Прибежище для тех, кто не хочет убивать сограждан

@ <a href="http://www.foma.ru/">foma.ru</a>

16 декабря 2014, 16:30 Мнение

Прибежище для тех, кто не хочет убивать сограждан

В ситуации, когда власти Украины призывают в армию хромых и слепых, работа в России – это возможность избежать гибели в бессмысленной бойне. Чем больше украинцев отправятся работать в Россию, тем больше жизней будет сохранено.

Сергей Худиев Сергей Худиев

публицист, богослов

Фрагменты из статьи Дмитрия Медведева «Россия и Украина: жизнь по новым правилам» разнеслись по интернету под страшными шапками, подразумевающими, что украинцев лишат возможности работать в России.

Люди, которые скачут и кричат «Москалей на ножи», и люди, которые ездят в Россию работать – это, как правило, разные люди

Как это часто бывает с кричащими заголовками, это паническое преувеличение – речь идет только о необходимости для украинцев (как и для других иностранных рабочих) покупать патенты на работу. Однако сам вопрос о заробитчанах вызвал живые обсуждения в Сети, и его стоит рассмотреть подробнее.

Довольно многие комментаторы говорят о странности текущей ситуации – официальная киевская пропаганда постоянно объявляет Россию агрессором и представляет войну в Донбассе как отечественную – и в то же время желает, чтобы «агрессор» продолжал поставлять газ и уголь, а граждане Украины продолжали беспрепятственно работать на территории «агрессора», посылая деньги домой и помогая Украине решать ее экономические проблемы.

Мол, раз Украина развернулась на Запад – пусть Запад ее и кормит, дает ей кредиты, решает ее проблемы и принимает ее заробитчан. Запад как-то не рвется? Ну так бачили очи, шо купували. Пускай, мол, они убедятся в безрассудстве своего поведения, пострадают и образумятся. С этим мнением трудно согласиться по ряду причин.

Украинцы, которые трудятся в России, их семьи, которые получают пользу от этого – это вклад в будущее наших отношений (Фото: Reuters)

Украинцы, которые трудятся в России, их семьи, которые получают пользу от этого – это вклад в будущее наших отношений (фото: Reuters)

Во-первых, люди, которые скачут и кричат «Москалей на ножи», и люди, которые ездят в Россию работать – это, как правило, разные люди. Украина – глубоко расколотое общество, находящееся в состоянии гражданской войны, и, как это бывает, кричит и скачет пассионарное меньшинство, большинство же – просто мирные обыватели, которые хотели бы просто жить своей жизнью и как-то кормить свои семьи, что нелегко в беднейшей стране Европы.

Наказывать мирных обывателей за прыжки пассионариев и несправедливо, и бессмысленно. Социологических опросов, насколько я знаю, никто не проводил, но люди, которые общаются с рабочими с Украины, в том числе Западной, говорят, что эти люди вовсе не поддерживали Майдан, а по поводу текущей политики нынешних властей Украины выражают немалое огорчение.

Взаимодействие с обществом должно исходить из того, что общество неоднородно, Украина – как и любое общество – не едина ни социально, ни экономически, ни политически. Лишать многих рядовых граждан возможности кормить их семьи – это совсем не значит лишить чего-либо Порошенко или его окружение.

Вот уж кто точно не оголодает. Точно так же, как горе семей, потерявших своих кормильцев в бессмысленной «АТО», ни в малейшей степени не является горем Порошенко или Яценюка, лишения семей заробитчан не будут являться их лишениями.

У заробитчан не будет возможности как-то повлиять на политику властей (которая в любом случае будет экономически крайне суровой в отношении населения), а надеяться на то, что власти умилосердятся над своими гражданами и начнут искать примирения с Россией, едва ли стоит. Интересы простых граждан – это, увы, последнее, чем может быть обеспокоено украинское правительство.

Во-вторых, нам стоит смотреть в будущее наших отношений. Когда-нибудь текущий кризис завершится – и стоит подумать о том, чтобы мы пришли к этому моменту с наименьшими потерями. Чтобы как можно большее число людей осталось в живых, как можно большее число человеческих связей сохранилось, да и экономические потери оказались как можно меньшими.

Украинцы, которые трудятся в России, их семьи, которые получают пользу от этого – это вклад в будущее наших отношений. Это социальный капитал, который не стоит выбрасывать под влиянием минуты.

В-третьих, украинцы неизбежно столкнутся (и уже сталкиваются) с серьезными лишениями. В этой ситуации для дальнейшего развития событий будет очень важным, кто явится источником этих лишений для простых людей, а кто, напротив, источником поддержки.

Стоит отметить – для простых людей. Речь не о субсидировании «пути в Европу» нынешних украинских властей – это пусть Европа субсидирует, если хочет – а о предоставлении многим простым украинским семьям возможности выжить. Украинское правительство само справится с ухудшением жизни сограждан – и ему не нужно в этом помогать.

В-четвертых, украинец, работающий в России, – это украинец, счастливо избегший участия в АТО. В ситуации, когда власти призывают в армию хромых и слепых, работа в России – это возможность избежать гибели в бессмысленной бойне. Чем больше украинцев отправятся работать в Россию, тем больше жизней будет сохранено с обеих сторон противостояния.

Работа в России – это естественное прибежище для тех, кто не хочет убивать сограждан, а хочет вместо этого добывать им пропитание. Было бы странно лишать людей этого прибежища.

В-пятых, украинцы едут в Россию не милостыню просить – а работать. У них репутация добросовестных и часто квалифицированных работников, приносящих несомненную пользу нашей экономике. Наказав их, мы также накажем и самих себя.

Можно приводить и другие соображения – в частности, то, что градус озлобления в любом случае лучше понижать, а не повышать. По многим причинам будет лучше проявить человеколюбие и показать, что мы проводим ясное различие между нынешними властями Украины и ее народом, которому мы не ищем и не желаем зла.

..............