Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

5 комментариев
11 августа 2005, 21:36 • Экономика

Кредитная тайна в розницу

Кредитная тайна в розницу
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Милена Бахвалова

Кредитные бюро, которые должны начать работу с 1 сентября 2005 года, не вызывают доверия россиян. Число клиентов банка, согласных, чтобы информация о них была направлена в кредитное бюро, значительно меньше числа тех, кто категорически не согласен предоставлять личные данные в «третьи руки». Таков результат собственного исследования Метробанка, обнародованный на прошедшей в четверг Всероссийской межбанковской конференции «Кредитные истории: полшага до БЮРОтизации».

Потенциальные потребители опасаются, что информация об их крупном кредите окажется доступной каждому желающему.

Горький опыт утечки

Кредитные бюро должны решить две задачи: банкам – снизить риски невозврата средств, а потребителям – сделать условия кредитования более доступными

Бюро кредитных историй (БКИ) должны начать работать 1 сентября 2005 года. С этого дня каждый банк, оформляющий потребительский кредит, должен предоставлять в бюро информацию о заемщике. Информация эта может передаваться только с разрешения самого заемщика, однако его несогласие может стать причиной отказа в кредитовании. Также банк будет информировать бюро о своевременном погашении или непогашении кредита.

Со временем кредитные бюро сформируют базу и разделят заемщиков на добросовестных плательщиков, которые аккуратно и в срок погашают долги, и недобросовестных. Теперь уже банки, решая вопрос о выдаче кредита, смогут направить в БКИ запрос о статусе их клиента, тем самым, обезопасив себя от мошенника. Кредитные бюро должны решить две задачи: банкам – снизить риски невозврата средств, а потребителям – сделать условия кредитования более доступными.

Однако россияне такой заботы не оценили. Число клиентов, отказавшихся дать согласие на отправку информации в бюро кредитных историй, превышает число клиентов, согласившихся на эту операцию. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного Метробанком, заявил первый вице-президент банка Валерий Кардашов на Всероссийской межбанковской конференции «Кредитные истории: полшага до БЮРОтизации». В ходе опроса были выявлены две основные причины отказа: неуверенность в сохранении конфиденциальности информации и предположение о том, что информация может быть намеренно изменена при вводе.

Об утечке информации как о потенциальном препятствии работе кредитных бюро банкиры говорили еще в начале лета. В качестве примера они приводили базы данных ГИБДД, МТС, БТИ и прочих организаций, которые можно легко купить на оживленном перекрестке, не говоря уже о радиорынках. Тогда директор по развитию Национального бюро кредитной информации Алексей Волков уверял банкиров, что утечка базы данных невозможна, а в качестве аргумента приводил тот факт, что лишь единожды на рынок попала информация коммерческой организации, все остальные примеры – это базы данных госструктур, где служащие недостаточно мотивированы.

По словам Волкова, кредитные бюро – это коммерческая структура, которая может потерять прибыль или обанкротиться, если допустит хоть одну ошибку. Естественно, заверил он, будет сделано все возможное, чтобы база данных БКИ была недоступна третьим лицам. Однако исследования Метробанка показывают: доводам Волкова не поверили.

Без Сбербанка никак

Председатель российского отделения Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин
Председатель российского отделения Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин

Для полноценного развития БКИ в России необходимо участие Сбербанка. Этот лидер потребительского кредитования отказался участвовать в работе БКИ наравне с другими банками и заявил о создании собственного кредитного бюро, где он будет собирать кредитные истории своих клиентов. Вслед за Сбербанком об аналогичном решении заявил и «Русский стандарт» - банк №2 на розничном рынке России.

На прошедшей конференции председатель российского отделения Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин подчеркнул, что развитие кредитных бюро в России невозможно без участия Сбербанка. «Мы надеемся, что нам удастся убедить Сбербанк направлять имеющуюся у него информацию о заемщиках в какое-либо независимое кредитное бюро», - отметил Янин.

Янин считает целесообразным дать клиенту банка право знать, в какое именно бюро направлена информация об его займе. Пока это право законом «О кредитных историях» не предусмотрено. Также клиент-заемщик должен иметь возможность раз в год посмотреть свое кредитное досье с целью проверки корректности информации, считает Янин.

Впрочем, это не единственная недоработка закона «О кредитных бюро». Ближайшей осенью в закон будут предложены поправки, еще летом обещал зампредседателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков. В частности, они будут касаться обратной силы закона: в будущем банки могут обязать передать в БКИ всю информацию о выданных в предыдущие годы кредитах. Без этой многолетней базы данных, считает Аксаков, работа кредитных бюро еще долго будет малоэффективной.

В настоящее время в России создано порядка 5 кредитных бюро, но они еще не получили лицензии на работу, так как регулятор их деятельности – ФСФР – был назначен правительством лишь неделю назад, и выдача лицензий еще не началась.

..............