Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Ирану без шаха лучше, чем с шахом Пехлеви

Мухаммед Реза Пехлеви очень хотел встать в один ряд с великими правителями прошлого – Киром, Дарием и Шапуром. Его сын, Реза Пехлеви, претендует на иранский трон сейчас. Увы, люди в самом Иране воспринимают его внуком самозванца и узурпатора и сыном авантюриста.

4 комментария
Глеб Простаков Глеб Простаков Нефтяные активы как барометр мира

Никто сейчас не может сказать, когда произойдет серьезная подвижка по украинскому кризису. Нет ни сроков, ни дат. Но зато они есть в кейсе «ЛУКОЙЛа» – 28 февраля.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Почему Европа никогда не пойдет против США

Никакого общеевропейского сопротивления Трампу по вопросу Гренландии нет. Никакой общеевропейской гибкой позиции по Украине (которая смогла бы вернуть Европе субъектность хотя бы в этом пункте) тоже нет.

5 комментариев
24 декабря 2025, 11:20 • Экономика

Когда российская нефть подорожает

Когда российская нефть подорожает
@ Егор Алеев/ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Стоимость российской нефти Urals упала до 34 долларов за баррель, а размер скидки удвоился и достиг целых 27 долларов за каждый баррель. Санкции США наконец-то сработали, радуется Bloomberg. Кто наживается на этом дисконте и как Россия переживет сильное падение цен?

Цена флагманского сорта российской нефти – Urals – обвалилась до 34 долларов за баррель.  Даже в 2020 году, когда мир накрыла пандемия, она стоила в среднем по году 42 доллара за баррель.

Так, по состоянию на пятницу (19 декабря 2025 года) российская нефть стоила на Балтике (Приморск) 34,82 доллара за баррель, а в Черном море (Новороссийск) – 33,17 доллара за баррель, пишет Bloomberg со ссылкой на данные Argus Media. При этом стоимость нефти марки Brent составляла 61 доллар за баррель.

Интересно, что дисконт в точке отправления нефти выше, чем в принимающем порту. В точке экспорта средний дисконт, с которым продается российская нефть, составлял около 27 долларов за баррель, но в момент прибытия в Индию средний дисконт сокращался примерно до 7,5 доллара за баррель, передает Bloomberg.

Неужели санкции США против российской нефти наконец-то сработали? Санкции против «Роснефти» и «Лукойла» – это лишь одна причина. «С ноября из-за санкций идет перестройка цепочки продаж. Теперь требуется больше посредников, которым надо платить, поэтому издержки российских компаний возрастают. Второй фактор – это то, что Украина стала бить по российским нефтяным танкерам. Это тоже приводит к росту стоимости фрахта танкеров и страхования», – говорит Игорь Юшков. Однако есть еще и третий фактор – это то, что любая нефть в мире стала стоить дешевле.

«Согласно официальным данным, если в 2024-2025 годах большую часть времени скидка составляла около 12-13 долларов на каждую партию, то в ноябре она выросла в среднем до 22,5 доллара. В декабре она стала еще больше, видимо, когда начались удары по российским танкерам. Если Brent стоит 61 доллар, а российская Urals – 34, то отсюда получается дисконт в 27 долларов за каждый баррель», – говорит эксперт ФНЭБ.

Однако на самом деле это не самая рекордная скидка на российскую нефть. В первую волну перестроения логистики, когда Россия только уходила с европейского рынка нефти на индийский, скидка достигала больше 30 долларов за каждый баррель, и даже доходила до 34 долларов, напоминает Юшков. Разница с текущей ситуацией лишь в том, что в те времена в целом вся нефть стоила дороже. Но теперь даже нефть марки Brent дешевая, а на днях падала ниже 60 долларов за баррель. «Поэтому даже не рекордный объем скидки на нашу нефть уже приводит к тому, что наша нефть торгуется ниже 40 долларов за баррель», – говорит Юшков.

Стоит понимать, что 42 доллара за баррель в 2020 году – это средняя цена за весь год, тогда как сейчас речь идет о спотовых ценах Urals в конкретный день, а не за год. Более того, такой большой дисконт идет не на всю российскую нефть. Нефть марки ВСТО, например, эта история никак не затронула. С дисконтом может продаваться треть морского экспортного потенциала, или около 1,4 млн баррелей в сутки, считает по косвенным расчетам Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global.

Что касается разницы скидки в порту отправления (27 долларов) и в порту получения (7,5 доллара), то это обычная история. «Скидка в 27 долларов не означает, что она полностью идет покупателю. В эти 27 долларов входит и стоимость доставки нефти, и страхование, и услуги трейдеров, и всего остального. Поэтому в порту отгрузки скидка, на самом деле, получается не такой большой», – говорит Юшков.

«Кто зарабатывает на разнице между 27 и 7,5 долларами? В первую очередь те, кто контролирует перевозку и риск – это владельцы флота и операторы «серых» перевозок, трейдеры, страховые и финансовые прокладки, а также покупатель, который получает сырье дешевле альтернатив.

Bloomberg прямо отмечал, что не совсем ясно, какая доля стоимости доставки остается «в руках России», – говорит Чернов.

Вся эта ситуация приводит больше к проблемам для государства, чем для самих нефтяных компаний, считает Юшков. Потому что когда цена на нефть снижается, то автоматически уменьшается размер налога на добычу полезных ископаемых, и бюджет зарабатывает меньше, чем планировал.

«Для бюджета 34 доллара за баррель в порту – это действительно очень низко относительно планов. В бюджетной базе на 2026 год Минфин ориентировался на среднюю цену Urals около 59 долларов, поэтому пройти без потерь по нефтегазовым доходам не получится. Reuters ждет падения поступлений от нефтяных налогов в январе 2026 года до 380 млрд рублей, это минимум с 2022 года», – говорит Чернов. Курс доллара в этом плане тоже важен.

Для нефтяников ситуация тоже неприятная, но почти вся российская добыча остается рентабельной при 34 долларах за баррель, говорит Юшков. Добыча в России ведется в основном на классических месторождениях, куда инвестиции были сделаны ранее, скважины уже пробурены, поэтому добыча не останавливается.

«Себестоимость добычи нефти «в земле» у России низкая. По оценкам Минэнерго, добыча на зрелых месторождениях может стоить считанные доллары за баррель, но на новых выше. Однако «полный цикл» с учетом всех затрат и особенностей месторождений укладывался в широкий коридор – примерно 15–45 долларов за баррель. Поэтому продавать по 34 доллара физически можно, но экономика становится пограничной для части проектов, особенно где длинная логистика и выше налоговая нагрузка. Но в такие моменты компании чаще не «останавливают добычу», а перераспределяют потоки, дают дополнительную скидку и принимают более низкий денежный поток, лишь бы сохранить экспорт и загрузку переработки», – говорит Чернов.

Эксперты уверены, что такая большая скидка на часть российский нефти – это временное явление.

«Раньше в отдельные периоды скидка была и больше 30 долларов за баррель, но каждый раз в течение нескольких месяцев рынок трансформировался, а дисконт снижался. Просто раньше напряжение создавали только санкции, а теперь к ним добавились физическая угроза танкерам со стороны Украины и общее снижение цен на нефть на глобальном рынке. Но по мере привыкания и адаптации рынка к новым условиям размер скидки будет снижаться»,

– уверен Игорь Юшков.

Чернов, правда, не закладывает быстрое возвращение к прежним дисконтам. «Базовый сценарий на 2026 год для меня такой, что в первом полугодии дисконт в портах может оставаться двузначным и повышенным, условно в районе 15–25 долларов к Brent, потому что санкционный риск еще будет «переоцениваться» логистикой и банками. Ближе ко второму полугодию 2026 года, при адаптации маршрутов и, если не будет нового витка давления на перевозку, дисконт может сузиться к 10–15 долларам за баррель. Негативный сценарий, если усилится контроль за флотом и расчетами, это сохранение дисконта около 20–30 долларов дольше. Оптимистичный, если рынок найдет устойчивые схемы и спрос в Азии будет стабильно высоким, это возврат к 7–12 долларам», – говорит эксперт.