Глеб Простаков Глеб Простаков Китай и Россия сыграют в игру на раскол Европы

Первым в топку экономической войны с КНР американцы бросят Евросоюз, который является вторым по значимости после самих США торговым партнером китайцев. Однако плюшек, которые предлагает Китай, может быть недостаточно для того, чтобы страны ЕС предали гегемона.

0 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев Чем смешны убеганты

«Популяризатор науки» считает, что именно из средств от ее лекций в Европе можно будет составить бюджет нового государства в Монголии. Теперь вы понимаете, каков уровень государственного мышления у людей, которые на Болотной кричали «Мы здесь власть!».

19 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Средней Азии придется играть по новым миграционным правилам

В Бишкеке в Душанбе жалуются на резкое ужесточение контроля за въезжающими гражданами этих стран в Россию. Гастарбайтеров тщательно проверяют на пунктах пропуска, и многих отправляют обратно.

17 комментариев
21 октября 2008, 16:24 • Экономика

Ученые среднего класса

Преподаватели просят денег

Ученые среднего класса
@ Russia.ru

Tекст: Галина Камнева

В России сейчас профессор университета зарабатывает меньше дежурного по эскалатору. Ученые покидают страну или уходят из профессии. Чтобы этого избежать, необходимо вкладывать в науку. Государство должно разработать определенную политику в этой сфере. У России возникла потребность в новом поколении ученых, которые могли бы стать «научным средним классом». Об этом рассказывает Александр Тхостов, профессор МГУ, завкафедры нейро- и патопсихологии.

Университетский профессор зарабатывает меньше, чем машинист метро или дежурный по эскалатору. Насколько безумным и насколько одержимым наукой должен быть человек, чтобы мучиться, 15 лет учиться – и что в результате получить?

Этого нет нигде в мире. В американской науке ученый – это не самый высокооплачиваемый работник, но те деньги, которые он получает, позволяют ему чувствовать себя комфортно и защищенно. Профессор пекинского университета получает 5 тыс. долларов. Для Китая это огромные деньги. Выпускники, заканчивающие американские вузы и приезжающие обратно в Китай, получают бесплатные квартиры при том условии, что они будут работать на государство.

Американцы, например, серьезно отставали от Европы и России. Для них ключевым моментом стал запуск русского спутника в космос. Тогда они поняли, что с наукой нужно что-то делать, и стали целенаправленно вкладывать в нее деньги. Теперь они добились больших успехов.

Вложения в науку – это длительный и сложный процесс. Если завтра остановятся автомашины и шахты, мы это почувствуем очень быстро. Если же в науке будут происходить деградации, то мы увидим это через 10–15 лет. Если мы захотим улучшить ситуацию, то нам потребуется 10, 15, а может быть и 20 лет на решение проблемы, потому что это не происходит за один день: нужно вырастить поколение ученых, нужно его образовать, нужно, чтобы оно созрело. Поэтому должна быть определенная политика в этой сфере.

Кто шел в науку? Люди, которые в каком-то смысле не приспособились к иным сферам. Может быть, менее активные. В лучшем случае – одержимые. Но большого количества одержимых людей не бывает нигде в мире. А уровень науки определяет прежде всего тот слой, который можно назвать научным средним классом. Это те люди, которые составляют основной костяк. Они работают каждый день и создают основной научный продукт.

..............