Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
5 комментариев«Турецкий поток» может заметно «обмелеть»
"Турецкий поток" может заметно "обмелеть"
Концепция газопровода «Турецкий поток» может существенно измениться. Это произойдет, если подтвердятся сообщения о том, что Газпром намерен строить только одну–две нитки черноморской магистрали вместо четырех. Это заставляет усомниться в том, что Россия действительно откажется от украинского транзита и будет поставлять газ в Европу только через Балтийское и Черное моря.
В пятницу «Интерфакс», сославшись на свои источники в Газпроме, сообщил: российский холдинг пересмотрел конфигурацию газопроводной системы «Турецкий поток» – она может оказаться в два, а то и в четыре раза меньше ранее заявленного формата из четырех ниток на 63 млрд кубометров в год. В сообщении утверждалось, что теперь в Газпроме намерены строить минимум одну, максимум две нитки черноморской магистрали.
Для того, чтобы выполнить обязательства, четырех ниток «Турецкого потока» не требуется
Позже представители Газпрома отказались дать официальное подтверждение по поводу этого сообщения.
В Министерстве энергетики в свою очередь заявили, что российская сторона направила Турции два варианта межправительственного соглашения по «Турецкому потоку». Первый вариант – строительство первой ветки, второй вариант подразумевает прокладку всех четырех ниток газопровода. Источник в Минэнерго не уточнил, когда турецкой стороне были направлены документы.
Подобная неясность в вопросе о судьбе «Турецкого потока» сразу породила вопросы о том, удастся ли реализовать планы Газпрома по транспортировке российского топлива европейским потребителям в обход Украины.
Как известно, 9 июня зампред правления Газпрома Александр Медведев заявлял, что Газпром не будет продлевать контракт о транзите газа через Украину ни при каких условиях. Добавим, что еще в апреле министр энергетики России Александр Новак заявил, что Россия с большой вероятностью откажется от транзита газа через Украину после 2019 года. Газпром анонсировал два проекта обхода ненадежного во всех отношениях транзитера – это «Северный поток – 2» по дну Балтийского моря и «Турецкий поток» по дну Черного.
Однако 7 июля президент Украины Петр Порошенко выразил уверенность в продлении соглашения с Россией о транзите газа и после 2019 года, «потому что альтернативы этому ни экономической, ни какой-либо другой не существует».
- Европа требует сохранить украинский транзит вопреки собственным интересам
- Разрыв с подрядчиком «Турецкого потока» может иметь политическую подоплеку
- Повторные выборы в Турции ставят под угрозу «Турецкий поток»
- "Турецкий поток" сдвинулся с мертвой точки
- Европе мешает "Турецкий поток"
Как отмечала газета ВЗГЛЯД, брюссельские евробюрократы поддержали Киев в этом вопросе, вопреки интересам самих стран ЕС, которым нужны бесперебойные и беспроблемные поставки нашего газа. Вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович заявил, что попытки «сделать украинскую транзитную систему менее актуальной» имели бы «отрицательные последствия для энергетической безопасности Европы». Отметим, что в апреле глава Газпрома Алексей Миллер констатировал срыв проекта «Южный поток», который преследовал одну цель – сохранить транзит газа через Украину в Европу.
Но, по мнению экспертов, в данном случае политические спекуляции превалируют над экономическими реалиями.
Опасения преувеличены
«Для того, чтобы выполнить обязательства и доставить газ клиентам после окончания транзитного контракта с Украиной, четырех ниток «Турецкого потока» не требуется», – пояснил газете ВЗГЛЯД заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Эксперт отмечает, что следует учитывать возможности «Северного потока». Поясним, что две нитки этого 1200-километрового газопровода (проходящего по дну Балтики и напрямую связывающего Россию и Германию) рассчитаны на поставку 55 млрд кубометров газа в год. «Следует учитывать и ситуацию на европейском газовом рынке», – добавил Гривач.
#{smallinfographicleft=742062}Заметим, на днях в интервью «Интерфаксу» посол Франции в Москве Жан-Морис Рипер, комментируя сообщения об интересе Франции к «разблокированному» иранскому газу, заверил – страна не намерена отказываться от российского голубого топлива, которое намерена получать и через «Северный поток», и, в перспективе, через Турецкий.
«В сообщении со ссылкой на Газпром фигурируют «одна или две нитки» «Турецкого потока», – продолжает Гривач. – Одна нитка закрывала бы нужды Турции, которые сейчас обеспечиваются за счет поставок транзитом через Украину в районе 14–15 млрд кубометров. Вторая нитка обеспечивала бы транзит газа на Балканы». Для того, чтобы полностью «закрыть объем» поставок, хватило бы трех ниток «Турецкого потока», добавляет эксперт.
Турции достаточно одной нитки
Действительно, ранее посол Турции в России Умит Ярдым заявил, что Москва и Анкара обсуждают в том числе вариант прокладки сначала одной нитки «Турецкого потока» – которая, как и было сказано, обеспечивала бы только потребности Турции.
#{intervieweco}«И с российской стороны, и с нашей стороны есть документы, в которых просматривается одна нитка, – сообщил посол 31 июля. – Обсуждается 15,5–16 млрд кубометров газа».
Дипломатический представитель Анкары напомнил о том, что сейчас Турция закупает российский газ через Украину. «Если мы сделаем эту линию (одну нитку «Турецкого потока» – прим. ВЗГЛЯД), то будем получать не оттуда, а напрямую с этой линии. Конечно, если газ будет приходить к нам из России напрямую, нас это устроит», – сказал Ярдым.
Долгое время камнем преткновения оставалась цена поставляемого топлива. 30 июля СМИ со ссылкой на представителей в официальных кругах Турции сообщили, что переговоры Турции и России о строительстве газопровода «Турецкий поток» приостановлены из-за отсутствия ключевого соглашения о предоставлении Анкаре скидки на российский газ. Однако на следующий день Газпром и турецкая компания Botas сообщили о достижении договоренности по скидке на российский газ, она составит 10,25%.
Как отметил посол Турции в Москве Умит Ярдым, цена на газ является на переговорах по «Турецкому потоку» одним из факторов, но не решающим.
Одним из решающих факторов остается внутриполитический. Пока не совсем понятно, кто именно окажется в роли «турецкой стороны» – после прошедших в Турции парламентских выборов, серьезно поколебавших позиции партии президента Реджепа Тайипа Эрдогана, до сих пор не удается сформировать правительство.
4 августа стало известно, что межправительственное соглашение Москвы и Анкары по газопроводу «Турецкий поток» и соглашение о скидке на газ решено подписать одновременно, но после того, как новый кабинет министров приступит к работе. Откладывание подписания соглашений, в свою очередь, может сдвинуть сроки начала строительства газопровода – на что указывал глава Минэнерго России Александр Новак.
Балтийский вариант
Но даже если по какой-то причине прокладка нужного количества труб через Черное море и Турцию застопорится, есть и второй вариант обхода Украины.
Гривач указывает на другой «обходной» проект – «Северный поток – 2». Речь идет о строительстве двух дополнительных ниток к уже имеющемуся «Северному потоку».
В июне Газпром подписал с нидерландско-британской Shell, немецкой E.On и австрийской OMV меморандум о строительстве этих двух ниток. 4 августа Reuters сообщило о том, что в ближайшее время к проекту присоединится французская компания Engie. Как констатировало на днях издание «Ведомости», после подключения к соглашению германской Wintershall и возможного присоединения Engie можно будет окончательно говорить о формировании российско-европейского консорциума. Предварительная стоимость проекта – 9,9 млрд евро.
Запустить две нитки «Северного потока – 2» Газпром планирует до конца 2019 года, т. е. к моменту окончательного отказа от украинского транзита.
«Состояние этого проекта примерно такое же, как и по «Турецкому потоку» – есть меморандум, формируется консорциум, обсуждаются вопросы, – констатирует Гривач. – Но здесь не столь высока степень политизации, учитывая то, что мы в первом случае договариваемся с Германией, в понятной политической среде. А во втором случае имеется транзитер – Турция, которая стоит на пути нашего газа в Европу. И у самого транзитера не все в порядке – беспокоит и внутренняя ситуация, и то, что происходит на границах Турции. Есть дополнительные риски».