24 мая, пятница  |  Последнее обновление — 10:08  |  vz.ru
Разделы

Берегите мозг от взлома

Сергей Худиев, публицист, богослов
Психотренинги часто гораздо опаснее, чем хирургические операции. Тем не менее вполне адекватные люди ходят на них толпами, не задумываясь о последствиях. Это же так удобно – измениться, не делая для этого ничего. Но так не бывает. Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

Либералам не стоит сравнивать Зеленского с Путиным

Андрей Бабицкий, журналист
Сравнивать Путина и Зеленского – все равно что сравнивать мощный авиалайнер и игрушечную модель самолета. К тому же как тут не вспомнить другого кумира либералов и «антагониста» Путина – Михаила Саакашвили. Ну и где он теперь? Подробности...
Обсуждение: 40 комментариев

Терроризму в России сломан хребет

Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Сами того не заметив, мы оказались в новой реальности. Наше государство больше не скрывает свою работу по борьбе с терроризмом, напротив – активно о ней рассказывает. Это значит только одно: ситуация стала полностью подконтрольной. Подробности...
Обсуждение: 11 комментариев

    Зеленский стал шестым президентом Украины

    Экс-шоумен Владимир Зеленский вступил в должность президента Украины. В первой речи в новом качестве он назвал всех украинцев президентами, пообещал добиться мира в Донбассе, приведя в пример сборную Исландии по футболу, и распустил Раду
    Подробности...

    Умерла самая сердитая кошка интернета

    Грампи Кэт - самая сердитая кошка интернета и героиня многочисленных мемов умерла 14 мая на руках у своей хозяйки в возрасте семи лет. Причиной смерти стала инфекция мочевого пузыря. Настоящая кличка кошки - Соус Тардар
    Подробности...
    Обсуждение: 4 комментария

    Россия отмечает День Победы

    В Москве в ознаменование 74-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне состоялся Парад Победы. В нем приняли участие 35 пеших парадных расчетов, более 130 единиц современной военной техники и кабриолеты Аurus. Воздушную часть парада пришлось отменить
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:В МИД оценили необходимость наблюдения за выборами в Раду

        Главная тема


        Во что превратят Украину либертарианцы

        «чего ожидала?»


        Пушков объяснил отказ Нуланд в российской визе

        претензии на суверенитет


        Британия отказалась выполнять решение ГА ООН по архипелагу Чагос

        «хаотичное управление»


        В США назвали причины провала советской лунной программы

        Видео

        устройство общества


        Америку ждет испытание социализмом

        спор за острова


        Япония ищет у россиян ключ к возврату Курил

        новая власть


        Что ждет одиозных министров Порошенко

        торговая война


        Китай приготовил США редкоземельный удар

        викторина


        Каких животных навсегда потеряла Россия?

        Вирус «шестьдесят восьмых»


        Владимир Можегов: Блеск и нищета Первой Оранжевой

        Обреченность на восхищение


        Ольга Андреева: Петр Первый и Сталин – часть одного процесса

        Расцвет либерализма


        Алексей Алешковский: Перебои с хамоном не надо сравнивать с концлагерем

        на ваш взгляд


        Победит ли сборная России на ЧМ по хоккею?

        Человек человеку – волчок

        Фильм Василия Сигарева реалистичен настолько, что от тупой ненависти к происходящему попросту некуда деться

        23 сентября 2009, 20:37

        Текст: Денис Шлянцев

        Версия для печати

        Девочка любит маму, мама девочку – не очень. Вот и весь сказ. Обласканный на «Кинотавре» и ряде других фестивалей «Волчок» Василия Сигарева разделил российскую критику на два противоположных лагеря. Одним не пришлись по душе натурализм и чрезмерная жестокость картины, другие же увидели в ней не лишенную художественных достоинств, но документально зарезанную правду-матку. Никита Михалков был наиболее категоричен: шлак.

        «Волчок» − дебют на режиссерском поприще молодого екатеринбургского драматурга Василия Сигарева. Дебют на удивление крепкий и осмысленный, что и было подтверждено в этом году на «Кинотавре»: призы за лучший фильм, лучший сценарий, лучшей актрисе (Яне Трояновой) плюс приз критики. И это – тот редкий случай, когда с решением жюри хочется согласиться, хотя нельзя не отметить, что приз за лучший фильм выглядит скорее авансом, чем реальной объективной оценкой.

        «Самая беспросветная картина сезона» или «революция с истекшим сроком годности»? «Фильм-покаяние», «фильм-исповедь» или, как выразился Никита Михалков, «шлак»? Тут можно дискутировать до сведения скул, критиков ведь хлебом не корми, дай развести полемику. Увлекшись горячим спором, забросав друг друга ФИО сомнительной известности и энциклопедическими терминами, киноведы совершенно забывают о, собственно, конечном потребителе продукта – аудитории, для которой снимался тот или иной фильм. Обычного же зрителя всегда интересует ответ на один лишь вопрос – стоит ли поход в кино на данную картину кровных денег или нет? Зритель заходит в Интернет, читает рецензии и, чертыхаясь, закрывает окна браузера.

        Попытаемся же в кои-то веки потрафить чаяниям простого зрителя. «Волчок» − совсем не тот фильм, на который надо идти после тяжелой трудовой недели в мыслях развеяться, забыться и отвлечься от действительности. С чем-чем, а с отражением реалий у Сигарева все в полном порядке: реплики персонажей максимально достоверны, ненормативная лексика появляется ровно там, где она нужна, словом, ощущение неестественности речи отсутствует напрочь. В фильме почти нет надуманных диалогов, даже 6-летняя девочка разговаривает так, как положено детям – с повторами, алогичной на первый взгляд инверсией, словами-паразитами, а не так, как заставили ее сказать взрослые дяди и тети. Ну а то, что 80% лексикона непутевой мамаши, выкрашенной хной хабалки (Яна Троянова) составляют «Чо, *ля?» и «Ну и чо, *ля?», так скорее в этом и кроется пресловутая правда жизни, чем в вымученной сценаристом «сухой старой п*дюлине».

        Вместе с тем, «Волчок» рассказывает свою историю ладно, цепко и убедительно, в нужные моменты впрыскивая в вены адреналин и надавливая на слезные железы. Это − не вызывающий зевоту артхаус ради артхауса. Фильм умело балансирует на грани «кино не для всех» и «мейнстрима» − его, извините за пафос, драматический накал вполне может оценить самая разнородная публика.

        Нельзя не отметить динамичную и оригинальную работу оператора (к слову, как и режиссера, дебютанта), выбирающего небанальные ракурсы, обусловленные смыслом и логикой повествования, а также исполнителей главных ролей – Яну Троянову (для нее эта роль также стала дебютом в большом кино) и Полину Плучек, сыгравшую 6-летнюю девочку.

        Последней смело можно прочить славу русской Джоделль Ферланд, правда, с явным акцентом на артхаусе – вряд ли ребенка с настолько затравленным и тяжелым взглядом будут привечать в массовом кино и, тем более, в сериалах.

        Кстати, раз уж зашел разговор о Ферланд: сложно не увидеть связь между «Волчком» и «Страной приливов» Терри Гиллиама. И там, и там дети познают смерть абсурдным (и от того впечатляющим) образом − в обеих картинах режиссеры испытывают на прочность терпение зрителей жестким обращением с несовершеннолетними актерами.

        Из прочих сравнений сразу же напрашиваются «Русалка» Анны Меликян (общей неблагоустроенностью героини, хотя и без того сюрреалистического шарма) и «Кислород» Ивана Вырыпаева. На последнем остановимся подробнее.

        Как и Вырыпаев, Сигарев – выходец из театральной среды. Оба пытались «изменить ландшафт современного театра» и стали ведущими авторами «новой русской драмы», оба переквалифицировались в режиссеры, вследствие чего отхватили большую часть призов недавно прошедшего «Кинотавра». В конце концов, оба режиссера задействовали в качестве главных героев своих спутников по жизни (причем Троянова, с которой в фильме не особенно-то и церемонятся, – законная супруга Сигарева). Но если «Кислород» является чисто формалистским утверждением сразу обо всем, закрепленным ударами лопатой, то с «Волчком» все не так просто.

        С одной стороны, фильм сработан на совесть, и его, несмотря на сомнительность тематики, действительно интересно смотреть. С другой же, раздражает некая поверхностность и навязчивость символики Сигарева. «Волчок» − это и игрушка, и, простите за переиначенную цитату из ВИА «Крематорий», маленькая девочка со взглядом волчонка, и «придет серенький волчок» из колыбельной.

        Из этого не делается никаких выводов, автор просто наблюдает тяжелую жизнь одной девочки на протяжении нескольких лет, а потом оставляет ее. Зритель бы и рад сделать собственный вывод, найти мораль, но отвращение к главной героине, фактически сломавшей жизнь собственной дочери, отбивает все желание анализа. Зритель, в конце концов, не понимает, ради чего он посмотрел не самую приятную ленту. Где, блин, обещанный катарсис?

        Прав был режиссер фильма, во время представления зрителям Яны Трояновой заявивший: «Через полтора часа вы все будете ее ненавидеть». Только вот ненависть – не самое приятное чувство, хотелось бы испытывать его как можно реже.



         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............