Поддельный и богатый «Левиафан»

@ из личного архива

23 января 2015, 17:02 Мнение

Поддельный и богатый «Левиафан»

Звягинцев не стал экранизировать известную историю ветерана Вьетнама Джона Марвина Химейера, а дал западному зрителю привычную «империю зла» в лице России, с портретами Путина в кабинетах плохих чиновников.

Андрей Татаринов

директор Центра актуальной политики

В итоговых новостях Первого канала было показано пятиминутное интервью режиссера «Левиафана» Звягинцева. Интервью, на мой взгляд, носило оправдательный характер: автор объяснял, что кино это не про Россию, а вообще про всех людей планеты Земля, и что снимает он кино как может.

Успех кинокартины обширен – и «Золотой глобус», и номинация на премию «Оскар», призы от просвещенной публики в Лондоне и прогнозируемый успех на Каннском фестивале.

Примечательно, что компания Sony уже купила права на показ фильма в США и гордится, как написано в официальном пресс-релизе, тем, что фильм увидит американский зритель. Почему фильм так хорошо поощряется – ответ очевиден, но подробнее ниже.

Удивляет только один факт, что сюжет фильма Звягинцева и сама тема «Левиафана» уже присутствует в жизни и культуре США.

Достаточно вспомнить роман Пола Бенджамина Остера под таким же названием – «Левиафан». Автор очень популярен у себя на родине, но роман, в котором были призывы «взорвать всю Америку» и были высказаны сомнения о системе, которую выстроил Вашингтон, успеха в киноиндустрии не нашел.

Конечно, стоит вспомнить историю американского инженера Джона Химейера из штата Колорадо, который боролся за свою землю с крупной компанией, занимающейся цементом. Крупному капиталу (читай: системе, власти, чиновникам) мешала его мастерская, землю пытались высвободить и угрозами владельцу, и небольшой суммой денег. Драматизма этому сюжету добавлял и тот факт, что инженер Химейер был ветераном войны во Вьетнаме, а власть лишала его последнего.

Американский «Левиафан» больше года в своей мастерской переделывал свой бульдозер в самый настоящий танк: одевал его в броню, делал бойницы, ставил камеры для обзора и навешивал оружие. В один день, отчаявшись защитить свой дом и землю, Джон, взяв в кабину своего «танка» итальянскую винтовку, револьвер «Магнум» и заварив изнутри люк, поехал громить местные административные здания и офисы цементной компании. Нанеся урона на 7 миллионов долларов, разрушив здания, откуда спешно эвакуировались люди, Химейер пустил себе в голову пулю.

Режиссер Звягинцев не отрицает, что, создавая свой фильм, изучил историю американского инженера. В фильме есть и открытые пересечения с реальным прототипом – главный герой так же подрабатывает мелким ремонтом в своей мастерской, пристроенной к собственному дому. Так же местная власть пытается выкупить у него по заниженной цене землю.

Разница лишь в том, что Звягинцев не стал экранизировать известную историю ветерана Вьетнама Джона Марвина Химейера, а дал западному зрителю привычную «империю зла» в лице России, с портретами Путина в кабинетах плохих чиновников.

Неудивительно, что крупнейшие компании вроде Sony берут в прокат именно эту картину, а западные фестивали соревнуются в награждении «Левиафана». Да и сам Звягинцев получит хорошую прибыль со сборов на Западе от такого выгодного сюжета про страшную Россию и плохую церковь.

Кино такого уровня будет посильнее «работы» «Пусси Райот».

Источник: Блог Андрея Татаринова

..............