Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Новый порядок будет с предохранителями

Придумать новую юридическую основу для мира в Европе – задача совершенно не тривиальная. Поэтому доверие в вопросах европейской безопасности должно основываться на физической невозможности для Запада нарушить договоренности.

3 комментария
Глеб Кузнецов Глеб Кузнецов У глобального сбоя Windows есть политическое измерение

Главный публичный враг Китая и России в американском хайтеке. Инициатор и драйвер всех главных процессов против «влияния Китая и России» в киберпространстве. Наш бывший соотечественник. Сегодня он показал, как выглядит трансформация политического, медийного и силового влияния в деньги и технологии и обратно.

0 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Мировой рынок СПГ ждут бои без правил

Геополитическая составляющая в СПГ-конкуренции огромна. По некоторым оценкам, перекрытие Ираном Ормузского пролива и, как следствие, исключение Катара из мировой торговли СПГ способны взвинтить цены на топливо в несколько раз.

4 комментария
30 сентября 2010, 19:33 • Экономика

«Не должно отразиться на стоимости проезда»

Путин предложил застраховать всех пассажиров

«Не должно отразиться на стоимости проезда»
@ Владимир Шпрингель/ВЗГЛЯД

Tекст: Наталья Журавлева

Премьер-министр Владимир Путин поддержал введение обязательного страхования пассажиров на всех видах транспорта. При этом он подчеркнул: страховка не должна повлиять на стоимость проезда. По мнению экспертов, задача трудновыполнимая. Впрочем, пассажиры могут и не заметить изменения цены билета.

В четверг премьер-министр Владимир Путин провел заседание президиума правительства, на котором в том числе рассматривался проект об обязательном страховании ответственности на транспорте.

Билеты, если и подорожают, то незначительно

Путин сообщил, что для защиты интересов пассажиров механизм страхования предлагается распространить на все виды транспорта: железные дороги, морские суда, автобусы, метрополитен и другие. По мнению премьера, «это создаст дополнительные стимулы для того, чтобы транспортные компании вкладывали дополнительные средства в повышение безопасности перевозок».

При этом цена билетов вырасти не должна. «Особо отмечу, что введение обязательного страхования не должно отразиться на стоимости проезда», цитирует Путина ИТАР-ТАСС.

Премьер заметил, что «и сейчас транспортные компании взимают различные сборы с пассажиров». Только вот размеры выплат по страховке «недостаточные», а процедуры получения денег «порой выглядят просто издевательски».

Напомним, обязательное страхование пассажиров железнодорожного и водного транспорта в России отменили еще в мае 2006 года. Минюст зарегистрировал перечень подлежащих отмене документов, куда вошел указ президента от 1992 года об обязательном страховании пассажиров. Устаревший указ, хотя и был социально направленным, вызывал много критики. Предельный размер возмещения составлял всего каких-то 12 тыс. руб.

#{help=436466}

Сейчас же пассажиры автомобильного и авиационного транспорта имеют определенную защиту в рамках закона об ОСАГО и Воздушного кодекса. Между тем пригородные электрички, водный транспорт внутригородского сообщения, переправы и метрополитен, который, заметим, перевозит более 3,5 млрд человек в год, вообще выпали из системы страхования.

Согласно новому законопроекту, подготовленному Минтрансом и представленному на президиуме правительства, страховые суммы для рисков причинения вреда жизни или здоровью на общественном транспорте будут такими же, как и для пассажиров на воздушном транспорте. Так, в случае наступления смерти компенсация составит не менее 2,025 млн рублей, за причинение вреда здоровью не менее 2 млн рублей, еще как минимум 23 тыс. рублей предусмотрено за причинение вреда имуществу.

По расчетам Минтранса, прогнозируемая величина страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика в расчете на одного пассажира составит от 0,010,16 рубля на трамвайном транспорте до 7,3035,59 рубля на морском транспорте.

Выплаты страхового возмещения будут жестко регламентированы. Страховщик должен будет выплатить всю денежную сумму в течение 30 дней со дня предоставления потерпевшим всех необходимых документов. К слову, перечень документов определит правительство. Помимо этого госорган установит минимальный и максимальный пороги страховых тарифов, здесь все будет зависеть от вида транспорта.

По мнению ведущего консультанта компании «ФинЭкспертиза» Дмитрия Ширяева, расходы на страховку, скорее всего, лягут на плечи самих пассажиров.

«Озвученный премьеров вариант экономически нежизненный», заявил эксперт газете ВЗГЛЯД. В лучшем случае, считает он, снизится прибыль компаний. Ширяев предположил, что вначале транспортные компании «проявят уважение» к главе правительства и сразу после введения обязательного страхования цены не повысят. «Но чуть позже у них точно появятся для этого причины, «не связанные со страхованием». К примеру, топливно-энергетическая составляющая, инвестпрограммы и прочее», сказал он.

С этим мнением согласен и аналитик ФГ «Калита-Финанс» Алексей Вязовский. Если правительство попытается заставить платить за страховку перевозчиков, те, в свою очередь, заложат ее стоимость в стоимость проезда.

«Сообщалось, что после принятия закона, цена билета может вырасти на 5%. И похоже, что это еще весьма оптимистичная оценка. По нашим прогнозам и 10% не предел для страховых компаний, некоторые из которых, как известно, тесно аффилированы с крупными перевозчиками», пояснил аналитик.

Прогнозируемый объем рынка обязательного страхования ответственности перевозчиков перед пассажирами с предлагаемыми в законопроекте лимитами примерно 10 млрд рублей, добавляет директор департамента страхования транспортных и морских рисков компании «АльфаСтрахование» Елена Лукьянова.

«Насколько это окажется интересным для страховщиков, будет зависеть от окончательного содержания законопроекта, правильного расчета основных величин, системы базовых тарифов и установленных принципов тарификации», рассказала она газете ВЗГЛЯД.

При этом Лукьянова считает, что застраховать всех пассажиров без подорожания билетов «в принципе реально», но только в том случае, если будет отлажен механизм контроля наличия у каждого перевозчика такого договора страхования.

«Билеты, если и подорожают, то незначительно, считает она. Есть примерные расчеты нагрузки на один билет по различным видам транспорта. В рамках обычной инфляции это подорожание не будет выделяться». Лукьянова не исключает, что часть нагрузки смогут взять на себя федеральные и региональные бюджеты, тем более что и сейчас действуют подобные программы дотаций и компенсаций.

..............