Голос святош, или макиавеллианская технология

@ facebook.com/alexander.bagaev.9

11 ноября 2016, 18:00 Мнение

Голос святош, или макиавеллианская технология

Точно такие же святоши, которые нападают на Трампа, 500 лет назад обрушились на Никколо Макиавелли. Церковь устами самых талантливых публицистов немедленно превратила его в исчадие ада, обладая тотальным контролем над тогдашним мейнстримом.

Александр Багаев Александр Багаев

переводчик

В Соединенных Штатах последние два дня творится что-то невероятное: традиционно выступающие за демократов законодатели мод в мире американских либералов развязали какую-то немыслимую по своему накалу «кампанию ненависти» против победившего на президентских выборах Дональда Трампа.

Точно такие же святоши, только пятисотлетней давности, обрушились когда-то на Никколо Макиавелли

Более того, все, кто видел в новостных видеороликах репортажи о протестных демонстрациях, наверняка отметили удивительное сходство с начальной стадией прокатившихся по миру «цветных революций»: самые что ни на есть симпатичные и невинные «онижедети», доведенные до отчаяния и «не могущие больше так жить» «в этой стране», размахивают самодельными плакатиками с лозунгами, выражающими их вполне абстрактное детское возмущение «этим Злом» и «фашизмом», о которых они, вообще-то, еще толком-то и не знают ничего.

А рядом – уже гораздо менее симпатичные «стихийные хулиганы» под шумок затевают акции, явно имеющие целью спровоцировать полицию на насилие: жгут государственный флаг и чучела избранного президента США; и то и другое суть уголовно наказуемые деяния, и они должны пресекаться правоохранительными органами; а когда полиция вмешивается, то там и до грубого обращения с «онижедетьми» – любящими к тому же погеройствовать друг перед другом – уже совсем недалеко.

Любое малейшее насилие будет тут же заснято со всех ракурсов (сейчас снимающих демонстрантов и полицию на видео, как правило, гораздо больше, чем самих демонстрантов и полицейских), и видео эти будут мгновенно растиражированы. Как потом будут развиваться события – буде нечто подобное случится – думаю, все уже неоднократно видели.

Так что хочу поделиться двумя другими, возникшими попутно соображениями.

Вот любимый журнал либеральных интеллектуалов Западного побережья (то есть в первую очередь Голливуда и Кремниевой долины) опубликовал письмо, которое знаменитый сценарист Аарон Соркин якобы написал своим жене и дочери. Не очень верится, что нормальный человек станет общаться с любимой семьей таким странным театральным образом – через СМИ – но предположим; сначала несколько самых ярких цитат из «письма» (перевод мой. – А. Б.): 

«...мир изменился; он изменился так, что я уже не смог вас от происшедшего уберечь... Не стану скрывать правду: то, что случилось, действительно страшно... Не в первый раз выигрывает не мой кандидат, но впервые над ним одержал верх абсолютно и полностью некомпетентный боров, у которого голова забита опасными идеями и который к тому же страдает серьезным умственным заболеванием, ничего не понимает в жизни и не желает ничему учиться...

Победил (ку-клукс) клан. Белые националисты. Женоненавистники, расисты, шуты гороховые... Эти самцы, не заслуживающие того, чтобы называться мужчинами, устроили праздник всем мужланам по всему свету... Мы опозорились перед нашими детьми и всем миром... Наши союзники по НАТО с полным на то основанием испытывают самые серьезные опасения за свою судьбу... Американцы-мусульмане, американцы мексиканского происхождения, афроамериканцы – те просто трясутся от страха.

И справедливо будет отметить, что многие поклонники Дональда Трампа не испытывают симпатий к евреям (Аарон Соркин – американец еврейского происхождения. – А. Б.)... Что же нам делать?

Во-первых, давайте не забывать, что сто миллионов человек в Америке и еще миллиард в остальном мире сейчас чувствуют то же, что и мы.

Во-вторых, хватит спать. Трампстеры только того и хотят, чтобы такие, как мы (евреи, «элиты Восточного и Западного побережий», образованные, социально прогрессивные...) стенали, распускали сопли и рассуждали о том, как валить в Канаду...

Нет уж; не дождутся, потому что мы станем бороться. Дедушка сражался на Второй мировой войне, и когда он вернулся домой, эта страна обеспечила ему возможность подарить своей семье чудесную жизнь. Так и я не допущу, чтобы его внучке досталась в наследство страна, исковерканная злобными придурками...»

Такую горячую патриотическую речь мог бы, конечно, произнести какой-нибудь доблестный муж, обращающийся к семье со стен города Козельска в тот самый момент, когда вдали на опушке леса замаячили полчища безбожных злодеев-агарян («монголо-татар»).

Но в Америке? Сегодня? По результатам легитимных выборов без единого нарушения победителем на всем протяжении предвыборной кампании что буквы, что духа Конституции США?

Вот поэтому первое, что мне вспомнилось, – это цитата из романа «Убийцы» знаменитой американской писательницы Джойс Кэрол Оутс. Часть этого романа – что-то вроде потока сознания постепенно и очевидно впадающего в безумие карикатуриста (чем и обусловлена рваность и некоторая внешняя бессвязность его речи).

И вот в одном месте этот персонаж вспоминает выпущенный им когда-то отдельным альбомом сборник карикатур на некоторых выдающихся личностей и восторгается тем, как он их всех там тогда отделал (повторяющиеся в тексте многоточия – авторские, отражают не разрывы в цитируемом тексте, а паузы в скачущей мысли персонажа; перевод мой):

«Свести весь облик человека к однойдвум чертам, исказить их и уподобить животному... распластать на двухмерной доске объемные и такие неуловимые контуры лица... это лед и пламя в работе, это искусство карикатуриста... искусство нравоучителя... пуританское, безличное, беззаветное... даже временами, может быть, фанатичное. Это – мастерство. Мастерство работы с жизнью.

Куда как более эффективное, нежели даже убийство как таковое. Высмеянные... униженные издевкой... с выставленными напоказ тайными слабостями... секретами... Я сделал так, что человечного в них почти не осталось, что они потому стали посмешищем, убить которое ничуть не жалко и не зазорно. Не зазорно их убить потому, что нечего в их нелепости жалеть... нелепы они, потому что никого их убийство за душу не возьмет».

Это (с моей точки зрения) – лучшее определение «черного пиара». А вспомнилось оно мне потому, что Аарон Соркин прославился, написав сценарий к довольно известному сериалу «Западное крыло». Сериал же этот в самых розовых и нереально благостных тонах преподносит зрителю непреклонного, мудрого и неподкупно честного борца за Добро – президента США (и его «рыцарей круглого стола»).

В то же время всем хорошо известно, что такого идеального президента в новейшей истории США не было. Не было даже близко. И потому сериал и воспринимается как наставительное сочинение и поучительное произведение эдаких современных лицемерных святош.

А уже по ассоциации с ними у меня возникло второе воспоминание. 

Потому что точно так же точно такие же святоши, только пятисотлетней давности, обрушились когда-то на Никколо Макиавелли. Он выступил с самой жесткой критикой Церкви (коррупция и политизированность Папской курии тогда достигли своего апогея; до протестантского бунта оставалось уже всего несколько десятилетий).

Церковь устами своих самых талантливых публицистов немедленно превратила его в исчадие ада и, обладая тотальным контролем над тогдашним мейнстримом, пронесла этот дьявольский образ через века.

Но «рукописи», слава Богу, «не горят». История сохранила и другие оценки Макиавелли. 

Томмазо Кампанелла:

«Макиавелли превозносил добро и обличал зло... его необходимо почитать как ученого, совершенно понимающего вопросы политики».

Фрэнсис Бэкон:

«Мы многим обязаны Макиавелли и прочим, кто не поучает, что людям пристало делать, а пишет о том, что люди делают».

В этих двух заключительных цитатах мне и видится изложение сути конфликта Дональда Трампа с истеблишментом святош. А в целом – из всего приведенного выше – тревожный сигнал о том, как запросто может повториться печальный опыт прошлого. 

..............