«Предвыборный пиар» патриарха»

@ ИТАР-ТАСС

29 ноября 2011, 12:43 Мнение

«Предвыборный пиар» патриарха»

Пояс Матери Божией отбыл из России. Исчезла легендарная очередь, которая, без сомнения, станет предметом пристального изучения этнографов и социологов религии. Остались вопросы и некоторая недосказанность, которые будет сделана попытка разрешить.

Борис Якеменко

историк, член Общественной палаты, руководитель православного корпуса движения «Наши»

Пояс Матери Божией отбыл из России. Исчезла легендарная очередь, которая, без сомнения, станет предметом пристального изучения этнографов и социологов религии. Остались вопросы и некоторая недосказанность, которые будет сделана попытка разрешить.

Вот безобразие – отдать 10 тысяч рублей и не обогатиться духовно

Начать следует с того, что пребывание пояса Матери Божией в России вызвало у интернет-сброда истерику, которую не приходилось видеть давно. Людей, которые мужественно стояли на холоде сутками, для того чтобы несколько мгновений побыть рядом с великой святыней, обзывали «подонками», «уродами», «скотами», «тупым быдлом» и многими другими словами и выражениями, на которые очень охоча и способна вся эта публика. Не прибегая к доступному многим понятию «одержимость» (кто хоть раз видел, что делается с одержимыми в тот момент, когда в храме начинают причащать, поймет), которая приключилась с интернет-сбродом при явлении святыни, можно предположить следующее. Миллионы людей показали всей этой тусовке, что в их жизни есть вещи, ради которых они готовы терпеть любую нужду и лишения. То есть у них есть понятие истины, истинных ценностей, поскольку истина (в отличие от всегда субъективной правды) – это то, что «есть», что представляет собой реально существующую, объективную, непреходящую ценность. И за эти ценности они готовы страдать, а может, даже и умирать, что для интернет-тусовки, способной только анонимно гадить, является абсолютно непостижимым. То есть все эти люди самим фактом своего бытия угрожают существованию «уютных бложиков», «форумков» и прочих соцсетей по определению, поскольку мыслят реальными, понятными категориями. И поэтому их надо унижать и опускать до собственного уровня. Потому что при самом поверхностном сравнении очереди к поясу Матери Божией и «бложиков» перестает быть дискуссионным вопрос, где на самом деле скоты и уроды, а где нет.

Теперь претензии. Наиболее часто повторяемая заключается в том, что «поклонение поясу суть язычество», «разве в поясе Бог?». Для начала разберемся с терминами. Поясу не поклоняются, пояс почитают. В 787 году на VII Вселенском соборе был утвержден догмат об иконопочитании, в котором прямо сказано: «Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается». Сакральная ценность любой реликвии состоит в том, что через реликвию человеку подается благодать Божия, через нее происходят чудеса и знамения. Вот если бы Матерь Божия напрямую отождествлялась с реликвией, пребывала в реликвии, то это был бы языческий идол. Так что разница принципиальная.

#{image=578436}Не менее важно понимать, что стремление приложиться или просто побыть рядом с поясом, среди прочих других мотивов, обусловлено следующим важным обстоятельством. Людям просто хочется быть ближе к Матери Божией, прикоснуться к тому, к чему прикасались Ее руки, выразить через это прикосновение своей благоговейное отношение к Ней (об особом отношении к Матери Божией на Руси говорилось в предыдущем посте на эту тему). А тем, кто делает вид, что этого не понимает, нужно посоветовать выбросить из дома все, что напоминает покойных родственников. Их вещи, фотографии, ордена. Зачем это все? В памяти они замечательно сохранились, а остальное – мишура.

И еще. Тысячелетний опыт свидетельствует, что все, что происходит вокруг великих святынь, никогда не бывает случайностью. И очередь к поясу для тех, кто в ней стоял, стала важным фактором самоутверждения, объективной готовности ради святыни или святого (сейчас ли, потом – неважно) пожертвовать временем, благополучием, комфортом. То есть пожертвовать значительной частью жизненных составляющих. Не случайно в паломничество всегда стремились ходить пешком, по-простому, с молитвой, долгая дорога и дорожные трудности на пути к святыне становились символом сложного земного странствия, заканчивающегося у врат рая, Нового Иерусалима. Это прекрасно видно в замечательной книге «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу». Оказалось, что несколько миллионов людей способны. И способны еще миллионы других, которые просто не смогли придти и приехать. Эта очередь явилась свидетельством того, что все усилия антироссийских СМИ и эстрадных пошляков последнего двадцатилетия так и не смогли поколебать в основной массе людей их базовые ценности, их готовность к жертве, если эта жертва оправданна, если она приносится ради прикосновения к подлинной святыне. Иными словами, в эти дни к поясу стояла подлинная, настоящая Россия, которую мы не видим из Москвы. И это стало для одних радостным и ободряющим открытием, а для других – подлинной катастрофой, свидетельствующей, что все усилия по разрушению России и ее людей пропали попусту.

Следующая претензия – пробки в районе храма Христа Спасителя. Ну, что тут сказать. В наш век пара, электричества и поисковых систем о пробках можно узнать, не выходя из дома. И не ехать туда, где они есть. Это первое. А второе... Открою всем, кто еще не смог понять и вместить, что пробки в Москве – из-за большого количества машин, количество которых в год увеличивается в столице в среднем на 300 тысяч. И если бы вместо того, чтобы проклинать стоящих в очереди и пояс, несогласные с пробками перестали ездить, то пробки исчезли бы сами собой. А, с другой стороны, чем проклинать, обратились бы к Матери Божией, походатайствовали, смиренно испросили – глядишь, и помогла бы. Ведь Она и не такое может.

Очень интересна и еще одна «проблема», обнаруженная теми, кто ни разу не поднялся со стула, чтобы сходить и посмотреть. «Людям в очереди плохо, антисанитария и т. п.». Антисанитарии никакой нет, это могут подтвердить те, кто там реально был. Есть статистика обращений к врачам скорой помощи – около 400 случаев на почти миллион человек. Ни одного фатального происшествия. В метро тоже каждый день десяткам людей плохо, но никто не борется с метро. А в целом это напоминает анекдот про человека, спросившего у рыбака, где умерли его отец и дед. «В море», – ответил рыбак. – «И вы не боитесь каждый день выходить в море?» – «А где умерли ваши отец и дед?» – спросил рыбак. – «Дома в кровати». – «И вы не боитесь каждый лень ложиться в кровать?»

Особая тема – ВИП-пропуска к поясу. (...) Представители Церкви открыто заявили, что таких пропусков не было. Вернее, были пропуска для духовенства, служившего круглосуточно или приезжавшего издалека и не имевшего времени, чтобы стоять почти сутки. Существовала отдельная очередь для инвалидов и родителей с детьми до пяти лет, в которую, конечно, кто-то пытался затесаться, но это уже проблема личной совести затесавшихся. Чем, кстати, оборачивались такие ухищрения, прекрасно показал наглядный случай. На «Радио-ФМ» позвонил некий гражданин и рассказал, как «ему сделали несчастье». Он долго искал, кому из охраны сунуть взятку в 10 тысяч рублей, чтобы просочиться без очереди. Деньги помогли, таки просочился, но тут его поджидало разочарование – он ничего не ощутил. Ни радости, ни благодати, ничего. И позвонил, околпаченный, возмутиться на радио и активно был поддержан радиоведущим. Вот безобразие – отдать 10 тысяч рублей и не обогатиться духовно. Тоже, наверное, Церковь виновата (как минимум). Ну что тут скажешь?

Огромные очереди желающих поклониться Поясу Богородицы – это признак:




Результаты
257 комментариев

Еще одна якобы была «проблема». Безобразие в очереди. Якобы благочестивые паломники ругались, матерились, курили, пили и были накрашенные. Первые четыре пункта – вранье. Была удивительная атмосфера единения, взаимопомощи, общей молитвы, духовного подъема. Все помогали друг другу. Выйдя из храма, я увидел женщину, которая пыталась спуститься по лестнице. Идти она могла, только опираясь одной рукой на палку, а другой – на ограждение, которое съезжало. Я начал его держать. Тут же подбежал милиционер, который с мегафоном в руках распоряжался неподалеку, с вопросом «нужна ли помощь» и начал помогать. И таких случаев были сотни. Не случайно некоторые стояли по два раза. Знаю людей, которые ночами на своих машинах развозили паломников от храма по домам и к вокзалам. А что касается накрашенных лиц, то «разве где-нибудь у Карла Маркса сказано, что второй подъезд Калабуховского дома на Пречистенке нужно забить досками и ходить кругом, через черный ход?» Где сказано, что краситься нельзя? Что помада и тени – это грех? Этот старческий аргумент странно слышать от интернет-тусовки, в которой все еще достаточно молоды. А кроме того, это ведь просто повод прицепиться. Были бы не накрашены, оказались бы неуместны украшения. Сняли бы украшения – каблуки не той высоты. И т. д.

Любимое оппозицией занятие – считать деньги в чужих карманах. «На организацию визита пояса потрачены огромные деньги!» Только не надо про налоги, которые они, недовольные, платят. Надоело. Ответ прост. Деньги давал Фонд Андрея Первозванного, который был организатором данного мероприятия. И все. Никаких налогов.

И, наконец, самое забавное. Это был «предвыборный пиар». Чей? Патриарха? Ему выборы не грозят. Путина? Ни разу не слышал, чтобы Путин и пояс упоминались в одном ряду, поскольку они все-таки очень разные. Если пиар, то только оппозиционной публики, которая почти вся отметилась на этом поле. Худо-бедно, а пару упоминаний в прессе они на поясе заработали. Так что упреки к ним.

Источник: Блог Бориса Якеменко

..............