21 ноября, четверг  |  Последнее обновление — 02:45  |  vz.ru
Разделы

Встреча «четверки» России не нужна, но состоится

Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Остается один вопрос: чем является уступка Москвы европейским партнерам? Просто личной любезностью Путина по отношению к Меркель и Макрону, или же можно рассчитывать на возврат долга? Подробности...
Обсуждение: 38 комментариев

Как обустроить вандалов

Николай Гурьянов, журналист
Судьбу граффити должны решать не коммунальщики, не чиновники, не коммерческие структуры, а местная гражданская община посредством некоего органа самоуправления. Иначе все будет, как сейчас: талантливые граффити закрашивают, некрасивые – наносят. Подробности...
Обсуждение: 16 комментариев

Русским не хватает любви к жизни

Сергей Худиев, публицист, богослов
В следующем году население России снова сократится. Проблема в том, что мы себя не любим. А сознание своей ценности мы обретаем, когда соотносим себя с чем-то более важным и ценным, чем мы сами. Подробности...
Обсуждение: 36 комментариев

    Проект нового плацкартного вагона

    Макет нового плацкартного вагона в натуральную величину показали на ежегодной выставке «Транспорт России», проходящей в московском Гостином дворе. Главная особенность концепта – наличие индивидуального пространства для пассажиров
    Подробности...
    Обсуждение: 5 комментариев

    Историк Соколов в бронежилете на следственном эксперименте

    В пятницу арестованного историка Олега Соколова привезли на следственный эксперимент на набережную реки Мойки в Санкт-Петербурге, где, по данным следствия, он пытался утопить отрубленные руки своей убитой молодой невесты
    Подробности...

    На автомобильном салоне в Дубае показали люксовые суперкары

    В Дубае проходит ежегодный автомобильный салон. Это главная подобная выставка на Ближнем Востоке, проводится она с 1989 года. И хотя соперничать по статусу с главными автосалонами мира мотор-шоу в ОАЭ не может, крупнейшие автопроизводители нередко показывают здесь свои новинки
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Российский «шпионский» корабль исчез с радаров у берегов Северной Америки

        Главная тема


        Работавший в Москве натовский шпион притворяется наивным пенсионером

        «Мы подождем»


        Путин пошутил по поводу технологий США по добыче сланцевой нефти

        шпионаж на украину


        Полученные от российского военного разведданные Киев мог передавать США

        «провокационные и абсурдные»


        МИД ответил на требование Эстонии вернуть «аннексированные территории»

        Видео

        ошибки СССР


        Зачем Россия «отдавала последнее» союзным республикам

        «главный противник США»


        Китайцы не случайно нашли у России «слабые места»

        комиссары в погонах


        Победа над коррупцией убила еще одну реформу Сердюкова

        ранок газа


        У Газпрома появился новый конкурент в Европе

        викторина


        Стихи вождя или стихи поэта?

        Русский крест


        Сергей Худиев: Русским не хватает любви к жизни

        Стенограффити


        Николай Гурьянов: Как нам обустроить вандалов

        Уступка Москвы


        Ирина Алкснис: Встреча «четверки» России не нужна, но состоится

        на ваш взгляд


        Вы знаете слова гимна России наизусть?

        Европейцы расписались в необходимости строить «Северный поток – 2»

        «Северный поток – 2» станет спасением для Северной Европы, где собственная добыча газа продолжает падать   4 сентября 2015, 17:12
        Фото: Алексей Куденко/РИА «Новости»
        Текст: Ольга Самофалова

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Газпром подписал с пятью европейскими газовыми компаниями акционерное соглашение по строительству «Северного потока – 2». Уже сам состав участников доказывает, насколько сильно нужен этот проект Европе. Почему европейцы так заинтересованы в этой трубе и почему это менее политически рискованный проект, чем Южный и Турецкий?

        Газпром в рамках Восточного экономического форума подписал акционерное соглашение по компании, которая будет заниматься строительством газопровода «Северный поток – 2». Построит трубу New European Pipeline AG. Соглашение закрепило ее акционерный состав: основная доля в 51% принадлежит Газпрому. По 10% у немецкой компании E.On, голландской Shell, австрийской OMV и немецкой BASF/Wintershall. Оставшиеся 9% – у французской Engie (бывшая GdF Suez).

        «Мощный состав участников соглашения свидетельствует о том, что «Северный поток – 2» нужен Европе»

        New European Pipeline займется строительством двух новых веток газопровода, которые также пройдут по дну Балтийского моря. Начальной точкой обеих новых веток станет порт Усть-Луга около Санкт-Петербурга, конечной точкой – Германия.

        Ранее глава Газпрома Алексей Миллер оценивал стоимость проекта в 9,9 млрд евро. Около 30% этой суммы выделят акционеры, остальное предстоит привлечь через проектное финансирование.

        Общая мощность новых веток составит 55 млрд кубометров газа в год. Обе нитки планируется запустить до конца 2019 года. Российская сторона рассчитывает, что трубопровод позволит снизить объем транзита российского газа, проходящего через Украину. А вкупе с «Турецким потоком» необходимость в транзите газа через Украину вообще отпадет. Учитывая, что транзитный договор с Украиной перестает действовать как раз в 2019 году, найти замену украинской ГТС – важная стратегическая задача России.

        Две нитки на севере («Северный поток – 2») и две нитки на юге («Турецкий поток») полностью избавят Россию от необходимости перекачивать газ через Украину. Так, через Украину в 2014 году ушло 62 млрд кубометров газа в Европу. Соответственно, 30 млрд кубов надо увести через «Северный поток – 2», остальные – через Турецкий.

        «Украину убираем из транзита полностью, причем не только по объемам, но и географически. «Турецкий поток» берет на себя часть Турции, потому что сейчас часть газа Турция получает через Украину, вторая нитка «Турецкого потока» берет на себя Грецию, Болгарию, Балканы. А две новые нитки «Северного потока» мы заводим в австрийский газовый хаб Баумгартен (газовый распределитель в Центральной Европе – прим. ВЗГЛЯД) и тем самым переключаем на себя Австрию, Италию и Венгрию. Там есть газопровод Opal, который расширяется. Греки уже строят интерконнектор в Баумгартен. Здесь логистика ясна», – рассуждает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

        Первая задача

        «Северный поток – 2» выполняет две цели (как и «Турецкий поток»), и замещение украинского транзита – лишь одна из них. Основная цель – расширение поставок российского газа в Северо-Западную Европу. А состав участников, которые подписали соглашение, свидетельствует о том, что этот проект очень нужен Европе. «Компании, которые работают на газовом рынке Европы, видят перспективу и необходимость строительства этих двух новых ниток трубы для обеспечения европейской энергетической безопасности и в целом для поддержания благосостояния Европы», – говорит Алексей Гривач.

        Пока с точки зрения добычи газа Западная Европа в значительной степени самодостаточна за счет месторождений в Северном море и Нидерландах и поставок из Норвегии. Однако эти источники истощаются.

        «У Великобритании добыча падает уже давно, добыча у Нидерландов начала сокращаться намного раньше прогнозов. В летние месяцы Нидерланды были по большей части нетто-импортерами газа, притом что по итогам прошлого года были крупнейшими экспортерами газа в Европе. Следующая на очереди – Норвегия, у которой также стремительно истощаются месторождения, кроме крупнейшего Тролля в Северном море (содержит около 60% запасов газа Норвегии), но у Тролля есть технологические ограничения», – говорит заместитель директора ФНЭБ Алексей Гривач.

        По его словам, чтобы поддерживать нынешний уровень добычи, нужно кардинально изменить стратегию добычи на шельфе. «Однако в перспективе пяти–семи лет Норвегия в любом случае начнет падать. Спасти могут только умопомрачительные открытия в арктической части шельфа в Баренцевом море. Но это такое дело – новое месторождение может быть, а может и нет, а может оказаться и нерентабельным», – добавляет Гривач.

        По данным ФНЭБ, 70% добычи газа в ЕС приходится на Нидерланды и Великобританию. С 2000 года годовая добыча газа в ЕС упала почти в три раза, а за последние пять лет – на 35%. Темпы падения могут в ближайшее время ускориться из-за обвала цен на углеводороды.

        В 2014 году, по оценкам ФНЭБ, в ЕС добыли 143,5 млрд кубометров газа, это на 11% меньше, чем годом ранее (было 162 млрд кубов).

        Великобритания некогда была лидером в ЕС по добыче газа, но в последние 13 лет она непрерывно сокращала объемы добычи и скатилась на второе место. Уже к 2020 году она будет добывать не более 25 млрд кубометров, ожидают в ФНЭБ.

        Расклад сил и интересов в борьбе за Арктику
        Расклад сил и интересов в борьбе за Арктику

        «Северный поток – 2» с легкостью обеспечит северных европейцев недостающим газом.

        Вторая задача

        Вторая задача «Северного потока – 2» – это поставки газа на Балканы. «Труба обеспечит снабжение газом Северных Балкан, плюс Словакию и Италию. Это как раз большая часть топлива, которая транспортируется сейчас через территорию Украины», – отмечает отраслевой эксперт.

        «Под эти объемы планировался «Южный поток», а потом вторая и третья нитки «Турецкого потока», в котором есть определенные политические сложности из-за Турции. В такой ситуации немецкий маршрут более понятен и менее подвержен политическим рискам», – объясняет Гривач, почему Россия сделала ставку на «Северный поток – 2».

        От «Турецкого потока» Россия, конечно, не отказывается. Через «Северный поток» проблематично доставить газ в ту же Грецию или Болгарию. Поэтому на юге нужны дополнительные мощности.

        Однако с реализацией трубы на севере «Турецкий поток», скорее всего, поредеет до двух ниток вместо четырех значально заявленных. Первая нитка будет питать газом Турцию, вторая – Южные Балканы: ту же Грецию, Македонию, Сербию, Болгарию.

        Меньше политических рисков

        Почему «Северный поток» менее подвержен политическим рискам? Для начала – это прямой маршрут поставок газа в Европу, без транзитера. «Здесь нет Болгарии, в которую могут прилететь три сенатора из США и заставить выйти из соглашения по строительству газопровода», – указывает Гривач.

        Во-вторых, газ идет через Германию, а это более серьезный игрок, и эта труба выгодна немецкой экономике и другим сильным членам еврозоны. Германия и сейчас является главной точкой входа российского газа в Европу. А за счет «Северного потока – 2» она получит все экономические и политические выгоды. Это и деньги, и новые рабочие места, и усиление своей роли на энергетическом рынке.

        Но главное, повлияв на «Южный поток» и мешая более масштабному проекту «Турецкого потока», сильные игроки Европы лишают более слабых (Болгарию, Грецию, Сербию и т. д.) возможности стать кузнецами собственного счастья. Они не усилят свою газовую значимость в регионе, не получат инвестиций в инфраструктуру, транзитных платежей. Западная Европа не может себе позволить дать шанс слабым в регионе стать экономически более независимыми.

        Наконец, европейцы реанимировали проект второго «Северного потока», потому что им не нравится быть зависимыми от поставок газа через Турцию. «Они бы не хотели усиления Турции. Конечно, у Брюсселя может быть свое мнение, точнее, не очень свое, на этот счет, но объективная реальность такова, что через «Северный поток» проблематично доставить газ в Грецию или в Болгарию. Поэтому здесь нужны дополнительные мощности через Турцию», – отмечает Алексей Гривач.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............