Два года, как Крым вернулся в Россию. Дата, которая существенно поменяла жизнь в нашей стране и положение России во всем мире. Два года назад по многим пунктам были расставлены все точки над «ё» и стало понятно, кто наш союзник, а кто из наших «партнеров» готов пойти очень на многое, чтобы задавить нашу страну.
Сроки предполагаемого «возвращения» Крыма становятся все растяжимее
Впрочем, про всю эту геополитику и так написано, и пишется много. Интереснее будет вспомнить, что делалось на Украине в связи с Крымом и как украинские политики «Крым возвращали». Кстати, если кто не заметил, они его возвращают и по сей день, надеясь, что со временем крымчане «одумаются и вернутся».
Надежд с каждым годом все меньше, сроки предполагаемого «возвращения» становятся все растяжимее. Однако сам вектор в украинской пропаганде и заявлениях официальных лиц из Киева сохраняется.
Но давайте с самого начала. С самого начала можно вспомнить «героический визит» в Республику Крым Петра Порошенко, нынешнего украинского президента. Состоялась эта поездка 28 февраля 2014 года и прошла не очень хорошо.
Ну как минимум для Порошенко, который был выдворен с треском. Естественно, на все предложения «одуматься» крымчане ответили однозначным и категоричным отказом. Можно считать это первой неудачной попыткой «вернуть Крым», пока он еще был юридически украинским.
Через год, 14 марта 2015 года, Петр Порошенко был возмущен визитом на полуостров Владимира Путина. Тогда он заявил следующее: «Приезд Путина в украинский Крым без согласования с украинской властью – это вызов для цивилизованного мира и продолжение сценария нагнетания ситуации, который реализуют российские военные и их наемники в Донбассе.
Такие поездки означают дальнейшую милитаризацию оккупированного украинского полуострова и приводят к его еще большей изоляции. Только в составе Украины Крым имеет будущее, в том числе туристическое».
Тут стоит заметить, что в 2014 году туристический доход Крыма составил 107 миллиардов рублей, что в несколько раз превысило доходы 2012 года. За 10 месяцев 2015 года доход туристической отрасли составил более 116 миллиардов рублей.
#{smallinfographicright=735549}Впрочем, туризм – это только один осколок «разбившихся надежд» украинских политиков. На момент 2015 года уже многим было понятно, что такая категоричная позиция по Крыму, который непременно вернется – это игра на публику.
Ведь еще в 2014 году многие в руководстве майданной Украины все про Крым прекрасно понимали. Об этом свидетельствуют данные из опубликованной недавно стенограммы СНБО, которая прошла 28 февраля 2014 года. Уже тогда украинские политики констатировали лояльность полуострова России.
Например, тогдашний шеф СБУ Наливайченко в ходе совещания обозначил две основных проблемы Украины на полуострове. Во-первых, «массовая поддержка населением действий Российской Федерации», а во-вторых, «переход фактически на сторону врага и совершение военных преступлений военнослужащими, спецназовцами «Беркута» и другими правоохранителями Украины, которые служат или служили в Крыму, является очень масштабным и опасным элементом».
Это, еще раз напомним, день визита Порошенко в Крым. Когда АРК еще в составе Украины.
#{smallinfographicright=757822}На том же совещании, министр внутренних дел Украины Арсен Аваков прямо заявил, что «большинство населения Крыма занимает пророссийскую, антиукраинскую позицию».
В общем, уже тогда Крым эти люди собирались «возвращать» вопреки воле большинства. И на фоне этих откровений все последующие разговоры про «референдум, который прошел под дулами российских автоматов» выглядят как-то бледно.
В сентябре 2014-го, после разгрома украинских карательных сил в Донбассе, Петр Порошенко объявил о мирном и экономическом возвращении Крыма: «Мы выиграем экономическое, либеральное, демократическое состязание за ум, настроение крымчан. Потому что мы будем эффективны, некоррумпированны, демократичны и свободны.
Уровень жизни на Украине за административной границей с крымским полуостровом будет лучшим. Это единственный способ выиграть борьбу за настроения крымчан, и такой же вариант даст нам победу в Донбассе».
Сроков для всего этого великолепия президент Украины не обозначил, однако премьер-министр Арсений Яценюк все же определил хронологические рамки: «Я очень уверенно смотрю в будущее. Нам надо два года на стабилизацию ситуации в Украине. Мы ее стабилизируем и сделаем украинцев успешными и уверенными в завтрашнем дне».
И добавил: «Я вас могу уверить, что еще при нашей жизни те, кто захватывал Крым, извинятся перед украинским народом, и Украина возобновит контроль над своей территорией в Автономной Республике Крым».
Заявление это было сделано 11 апреля 2014 года. В общем, у официального Киева как-то не задалось не только с Крымом и Донбассом, но и с успешностью, благосостоянием, борьбой с коррупцией и прочей «уверенностью в завтрашнем дне». Или Яценюк имел в виду не слово «день», а слово «дно»? Только такими лингвистическими изысками и можно объяснить его уверенность.
Как бы то ни было, 2014 год в пропаганде Украины прошел под эгидой «Крым вот-вот вернется, нужно только чуть-чуть поднажать». Следующий, 2015 год также был богат на разного рода проекты и программные заявления со стороны киевских властей.
В 2015-м главным аргументом за «возврат Крыма» стали санкции, примененные против России ЕС и США. Некоторые украинские сетевые авторы так и писали: «Российская Федерация стоит перед угрозой введения нового пакета санкций, которые могут привести к ухудшению социально-экономической и обострению внутриполитической ситуации в стране.
Ряд экспертов считают, что это может повлечь за собой смену политического режима... Из-за санкций и экономических проблем РФ, а также вероятной украинской блокады полуострова жители Крыма фактически оказались в изоляции и нищете. Критическая масса недовольных ситуацией может подтолкнуть местное население к смене местной власти на полуострове».
Этот прогноз голодных бунтов был озвучен в конце марта прошлого года. Как-то опять ни голода, ни бунтов – и Крым все равно наш. Да и про нищету на полуострове что-то ничего не слышно.
А ближе к концу прошлого года и украинские политики снова сделали заявления по «возврату Крыма». На этот раз Петр Порошенко сделал ставку на «безвизовый режим с ЕС»: «Я не сомневаюсь, что в 2016 году украинцы получат право безвизовых поездок в ЕС. Это дополнительный стимул и для возвращения власти в Донбасс, и один из первых элементов стратегии возвращения Крыма. Мы должны победить в этой борьбе за мнения крымчан, потому что в Донбассе, я уверен, будет легче».
Арсений Яценюк на итоговой конференции тоже вернулся к теме Крыма, правда, не обозначив теперь средств по возвращению региона в состав Украины, а просто заявив, что «национальная цель – это восстановление территориальной целостности и суверенитета Украинского государства. Это означает возвращение Донецка, Луганска и Автономной Республики Крым под полный контроль украинской власти».
И уже в начале этого года Крым стала возвращать министр финансов Украины Наталья Яресько, и тоже дипломатическим путем: «Украина планирует в ближайшее время приступить к реализации свежей дипломатической инициативы по возвращению Крымского полуострова... Мы планируем создать что-то большее, чем женевский формат, чтобы начать диалог о том, как вернуть Крым на Украину».Понятно, что это всего лишь некие фрагменты «общекрымской украинской повестки». Но и они весьма и весьма показательны. За два года уже для всех стало очевидно, что все эти прогнозы из уст украинских политиков больше похожи на мантры для «самоуспокоения».
Потому что и Крым теперь российский, да и Донбасс, насмотревшись на карательные батальоны ВСУ и своих уничтоженных мирных граждан, к Украине не присоединится никогда.
Впрочем, возвращаясь к самому началу истории, стоит еще раз вспомнить, что на совещании СНБО никто из украинских политиков не верил в лояльность Украине большинства крымчан. Причем не только обычных граждан, но и представителей власти, а также правоохранителей с военными.
Интересно, верят ли сами украинцы в то, что «Крым вернется назад»? Есть все основания полагать, что этой веры с каждым новым заявлением их политиков все меньше и меньше.
Потому что заявления поступают регулярно, все они по большому счету о том, что Крым вот-вот вернется под воздействием и «мудрой украинской политики и дипломатии», и «внешнего давления на Россию».
Но и давление это для России не такая уж большая проблема, как показала практика, да и «мудрости» в украинской политике со времен Майдана не наблюдается категорически. Два года, как Крым стал российским, с чем и стоит нас всех поздравить. И есть все основания полагать, что украинским Крым теперь не будет никогда.