Прошла неделя с самой острой фазы конфликта в поселке Демьяново. Я вчера вернулся из поселка и сейчас готов подвести первые итоги конфликта.
Дагестанец – владелец лесопилки, на которой произошел конфликт – вышел и спросил, есть ли к нему претензии?
О Демьяново и Подосиновском районе
Демьяново – поселок с населением 5,5 тысяч жителей Подосиновского района, расположенного на самом северо-западе Кировской области. Это один из двух районов, которые никогда не имели прямого автомобильного сообщения с областным центром. Когда я стал губернатором, таких районов было три, но в 2010-м мы построили участок дороги Вазюк – Опарино и связали Опаринский район с Кировом. До Демьяново из Кирова добираться на машине 8–9 часов, через территорию соседних регионов. Раз в два дня ходит поезд. Основной вид бизнеса в поселке – лесопилки. А лесная отрасль традиционно и по всей России является одной из самых непрозрачных сфер экономики. Всего в поселке зарегистрировано 25 лесопилок, дагестанцу Нуху Куратмагомедову принадлежит только одна.
Правовая оценка
Хронологию конфликта восстановить удалось. О ней писали много, и здесь особых разночтений нет. Началось все с бытовой ссоры в кафе. Переросло в открытый конфликт уже с национальной окраской. Есть ряд вопросов, которые формулируются в СМИ, блогах и так далее. Касаются стрельбы, пострадавших, задержаний и так далее.
У меня сложилась своя картинка произошедшего. Но на большинство вопросов объективный ответ со стороны власти может дать только следствие. Высказать сейчас свое мнение – значит, оказать на следствие давление. Я этого делать не буду. Но я точно буду внимательно следить за ходом расследования. Обещаю, что вместе с руководством полиции мы обеспечим его честный, объективный и открытый характер. В этом заинтересованы все. Виновные понесут наказание вне зависимости от положения, должности и национальности.
Могу сказать только то, что относится к нашей компетенции. Во-первых, с огнестрельными ранами в учреждения здравоохранения никто не обращался. Во-вторых, абсолютно точно у конфликта были подстрекатели и провокаторы. Их видно невооруженным глазом и об этом свидетельствуют факты. Например, толпу молодежи, которая в пятницу пошла на дагестанскую лесопилку, бесплатно поили водкой. Что за этим стоит – зависть, ксенофобия, банальные экономические интересы? Видимо, всё вместе.
Действия властей до конфликта
Действия местных властей и местной полиции я оцениваю как неудовлетворительные. Участники конфликта утверждают, что обращались за помощью к властям и правоохранителям, но мер предпринято не было. Убежден, что острой фазы можно было избежать, если бы была своевременная реакция. На уровне области и правительство, и полиция оказались в ситуации, когда пришлось работать не на упреждение, а в режиме недопущения эскалации. Есть и объективная сторона проблемы – в рамках реформы полиции в Демьяново был серьезно сокращен штат правоохранителей.
- Олег Козырев: Дрынами, цепями, палками
- Михаил Соломатин: Бедное Демьяново
- Олег Казаковцев: Из первых уст
- Вторая Кондопога
- Ольга Туханина: Непутин такой
Действия властей после конфликта
Считаю, что Управлению МВД по Кировской области удалось сделать главное. Не допустить массового кровопролития. А потом обеспечить поддержание безопасности в поселке.
Мы на уровне области создали оперативный штаб по контролю над ситуацией. Уже в субботу в Демьяново работала правительственная рабочая группа, а также секретарь нашей Общественной палаты Тахир Мамедов и член Совета Федерации Олег Казаковцев.
Работали три дня, изучали ситуацию, проводили встречи, принимали необходимые меры. Во вторник они вернулись в Киров, мы обсудили обстановку, и в среду я уже сам был в Демьяново. Провел открытую для всех встречу с жителями, совещание с местной властью, местными депутатами, встречу с правоохранительными органами, встречу с членом Общественной палаты РФ Максимом Григорьевым, приехавшим изучить ситуацию, встречу с предпринимателями, встречу с представителями дагестанской общины, посетил крупнейшее предприятие – Полеко, по просьбе жителей прогулялся с ними по проблемным улицам с точки зрения аварийного и ветхого жилья.
Местные власти явно запоздало реагировали на ситуацию. На первых встречах даже не было местных депутатов. А они в поселке с населением 5 тысяч человек явно должны быть известными, авторитетными людьми, лидерами мнений и первыми бороться за мир и спокойствие. Но их не было. И в работу они включились только по решению правительственной рабочей группы.
Социально-экономические проблемы поселка
Их много. Как практически у любого населенного пункта Российской Федерации. Люди жалуются на ЖКХ, ветхое жилье, отсутствие спортобъектов, плохие дороги и так далее. Абсолютное большинство вопросов относится к сфере местного самоуправления и должно решаться на уровне местной власти. Но в Демьяново, к общей для России проблеме недофинансирования, добавляется очень серьезная специфика. Местные предприниматели практически не платят налогов. Я специально поднял все данные. Работающие лесопилки не платят ни НДФЛ, ни налог на прибыль. Соответственно, нет средств для наполнения бюджета. А потом эти же предприниматели возмущаются неразвитостью инфраструктуры. Так откуда взяться деньгам, если вы же сами не платите налоги? Это вопрос и к местной власти, и к налоговой, которые не предприняли достаточных усилий для легализации бизнеса.
В этой части мы будем делать следующее.
1. В связи с особой ситуацией в поселке уделим ему повышенное внимание. Поможем в решении ряда вопросов за счет областных ресурсов.
2. Инициируем проверки всех предпринимателей на предмет уплаты налогов. Я дал три месяца на выход из тени. Пришлю специальную рабочую группу нашего департамента предпринимательства для помощи местному бизнесу. Мы готовы оказывать дополнительную поддержку за счет Фонда поддержки предпринимательства. А спустя три месяца начнутся серьезные проверки.
Кроме того, вне зависимости от конфликта перед нами всегда стояла задача установить прямое круглогодичное автомобильное сообщение с Подосиновским и Лузским районами. Это будет сделано в 2013 году после завершения участка Альмеж – Скрябино. Эту задачу я поставил еще в своем послании о развитии региона.
Кто виноват и что делать?
Практически никогда не бывает, что в конфликте виновата только одна сторона. Своя доля ответственности есть на всех. И всем это надо признать. Что касается местной власти – выводы по персоналиям будут мной сделаны и озвучены в ближайшее время.
Я выслушал и переговорил со всеми сторонами. Когда я проводил встречу с жителями, все сказали, что они за мир и мирное сосуществование. Дагестанец – владелец лесопилки, на которой произошел конфликт – вышел и спросил, есть ли к нему претензии? Сказал, что готов уехать (хотя прожил в Демьяново 7 лет и женат на местной женщине), если таково будет мнение людей. Претензий и требований уехать не прозвучало.
Это то, что на поверхности. Но власть не сможет, да и не должна залезать в голову каждому. К тому же ненависть, ксенофобия, национализм – это нерациональные вещи, их сложно победить с помощью логических аргументов. Но я искренне надеюсь, что конфликт не повторится. Власть сделает для этого все возможное – и в плане решения проблем поселка, и в плане совместного с полицией контроля над ситуацией. Но очень многое зависит и от самих жителей.
Источник: Блог Никиты Белых