за что они и прозвали его Васыль Вышиваный. На днях администрация Саакашвили предложила переименовать в его честь одну из одесских улиц, носящую имя Героя Советского Союза, участника обороны Одессы Николая Богданова.
Вот как описывает встречу двух украинских подразделений командир кавалерийского полка им. Гордиенко Запорожской дивизии Всэволод Пэтрив (до начала украинской революции полковник Всеволод Николаевич Петров):
«Еще не закончили наши выгрузки, как видим большое движение круг австрийских эшелонов, откуда начинают двигаться к нам воинские фигуры одиночку и толпами, но все без оружия и кое-кто машет шапками. Подошли, громоздятся возле нас, слышим украинский язык и возгласы: «Смотри, а вот запорожцы! Настоящие и ненарисованные – живые! Все как в книге – оселедцы, чемерки, шлыки, оружие!»
Эти строки почти дословно повторяет известное описание очередного возвращения петлюровцев в Киев, сделанное Константином Паустовским:
#{image=1015279}«На Петлюре же был защитный жупан на вате. Единственное украшение – кривая запорожская сабля, взятая, очевидно, из музея, – била его по ляжкам. Щирые украинцы с благоговением взирали на эту казацкую «шаблюку», на бледного припухлого Петлюру и на гайдамаков, что гарцевали позади Петлюры на косматых конях.
Гайдамаки с длинными синевато-черными чубами – оселедцами – на бритых головах (чубы эти свешивались из-под папах) напоминали мне детство и украинский театр. Там такие же гайдамаки с подведенными синькой глазами залихватски откалывали гопак. «Гоп, куме, не журысь, туды-сюды повернысь!»
Удивительно читать эти строки спустя сотню лет, глядя на сегодняшнюю Украину. В тот же день, 25 мая, когда телеканалы, подчиняясь строгому распоряжению национальной рады по телерадиовещанию, отменили увеселительные программы и демонстрировали траурные свечи по убиенному Петлюре, украинские таблоиды сообщили о женитьбе самого знаменитого из нынешних обладателей чуба-оселедца.
Земляк «украинского Наполеона» Болбочана, герой евромайдана, прославившийся после того, как был раздет при задержании бойцами «Беркута», депутат Верховной рады, участник нынешнего «отвоевания Востока» в составе добровольческого батальона «Золотые ворота» казак Гаврилюк сочетался браком со студенткой одного из киевских вузов родом из Коломыи.
Впрочем, сам Болбочан шаровар и шапок со шлыком не носил, а предпочитал военный мундир на английский манер и, по воспоминаниям современников, старался походить не на фольклорного атамана, а на английского или французского офицера.
Немецкое командование не оценило европейских манер украинского полковника. Завершив свой рейд по степям Новороссии, Запорожская дивизия вторглась в Крым, где Болбочан надеялся опередить немцев и захватить в Севастополе Черноморский флот. Однако по Брестскому миру УНР не претендовала на полуостров, а флот прямо объявлялся трофеем Центральных держав, и «украинскому Наполеону» пришлось убираться восвояси.
Собственно, на этом военные успехи «гениального полководца» оканчиваются, а начинается история политических метаний и неумелых заговоров, подробно пересказывать которые нет особого смысла.
После того как немцы разогнали УНР и объявили правителем Украины Скоропадского, он признал власть гетмана, а потом точно так же легко перешел от него на сторону Петлюры. Отношения у них тоже не сложились. Глава Директории УНР видел в нем опасного соперника, и летом 1919 года Петлюра наконец свел с полковником счеты.
Болбочан был обвинен в заговоре и расстрелян. Это был единственный военачальник, казненный по приговору трибунала УНР. Как видим, когда Петлюра хотел, он находил возможность вершить суд над своими подчиненными, не оглядываясь на их популярность в войсках.
Так что в случае с погромщиками «атаманами Голубами» полномочия и возможности реализовать свои декларации о защите еврейского населения у Симона Петлюры были. Не было у него желания.
Впрочем, все это совершенно не смущает нынешних украинских патриотов вроде депутата Парубия. Они готовы объявлять великим полководцем, героем Восточной Украины Болбочана, и одновременно горько скорбеть над судьбою Петлюры, расстрелявшего «украинского Наполеона».
Но даже поскорбеть как следует у них не получилось. В тот же день, 25 мая, когда национальный траур был в разгаре, пришла неожиданная новость – президентский самолет Порошенко сел в Ростове.
Можете представить себе реакцию тех, кто в годовщину победы Порошенко на выборах утром увидел по телевизору траурные свечи, но, ввиду сильной занятости так и не узнав о печальной судьбе Петлюры, в обеденный перерыв увидел в ленте новостей заголовок про самолет и Ростов.
Впрочем, вскоре стало окончательно ясно, что это не Порошенко решил присоединиться к своему «попереднику» Януковичу, а национальная героиня Украины Надежда Савченко возвращается из российской тюрьмы на родину.
Уже который день политологи, эксперты и аналитики разной степени диванности гадают над возможной судьбой «украинской Жанны д'Арк». Кто-то ждет, что она станет катализатором взрыва украинской политической системы, кто-то прочит ей кресло президента или даже военного диктатора Украины, а кто-то – наоборот, скорую гибель от пули провокатора, с целью повесить вину на Россию.
Но украинская история любит ходить по кругу, снова и снова повторяясь в виде неподражаемого трагифарса. А потому я бы на ее месте не забывал печальную судьбу «украинского Наполеона» полковника Болбочана. Тем более, что при желании найти, за что осудить Савченко, уже украинскому трибуналу не составит никакого труда.
Батальон «Айдар», в котором воевала «Надя», известен тем, что именно против военнослужащих этого подразделения украинской военной прокуратурой было возбуждено наибольшее количество уголовных дел. Начиная с создателя батальона, его бывшего комбата, а ныне нардепа Сергея Мельничука, они обвиняются в совершении тяжких и особо тяжких преступлений – т. е. в том, в чем на парижском суде обвинялись войска «верховного атамана» Петлюры.
В финале знаменитого романа «Белая гвардия» М. А. Булгаков описывает бегство петлюровцев из Киева:
«Следом за синей дивизией, волчьей побежкой прошёл на помёрзших лошадях курень Козыря-Лешко, проплясала какая-то кухня… потом исчезло всё, как будто никогда и не было. Остался только стынущий труп еврея в чёрном у входа на мост, да утоптанные хлопья сена, да конский навоз.
И только труп и свидетельствовал, что Пэтурра не миф, что он действительно был… А зачем оно было? Никто не скажет. Заплатит ли кто-нибудь за кровь? Нет. Никто».
И все-таки как минимум один человек заплатил за эту кровь – тот самый «Пэтурра», как на немецкий манер звали Петлюру булгаковские герои.
Кажется, что, когда нынешняя безумная украинская власть уйдет, вместе со всеми своими безумными переименованиями, бесконечными днями скорби, разрушенными старыми и воздвигнутыми новыми памятниками, людоедскими реформами, шоколадными офшорами, лоббистскими законами и карательными батальонами, то уже на следующий день так же сложно будет поверить в реальность ее существования.
И только оставленные ею после себя трупы будут непреложными доказательствами того, что воплощенная украинская мечта – это не миф, а реальность. Заплатит ли кто-нибудь из нынешних Петлюр за пролитую кровь? Как знать…Вечером того длинного и насыщенного дня 25 мая, когда жители Украины узнали о назначенном Гройсманом трауре по убитому Шварцбурдом Петлюре, о свадьбе казака Гаврилюка и возвращении к ним Надежды Савченко, пришла еще одна внезапная новость.
Министр внутренних дел Арсен «Бебебебе» Аваков сообщил на своей странице в Facebook* о том, что его подчиненным удалось предотвратить покушение на жену секретаря Совета безопасности Украины Александра Турчинова.
По словам Авакова, вооруженный ножом мужчина попытался напасть на нее в стенах учебного заведения, где преподает Анна Турчинова, с криком «Вы у меня, с…, ответите!». Нападавший оказался донецким адвокатом Владимиром Олинцевичем, ранее прославившимся на всю страну тем, что оспорил в суде указ Ющенко о присвоении звания героя Украины Бандере и Шухевичу.
По сообщению МВД, у задержанного было изъято холодное оружие, российские рубли и распечатанный на листе бумаге указ и. о. президента Украины Александра Турчинова о начале антитеррористической операции в Донбассе, который «нападавший планировал оставить на месте преступления»…
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ