До конца XVIII века в мире господствовала концепция, согласно которой человечество делится на две категории: на людей «благородных» и «подлых», но не по нравственному показателю, а по происхождению. «Благородные люди» – это дворяне. Их голос стоил значительно дороже, чем голос «подлых людей», то есть простолюдинов. Они могли думать о чем-то вечном, значимом, у них рождались в голове гениальные идеи. А вот у простолюдинов, по тогдашнему представлению, в основном были мысли о своем желудке, о дне насущном, не более того. Но благодаря реформации, просвещению, Великой французской революции, Вольтеру, «Женитьбе Фигаро» эта точка зрения начала и меняться. И, казалось бы, уже к концу XIX – началу XX века восторжествовало понимание того, что люди равны и их голоса равны, а различные позиции должны пользоваться взаимным уважением.
Проведение протестных акций в Прощеное воскресенье – это плевок на традиции большинства
Но прежняя концепция – деление на благородное меньшинство и подлое большинство – нет-нет да и всплывает. Увы, в XX веке мы увидели, наверное, самое мрачное воплощение этой концепции – нацизм: благородным меньшинством была нация истинных арийцев, а славяне, цыгане и все остальные были подлым большинством.
К нашему общему счастью, благодаря мужеству наших родителей и наших дедов нацизм был побежден. Но деление на подлое большинство и благородное меньшинство удивительным образом всплыло в либеральной среде современной России.
Начиналось все довольно невинно. Буквально на следующий день после митинга на Болотной площади я услышал, что там собирались лучшие люди, благородные, замечательные, креативный класс, лучшее, что существует в нашей стране, в нашем обществе. Я подумал: нормальный пиар-ход. Представьте себе: сидит человек в офисе, большую часть времени проводит в социальных сетях, переписывается со своими друзьями, играет в компьютерные игры, вечером вместе с девушкой посещает боулинг или пивной бар. И вдруг достаточно ему выйти на Болотную площадь, как он оказывается представителем креативного класса, хотя не очень понятно, что он такого накреативил. Оказывается, что он благороднейший человек и лицо у него самое благородное. И вообще, он надежда современного общества. Конечно, это мобилизует людей идти на митинги. В политической борьбе такой ход регулярно используется, поэтому мы ничего не стали говорить по этому поводу. Ну, креативные лица, значит креативные.
Потом эти креативные люди начали выдвигать различные требования: изменить Конституцию Российской Федерации, отменить выборы президента, сформировать некий круглый стол и переходное правительство, распустить Государственную думу, хотя большинство считает прошедшие выборы легитимными и поддерживает нынешний курс.
Но странно другое. Странно то, что господа либералы отказывают людям в праве иметь позицию, отличную от их собственной. Когда на «Уралвагонзаводе» люди заявили, что им не нравится точка зрения Болотной и они хотят стабильности, в Интернете этих людей тут же стали называть «быдлом» и «скотами». Наш креативный, благородный класс ругается, как ругались извозчики в XIX веке. Среди представителей Болотной площади, конечно, есть более интеллигентные люди, но они говорят примерно следующее: на Сахарова и на Болотную выходят по идейным соображением, а тех, кто вышел на альтернативные митинги, на Поклонную гору, 23 февраля на митинг в Лужниках, тех, кто выходил на многочисленные митинги в регионах, свозили насильственно либо за деньги. Представители «болотной оппозиции» считают, что только они выходят добровольно, а все, кто пришел на другие митинги, – это согнанные люди.
Госпожа Латынина, которая ведет программу на радиостанции «Эхо Москвы» и является одним из идеологов Болотной, назвала всех участников антиоранжевых и пропутинских митингов «быдлом» и «анчоусами», это прямая цитата! Что же получается? Алиса Фрейндлих, Олег Табаков, Армен Джигарханян, Евгений Миронов, Юрий Башмет, Валерий Гергиев – люди, без которых, с моей точки зрения, не состоялась бы российская культура, – это, оказывается, «быдло» и «анчоусы», потому что они открытым текстом поддержали кандидатуру Путина, которая не нравится оппонентам? А Латынина, Ганапольский, Альбац, Шендерович – это светильники разума? Мне кажется это странным.
Также мне кажется странной история с Чулпан Хаматовой. Еще совсем недавно на радиостанции «Эхо Москвы» ее имя произносилось с придыханием, ее объявляли чуть ли не святой. Действительно, это замечательный человек, подвижник, который много делает для детей. Но стоило ей выступить в поддержку Путина, как ее немедленно начали травить те же самые люди. Абсолютная нетерпимость!
Я задаю простой вопрос: что такое либерализм? Либерализм – это свобода. Вольтер, один из первых либералов, говорил своим оппонентам: «Я ненавижу ваше мнение, но я готов отдать свою жизнь за ваше право его свободно высказать». В России же либералы презирают всех, кто высказывает противоположную им точку зрения.
Проведение оппозиционерами акции протеста в Прощеное воскресенье, в канун Великого поста – это высшее проявление их презрения к миллионам людей. Для православных, каковыми называет себя большинство граждан нашей страны, Прощеное воскресенье – очень важный день. Это день, когда не ищут сучка в чужом глазу, а пытаются искать недостатки в себе, просят прощения друг у друга, стараются помириться. Я считаю, что проведение протестных акций в Прощеное воскресенье – это плевок на традиции большинства. И так считаю не я один. С таким же заявлением выступил, например, Валерий Рязанский, который возглавляет «Союз пенсионеров России» (крупнейшую общественную организацию, представляющую интересы старшего поколения). Об этом говорил очень известный в Москве священник Максим Козлов и руководитель информационного центра отдела Московской патриархии Владимир Легойда. Но представители Болотной не стали слушать «подлых людей», они – «благородные» – с пренебрежением отнеслись к нашей позиции. Но нас все-таки большинство!
Специально для газеты ВЗГЛЯД