Бахтияр Бабаджанов Бахтияр Бабаджанов Откуда у трудовых мигрантов в России тяга к исламу

Основная часть мусульман Узбекистана придерживается «религиозного минимализма», но, оказавшись в качестве трудовых мигрантов за границей, они ищут новые формы коммуникаций с себе подобными.

3 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Зеленский сменил призрачный мир на бесконечную войну

Весьма символично, что «победа» в понимании Зеленского – это теперь война без конца с постоянной эскалацией. Подстраиваясь под понимание Запада о невозможности военной победы над Россией, Зеленский предлагает американцам и европейцам просто вести войну.

5 комментариев
Андрей Перла Андрей Перла Про Армению надо временно забыть

Последние заявления армянского премьер-министра ставят перед нами простой и важный вопрос: что России делать с Арменией? А может быть, вопрос еще проще: стоит ли вообще с ней что-то делать или пусть армяне разбираются с собой сами?

37 комментариев
6 июня 2012, 19:44 • Экономика

Загадочные «растворители»

Россия подозревает Минск в мошенничестве с пошлинами

Загадочные «растворители»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Россия намекнула, что подозревает Белоруссию в мошеннической схеме с перепродажей российских нефтепродуктов. Например, Минск экспортирует нефтепродукты в Нидерланды под видом других товаров, чтобы не платить России пошлину. Только в прошлом году потери российского бюджета составили 700 млн долларов, а в этом году могут вырасти до 2 млрд.

Россия обеспокоена превышением экспорта нефтепродуктов из Белоруссии над возможностями переработки нефти на НПЗ страны, заявил посол РФ в Белоруссии Александр Суриков в среду.

По факту Белоруссия занимается контрабандой российских нефтепродуктов

«Российская сторона обратила внимание, что импорт белорусских нефтепродуктов в РФ вырос по сравнению с 2009 и 2010 годами в разы. И в текущем году вырос уже почти в четыре раза. Это светлые нефтепродукты. Мы обратили абсолютное внимание, что экспортируется больше нефтепродуктов, чем их можно выработать из нефти», – заявил посол.

Российская сторона также «обратила внимание, что в таможенной отчетности Белоруссии появились такие понятия, как «растворители» и «разбавители», в больших количествах на западных флангах», которые не облагаются таможенными пошлинами.

«Эти вопросы сейчас исследуются российской и белорусской сторонами, чтобы не было нарушений, связанных с реэкспортом нефтепродуктов. Такой реэкспорт возможен, но нужно заплатить таможенную пошлину на вывоз, равную российской на вывоз», – пояснил дипломат.

«Мы обратили внимание, понимаем, что иногда бывают нарушения. Этими вопросами занимаются соответствующие экономические структуры», – добавил Суриков, передает РИА «Новости».

Контрабанда

«Белоруссия экспортирует нефтепродуктов больше, чем может произвести. Это значит, что часть нефтепродуктов она покупает у нас и вывозит в третьи страны. В этой ситуации ничего страшного не было бы, если бы белорусская сторона платила в российский бюджет таможенные пошлины за те нефтепродукты, которые покупает в России и экспортирует через свою границу. Однако Белоруссию заподозрили в том, что она вывозит российские нефтепродукты под видом других товаров, которые не облагаются таможенными пошлинами, а значит, недоплачивает в российский бюджет», – поясняет аналитик «ИФД КапиталЪ» Виталий Крюков.

«По факту Белоруссия занимается контрабандой российских нефтепродуктов», – считает аналитик российского Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. Причем, по его мнению, Минск экспортирует российские нефтепродукты не только под видом «растворителей», но и под таможенным кодом «смазочные материалы». «Есть еще одна статья, по которой сейчас начала прослеживаться подобная схема, – это «вещества поверхностно-активные органические» и другие»,  – добавляет эксперт.

Как все начиналось

Сергей Агибалов считает, что подобная схема начала обкатываться в Белоруссии еще в 2008 году. Тогда белорусы экспортировали 90 тыс. тонн растворителей и разбавителей против 5 тыс. тонн в 2007 году. В 2009 году экспорт из Белоруссии этой таможенной категории составил уже целых 1,3 млн тонн.

«В 2010 году объем экспорта растворителей «провалился» почти в пять раз – до 287 тыс. тонн. Это объясняется тем, что в этом году на фоне конфликта между странами Россия ввела на своей границе пошлину на нефть и нефтепродукты для Белоруссии: белорусам стало не так выгодно покупать нефтепродукты у России и экспортировать их в третьи страны», – отмечает Агибалов.

В 2011 году Белоруссия снова получила право беспошлинного импорта нефти и нефтепродуктов из России, мошенническая схема заработала с новой силой: на экспорт белорусы отправили 2,2 млн тонн растворителей и смазочных материалов.

«Мы обратили внимание, что еще в 2011 году Белоруссия резко увеличила экспорт растворителей и разбавителей. Причем в таких объемах, что это вызвало сомнения и вопросы, какие такие заводы в Белоруссии производят столько растворителей и кому они нужны в таких больших количествах. Главными получателями этих товаров были и остаются две страны: Латвия и Голландия», – говорит газете ВЗГЛЯД руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса (Минск) Ярослав Романчук.

В 2011 году Белоруссия экспортировала разбавителей и растворителей на целых 1,41 млрд долларов. Это даже больше, чем по калийным удобрениям – 1,13 млрд долларов. Тогда как именно калийные удобрения всегда были первым экспортным товаром республики.

#{ussr}Только одна Латвия купила в 2011 году 1,5 млн тонн растворителей и разбавителей на 1,1 млрд долларов. Голландия купила целых 480,7 тыс. тонн этого товара на 405,2 млн долларов. Причем в 2010 году Белоруссия вообще не поставляла в эту страну такой товар. Еще на 25 млн и 15 млн долларов этой продукции у Минска купили Эстония и Литва.

В 2011 году также феноменальный рост показали экспортные поставки товарной продукции «мыла, моющих средств, смазочных материалов, пасты для лепки, пластилина»: с 13,23 млн долларов в 2010 году до 352,9 млн долларов в 2011 году.

Как замечает Агибалов, до этого весь мировой экспортный рынок разбавителей и смазочных материалов составлял не более 1,5 млн тонн. Однако Белоруссия всего за один 2011 год произвела более 2 млн тонн этой продукции.

По мнению эксперта Института энергетики и финансов, конечным потребителем российских нефтепродуктов, которые Белоруссия экспортирует под видом других товаров, является Голландия, а Латвия, Литва и Эстония используются как транзит. Так, в прошлом году Белоруссия поставила в Латвию 1,5 млн тонн растворителей, однако в этой стране не было зафиксировано рекордного экспорта от белорусов. Зато погрузка нефтепродуктов в латвийских портах выросла на 2,5 млн тонн. Таким образом, полагает эксперт, в Латвии эти растворители снова превращались в нефтепродукты, которые транзитом отправлялись дальше в Нидерланды.

«Судя по статистике, в начале 2011 года Белоруссия попыталась по такой же схеме поставлять нефтепродукты на Украину. Однако, видимо, Украина пресекла эту деятельность», – замечает Агибалов.

А в ответ – тишина

Об удивительных объемах экспорта химической продукции из Белоруссии эксперты Сергей Агибалов и Ярослав Романчук заговорили еще в прошлом году. Однако российские власти подняли эту проблему только в середине 2012 года.

«Видимо, эта тема стала актуальной сейчас, потому что объемы контрабандного экспорта стали уж очень большие. Если в прошлом году потери российского бюджета от неперечисления белорусами пошлины составили порядка 700 млн долларов, то в 2012 году в связи с резко увеличившейся отгрузкой потери могут составить целых 2 млрд долларов», – указывает Агибалов.

Кроме того, он считает, что в этой проворачиваемой белорусам схеме, скорее всего, участвуют одна–две крупные российские нефтяные компании. «Вряд ли эта схема действует без их ведома. Ведь в 2011 году импорт нефтепродуктов из России в Белоруссию вырос в 5,6 раза, это резкий скачок. Поэтому я думаю, что те российские компании, которые поставляли Белоруссии такой объем нефтепродуктов, понимали, что происходит», – говорит Агибалов.

Набирают обороты

В первом квартале 2012 года среди химических товаров на экспорт, кроме товарной продукции «растворители и разбавители сложные органические» (код ТН ВЭД 3814), выделяется также статья «краски, лаки, эмали и аналогичные покрытия». Их объем производства в Белоруссии за квартал увеличился в целых шесть раз – до 876 тыс. тонн (по сравнению с тем же периодом 2011 года).

Что касается растворителей и разбавителей, то, по данным Белстата, только в одну Латвию в первом квартале 2012 года их было продано более 661 тыс. тонн (в 5,5 раз больше, чем в 2011 году) на сумму 583 млн долларов. В стоимостном выражении это в 6,2 раза больше. Литва купила этого товара на 73,2 млн долларов. А Нидерланды приобрели у белорусов целых 634 тыс. тонн растворителей и разбавителей на 554 млн долларов. «Удивительно, что в списке самых успешных экспортеров страны ни заводов-производителей, ни их коммерческих агентов нет», –  замечает Романчук, называя растворители и разбавители «самыми загадочными экспортными товарами Белоруссии».

Только за первые три месяца года Минск экспортировал 1,3 млн тонн растворителей и разбавителей в Латвию и Нидерланды. Если факт мошенничества имеется, то за этот период российский бюджет недополучил в среднем 390 млн долларов. Так как непонятно, какой вид нефтепродуктов экспортирует Белоруссия, то для расчета берется средняя пошлина на нефтепродукты в 300 долларов.

..............