Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
16 апреля 2018, 21:30 • Экономика

Американские санкции грозят испортить важнейшее финансовое достижение России

Американские санкции грозят испортить важнейшее финансовое достижение России
@ Дмитрий Рогулин/ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Центробанк признал крайне серьезное значение для российской экономики введенных недавно Вашингтоном новых экономических санкций. Регулятор не исключил, что в результате этих санкций инфляция будет расти, а значит, возможно появление необходимости корректировать всю денежно-кредитную политику последних лет. Чем обернутся подобные изменения для каждого российского гражданина и экономики в целом?

Введенные на прошлой неделе новые американские санкции привели к «черному понедельнику», падению российских рынков и девальвации рубля. Технически причиной обвала стал отток иностранцев из российских активов, которые испугались, что США скоро введут запрет еще и на российский госдолг или ОФЗ, на которых иностранцы хорошо зарабатывали.

К концу недели резкое падение рынков сменилось восстановлением. Даже рубль сумел отыграть почти половину от своего падения. Однако Вашингтон грозит новыми санкциями. И этот риск может заставить российский Центробанк резко изменить – а точнее, развернуть в обратную сторону – свою денежно-кредитную политику. До апрельских санкций США большинство участников рынка ждали снижения ставки до конца года до 6% на фоне рекордно низкой для современной России инфляции в 2,4% (в марте). А между тем достигнутый целевой показатель в 4% инфляции в год – один из предметов гордости российских финансовых властей. Они добивались столь низкого роста цен много лет. И политическое руководство страны, в том числе президент Путин, много раз говорили о важнейшем значении снижения инфляции для российской экономики. А показатель инфляции прямо связан с ключевой ставкой ЦБ. И вот теперь регулятор уже не исключил возможность повышения ключевой ставки, которая в последние годы неуклонно снижалась и составляет сейчас 7,25%.

На этом фоне справедливой выглядит оценка Минэкономразвития. Новые санкции США повлияют на реальную экономику России только в случае долгосрочного негатива на финансовых рынках, говорится в апрельском бюллетене ведомства.

«Денежно-кредитную политику Банка России могут изменить не сами санкции, а их последствия для экономики, в первую очередь повышение темпов роста инфляции, если из-за санкций рубль начнет сильно обесцениваться. Официальный прогноз среднегодового курса рубля в 2018 году находится на уровне в 69,6–69,8 рубля за доллар, прогноз инфляции потребительских цен – на уровне в 4% в год. До этого целевого уровня курс рубля пока недотягивает, да и годовая инфляция пока ниже прогноза. Но если доллар взлетит до 70 рублей и не будет опускаться, а темпы годовой инфляции поднимутся выше 4%, то ЦБ ужесточит денежно-кредитную политику», – говорит замдиректора аналитического департамента компании «Альпари» Наталья Мильчакова.

То есть Центробанк может решиться на повышение ставки, как это было в 2014 году (с 6,5% до 17%), чтобы остановить девальвацию рубля и разгон инфляции. Впрочем, в 2014 году рубль обвалила резко снизившаяся цена на нефть. Сейчас нефть дорога, Brent – выше 71 доллара за баррель.

Чем обернется ужесточение кредитно-денежной политики ЦБ для российской экономики? Повышением ставки регулятор сжимает ликвидность в банковском секторе, уменьшает тем самым спекуляции на валютном рынке и берет темпы инфляции под контроль.

«Это может вызывать краткосрочное укрепление рубля к доллару и евро. Однако ставки по кредитам также начнут расти, у производства исчезнет дополнительный стимул для роста. А процентные ставки в России – одни из самых высоких среди развивающихся стран. В случае негативного сценария темпы роста ВВП замедлятся до 0,5–1%, то есть будет стагнация», – говорит Мильчакова.

«Повышение ставки только на 1 п.п. привело бы к росту инфляционных ожиданий и замедлило бы темпы роста экономики до 0,5%», – говорит начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко.

Кризис 2014 года еще свеж в памяти – валютная паника в обменниках и в магазинах, ожидания роста цен, снижение реальных доходов. Однако сам Центробанк не верит в такой сценарий. Регулятор считает, что темпы роста цен уложатся в запланированные 3–4% годовых. Мартовская инфляция составила 2,4%, в апреле ожидается ее небольшое ускорение, а на горизонте ближайших кварталов инфляция будет возвращаться к плановым 4%.

«Постараемся без перелетов, но это уже зависит от краткосрочных факторов, над которыми мы не всегда властны», – заявил глава департамента денежно-кредитной политики ЦБ РФ Игорь Дмитриев.

Эксперты также пока не склонны драматизировать. «Заявление ЦБ носит формальный характер, оно призвано предостеречь игроков от скупки валюты. Если в апреле – мае курс не поднимется выше 65 рублей за доллар, то ЦБ не будет поднимать ставку. Ведь поднять ставку сейчас – означает вынудить банки повышать ставки по депозитам и кредитам. Но сейчас нет дефицита валюты, а торговый баланс в феврале превысил 12 млрд долларов, в апреле будет, скорее всего, более 10 млрд долларов. ЦБ может сбить панику и другими инструментами, например интервенциями. А если потребуется помощь госкомпаниям за счет фактической эмиссии, то тогда ставку точно лучше снижать, а не повышать, чтобы не разгонять инфляцию», – говорит Георгий Ващенко.

«Мы прогнозировали среднегодовой курс на уровне в 58–62 рубля в течение 2018 года и пока не видим оснований менять долгосрочный прогноз», – говорит Мильчакова. Скорее всего, Центробанк пока просто возьмет паузу и не будет ни повышать, ни снижать ставку, считают эксперты.

Текущее ослабление рубля действительно скажется на инфляции, однако оно не будет критичным.

Традиционно если курс рубля потерял 10%, то это прибавляет один процентный пункт инфляции. Курс рубля упал с 6 апреля на 6,5%, значит, инфляция может вырасти на 0,6–0,7 п.п. от прогноза по годовой инфляции в 3,5%, посчитала Татьяна Евдокимова из «Нордеа Банка». Значит, инфляция может превысить целевой уровень регулятора в 4% лишь на одну или две десятых.

..............