Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
12 комментариевЭксперт назвала причины роста интереса россиян к истории Великой Отечественной войны
Миллионы участников «Бессмертного полка», среди которых немало молодежи, опровергают утверждения о том, что среди россиян угас интерес к истории Великой Отечественной войны. Об этом газете ВЗГЛЯД рассказала ответственный секретарь «Поискового движения России» Елена Цунаева.
«Появление в 2012 году инициативы «Бессмертный полк» и его разрастание как явления вызвало всплеск интереса к фронтовому пути предков», – заявила ответственный секретарь «Поискового движения России», сопредседатель Центрального штаба Общероссийского народного фронта Елена Цунаева.
По ее оценке, сами данные о численности участников «Бессмертного полка» – 10 млн человек по всей России в 2019 году, 700 тысяч в одной Москве – опровергают утверждения о том, что интерес россиян к истории Великой Отечественной войны, к истории фронтовиков в собственных семьях якобы неуклонно падает. Напротив, в сравнении с 90-ми годами интерес явно вырос, отметила Цунаева.
«В 90-х годах не было тех инструментов, которые позволяют сейчас поддерживать интерес молодого поколения к истории Великой Отечественной – в первую очередь, не было цифровых баз данных Минобороны, – отметила Цунаева. – Информация из Сети позволяет восполнить пробелы, которые есть в семейных архивах».
Так, в частности, проект «Подвиг народа» на портале Минобороны содержит более 12 млн записей о награждении орденами и медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги», и 22 млн карточек учетной картотеки награждения орденами Отечественной войны I и II степени к 40-летию Победы. По этим данным можно восстановить и боевой путь солдата или офицера. «Периодически обновляется статистика поисковых запросов по родственникам и она постоянно растет», – отметила собеседница.
«Новейшие технологии позволяют сделать для восстановления семейной истории то, что очень сложно было сделать раньше.
Например, найти пропавшего родственника. Так, на нашем сайте «Поисковое движение России» есть раздел «Судьба солдата», – рассказала Цунаева. – Если вы знаете дату рождения вашего предка, место призыва или род войск, если у вас есть любые сохранившиеся данные, например, имя и отчество его жены, то высоки шансы, что поисковая система найдет именно вашего предка, а, например, не его однофамильца».
Одним из примеров, как россияне спустя годы ищут информацию о своих погибших в войну родственниках, является история семьи Людмилы Куровской, временно исполняющей обязанности гендиректора ФГУП «Главный радиочастотный центр». «Наши родственники настойчиво пытались отыскать следы не вернувшегося с фронта моего деда – Буйницкого Алексея Николаевича, 1898 года рождения. Он был призван из села Зуево Октябрьского района Калининской области. Пункт призыва находился недалеко от Ржева, где в первые дни войны шли ожесточенные бои», – рассказала Куровская.
По ее словам, направление запросов в профильные военные ведомства не приносило результатов. «Сообщалось либо о том, что данных о Буйницком не имеется, либо о том, что он находился в плену на территории Финляндии и место его захоронения неизвестно», – пояснила собеседница.
«Сегодня нет в живых его детей, которым так и не удалось узнать, что произошло с их отцом.
Я вспоминаю свою бабушку, похоронившую 2-их детей в блокадном Ленинграде, и которая до конца своей жизни ждала почтальона с весточкой о муже. Эта боль передалась нам – внукам, и мы продолжили поиски.
И когда практически не оставалось никаких надежд, мой брат – Олег Буйницкий – вышел на связь с волонтерским движением на территории Республики Карелия и преподавателями Петрозаводского университета», – продолжила Куровская.
«С их участием мы приблизились к реализации нашей мечты. Им удалось установить, что наш дед действительно погиб в финском концлагере, который находился на территории села Пяжиева Сельга Республики Карелия. Согласно представленным финнами сведениям, он содержался там с 30 ноября 1941 года и умер 08 февраля 1942 года. Как отмечают исследователи, финские лагеря по своей жестокости и условиям содержания могли конкурировать только с японскими и немецкими концлагерями. Представить, что пережили советские военнопленные, невозможно без боли в сердце», – рассказала она.
Куровская также пояснила, что в федеральной целевой программе «Увековечивание памяти погибших при защите Отечества на 2018 – 2024 гг.» не содержалось упоминания о населенном пункте Пяжиева Сельга, а значит не было перспектив увековечивания памяти узников данного концлагеря. Но при содействии администрации Карелии было принято решение об установлении в селе Пяжиева Сельга доски памяти советским военнопленным, погибшим в финском концлагере.
«Я думаю, что наши граждане, особенно молодежь, должны знать, что зверства фашизма не забыты. Мученическая смерть наших предков показала истинное лицо идеи расового превосходства ныне живущему поколению», – заключила Куровская. – «В этой связи хотела бы через средства массовой информации обратиться к соотечественникам: не отчаивайтесь, ищите своих близких, отдавших свою жизнь за наше благополучие и мирное небо над головой наших детей, внуков. Увековечивание их памяти – это, в том числе, и вызов всем тем, кто пытается навязать жителям планеты пересмотр уроков истории».