19 сентября – День оружейника, профессиональный праздник всех работников военно-промышленного комплекса. С началом СВО мы избавились от перестроечных иллюзий и обнаружили, что российский ВПК способен не только не тормозить национальную экономику, но и быть ее драйвером, поднимая на новые уровни развития.
0 комментариевРоссия возвращает себе статус «мировой кормилицы»
Лидерство в экспорте зерна долгое время было визитной карточкой России, и в 90-е необходимость закупать пшеницу в Канаде воспринималась как национальный позор. Но текущий год станет самым успешным за постсоветский период – по вывозу зерна мы вновь опередим и Канаду, и США. Однако за триумфом опять может прийти сокращение производства.
Вплоть до середины XX века экспорт российского зерна оставался главным источником поступления в страну валюты. Поэтому продажу зерновых за рубеж нередко наращивали в ущерб внутреннему потреблению, что становилось причиной голода, к примеру, во времена Александра II и Иосифа Сталина. Начиная с конца 50-х годов СССР перешел к частичным закупкам зерна, на что Уинстон Черчилль откликнулся известной фразой: «Я думал, что умру от старости. Но когда Россия, кормившая всю Европу хлебом, стала закупать зерно, я понял, что умру от смеха». Но особенно трагичная ситуация сложилась в первые годы после развала СССР, когда страна закупала хлеб в Канаде и вообще ничего не производила на продажу. Ситуация стала меняться к началу нулевых, и вот теперь, пережив год полного эмбарго на экспорт из-за жаркого лета и низкого урожая, Россия возвращает себе мировое лидерство по экспорту зерновых. Экспортный прогноз Минсельхоза РФ в 30 млн тонн по итогам года, скорее всего, будет заметно перевыполнен.
Перевыполнение плана
Отправлять пшеницу в Китай могут только четыре сибирских региона, но и это немалое достижение, так как зерновой рынок КНР был закрыт для нашего производителя с 1976 года
По данным Федеральной таможенной службы на конец марта, общий объем экспорта зерновых из России в 2015/16 сельскохозяйственном году (он завершается 31 июня) превысил 28 млн тонн, увеличившись на 7,7%, а в сравнении с 2013/14 сельхозгодом – более чем на 36%. При этом экспорт пшеницы с прошлого июля по нынешний март увеличился на 5,4% (почти 20,6 млн тонн), а кукурузы – на 37,7% (чуть меньше 3,4 млн тонн). Уже в феврале, по оценке генерального директора аналитического агентства «ПроЗерно» Владимира Петриченко, экспорт зерновых из России достиг абсолютного для этого месяца рекорда – 3,24 млн тонн, включая 2,26 млн тонн пшеницы и 689 тысяч тонн кукурузы. А ведь еще несколько месяцев назад события могли пойти по совершенно другому сценарию – в связи с конфликтом с Турцией, которая получает порядка 15–17% зерна из России. Но в итоге экспорт зерна в Турцию Россия прекращать не стала.
Экспортный прогноз Минсельхоза на 2015/16 сельхозгод был зафиксирован на уровне предыдущего сезона – 30 млн тонн. Судя по фактическим объемам, эта оценка была весьма консервативной. Для выполнения плана за оставшиеся три месяца достаточно вывезти всего 2 млн тонн, тогда как в прошлом году за апрель-июнь было экспортировано 4,3 млн тонн. Так что план на год, скорее всего, будет существенно перевыполнен.
Наращивание экспорта – важнейшая составляющая часть той повестки для российского АПК, которую Александр Ткачев предложил сразу после своего назначения министром сельского хозяйства. В прошлом июне на встрече с главой Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Жозе Грациано да Силвой он заявил, что стратегическая задача на ближайшее десятилетие – увеличить среднегодовое производство российского зерна на 20 млн тонн (до 120 млн тонн в год), и с тех пор не раз подтверждал это намерение. «Миллион тонн зерна – это должна быть политическая задача для Калининградской области», – заявил он, например, в ходе недавнего визита в этот регион, который на данный момент производит примерно вполовину меньше. А на февральском заседании правительства Ткачев сказал, что наращивание экспорта зерновых «позволит России вернуться на историческую позицию – крупнейшего экспортера пшеницы на мировом рынке», а это «наша визитная карточка со времен Российской империи».
- Из России утекает зерно
- Пекари пообещали Москве дефицит хлеба
- Импортозамещению овощей мешает ВПК
- РЗС: Производители зерна могут понести убытки
- Марк Сандомирский: Сушим сухари на черный день
- США и ЕС испугались российского импортозамещения
- Россия наращивает несырьевой экспорт
- Россия накормит мясом Китай и Закавказье
- Импортозамещению продуктов мешают пробелы в законодательстве
- Некоторые отрасли российской экономики встречают год с оптимизмом
- Девальвация привела к росту сразу нескольких отраслей
- Олег Макаренко: Кризис влечет за собой не только проблемы, но и возможности
Данное высказывание совпало по времени с публикацией прогноза минсельхоза США, в котором было отмечено, что именно Россия в этом году может стать лидером мирового рынка пшеницы (23,5 млн тонн), опередив по объемам продаж США (21,8 млн тонн) и Канаду (20,5 млн тонн).
Помощь доллара
Росту экспорта зерновых способствует значительное снижение цен при неизменно высоком спросе. По данным все того же минсельхоза США, в январе прошлого года российская пшеница 4-го класса в порту Новороссийска стоила 212 долларов за тонну, а к марту этого года ее цена снизилась до 180 долларов, или на 17,8%. Аргентинская пшеница за этот же период подешевела с 225 до 196 долларов за тонну (минус 12,9%), французская – с 207 до 169 долларов (минус 18,2%).
Правда, на внутреннем российском рынке цена на зерно росла вместе с девальвацией рубля. По данным ФГБУ «Спеццентручет в АПК», с января 2014 года по нынешний март стоимость тонны продовольственной пшеницы 3-го класса выросла с 7342 до 10485 рублей, то есть почти на 43%. Однако затяжное падение мировых цен уже влияет на стоимость зерна внутри России. Как отмечают аналитики «ПроЗерно», в прошлом месяце падение цен ускорилось, наиболее активно – в ориентированных на экспорт регионах юга, где пшеница 3-го класса за последнюю неделю марта подешевела сразу на 315 рублей за тонну, а неделей ранее падение составляло 115 рублей.
Главными факторами падения цен на зерно ФАО еще в прошлом году назвала падение цен на нефть, которое удешевляет перевозку, укрепление курса доллара, а также рост мировых запасов – зерно на рынке сейчас в избытке. Уровень запасов увеличивается начиная с сезона 2007–2008, когда этот показатель находился на рекордно низком уровне. Особенно преуспел Китай: в нынешнем сельхозгоду он впервые должен обойти по запасам зерновых весь остальной мир, а в целом за последние пять лет его запасы увеличились почти вдвое – с 60 до более 110 млн тонн.
Европа топит рынок
Прогноз Минсельхоза РФ по урожаю зерновых в 2016 году составляет 104 млн тонн – чуть выше, чем в прошлом году (103,4 млн), но несколько меньше, чем в рекордном 2014 году, когда было собрано 105,3 млн тонн. Однако не исключено, что даже небольшого прироста в производстве в этом году не произойдет. В опубликованном на днях первом прогнозе ФАО по зерновым в сезоне 2016–2017 говорится, что в России и на Украине ожидается снижение объемов производства, поскольку сухая погода вынудила аграриев сократить посевные площади. О планах регионов сократить посевы пшеницы на 4,8% еще в марте говорил и президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.
В связи с сокращением площадей ФАО ожидает снижение мирового производства пшеницы на 10 млн тонн (до 712,7 млн). В то же время прогнозируемый объем мирового потребления пшеницы сохранится на уровне около 723 млн тонн. Снижение производства будет компенсироваться сокращением запасов пшеницы, причем основной объем сокращения придется, опять же, на долю России и Украины.
При этом российскому зерну придется активно конкурировать с европейским, поскольку из-за теплой зимы в ЕС ожидается отличный урожай, сопоставимый с прошлогодним (160 млн тонн). По прогнозу Службы мониторинга урожая в ЕС (MARS), из-за этого избыток пшеницы на мировом рынке увеличится. Для российских экспортеров это означает, что одним из главных факторов конкурентоспособности их продукции станет курс рубля к доллару, так что текущее укрепление рубля играет против отечественного зерна. В последнем аналитическом обзоре рынка от портала Agro2b говорится, что в марте из-за этого резко упал экспорт в две ключевые страны – Египет (на 55,5% в сравнении с февралем) и Турцию (на 18,7%).
Правда, уже в этом году новым перспективным рынком для российской пшеницы может стать Китай. В прошлом декабре в рамках встречи глав правительств РФ и КНР был подписан протокол об условиях поставки российских зерновых. Правда, пока возможности экспорта заметно ограничены – отправлять пшеницу в Китай могут только четыре сибирских региона – Алтайский и Красноярский края, Новосибирская и Омская области. Но и это уже немалое достижение, учитывая то, что зерновой рынок КНР был закрыт для нашего производителя с 1976 года.