Взгляд
3 октября, понедельник  |  Последнее обновление — 08:46  |  vz.ru
Разделы

Мы должны снова стать страшными для врагов

Герман Садулаев
Герман Садулаев, писатель, публицист
Мы должны показать полную решимость сражаться. Так мы сможем избежать большой войны. Никому не рассказывайте, что на самом деле мы мирные люди. Это наша военная тайна. Подробности...
Обсуждение: 31 комментарий

Болгарский тупик для России

Вадим Трухачёв
Вадим Трухачёв, политолог, кандидат исторических наук, доцент РГГУ
Всё говорит о том, что в Болгарии как был, так и остался огромный разрыв между мнением народа и поведением власти. Потенциально люди вроде бы не против России, но зачастую голосуют за русофобские партии. Подробности...
Обсуждение: 11 комментариев

Вашингтон гонит вассалов на войну

Владислав Исаев
Владислав Исаев, политолог
Заявление НАТО о жестком ответе на удары по европейской инфраструктуре, которое так удивило публику, вполне вероятно, относится не к прошлым диверсиям, а к будущим. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Оба газопровода «Северный поток» выведены из строя

На газопроводах «Северный поток» и «Северный поток – 2» обнаружены три утечки газа. Европейские чиновники считают диверсию одной из наиболее вероятных причин повреждения. В Швеции сообщили о двух мощных взрывах в районах ЧП
Подробности...

В школе № 88 Ижевска неонацист застрелил 13 человек

Утром в понедельник злоумышленник устроил стрельбу в школе № 88 в Ижевске, после чего покончил с собой. По данным СК, мужчина был одет в черную майку с нацистской символикой и балаклаву. По последним данным, погибли 13 человек, среди которых семь детей
Подробности...

На бывшей Украине проходят референдумы о вступлении в состав России

В пятницу в Донецкой и Луганской народных республиках, а также на освобожденных территориях Херсонской и Запорожской областей начались референдумы о вступлении в состав России. Участники голосования уверены, что мир может принести только Россия. Голосование продлится по 27 сентября
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...
19:30
собственная новость

Названы сроки создания модельных библиотек в Ставрополье

Модельные библиотеки откроют в Благодарненском, Георгиевском и Левокумском округах Ставрополья в 2022 году по нацпроекту «Культура», сообщила министр культуры края Татьяна Лихачева.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: В НАТО испугались начала испытаний российского подводного ядерного беспилотника «Посейдон»

    Главная тема


    Куба приняла суверенное решение по гей-бракам

    «позор президента»


    Шарий: НАТО вновь унижает Зеленского

    Активы и пассивы


    Названы главные приобретения России на новых территориях

    спор с королем


    В Times узнали о конфликте Лиз Трасс и Карла III

    Видео

    морская инфраструктура


    Зачем Европу пугают новыми подрывами газопроводов

    зона боевых действий


    Западных наемников завлекают на Украину двойным тарифом

    наихудший сценарий


    Диверсии на «Северных потоках» приблизили мир к глобальному конфликту

    боевая подготовка


    Как мобилизованных готовят для спецоперации

    настоящая история


    Как Россия сберегла свой ядерный щит

    кому выгодно


    Максим Соколов: Взрывы «Северных потоков» – классический casus belli

    сможем ли простить?


    Алексей Токарев: Что ждет уехавших и не уехавших

    исторические документы


    Геворг Мирзаян: Что будет после референдумов

    на ваш взгляд


    На что больше похожа авария на морском газопроводе «Северный поток»?

    Смерть на складе

    Эта философская картина эпического размаха и хронометража пытается затронуть все самые болезненные вопросы
       27 марта 2009, 15:58
    Фото: sonyclassics.com
    Текст: Денис Шлянцев

    Режиссерский дебют сценариста Чарли Кауфмана в оригинале носит название «Синекдоха, Нью-Йорк». Эта философская картина эпического размаха и хронометража пытается затронуть все самые болезненные вопросы – о старении, смерти и творческом застое, любви, измене и супружестве. Сосредоточься режиссер на чем-нибудь одном, глядишь, вышел бы шедевр.

    При запросе «Нью-Йорк, Нью-Йорк» Интернет выдает три ссылки – на одноименный фильм Мартина Скорсезе 1977 года и на два телесериала 1966-го и 1967 года производства.

    Режиссер и сам уже мертвец, живущий между двумя мирами, где сбита хронология, а поступки подчинены дьявольской абсурдной логике

    Отважные российские прокатчики, видимо, не испугались очевидной переклички с мюзиклом Скорсезе, их привело в трепет незнакомое слово «синекдоха», отдающее «синагогой», «дохой» и «анекдотом» одновременно. Если же учесть, что в мае в прокате появляется альманах короткометражных лент, объединенных под названием «Нью-Йорк, я люблю тебя», то определенная путаница этим релизам обеспечена.

    Режиссерский дебют самого оригинального и, возможно, единственного известного широкой публике сценариста Голливуда («Быть Джоном Малковичем», «Вечное сияние чистого разума») неоригинально страдает от болезни, присущей чуть ли не всем амбициозным дебютантам, – им хочется высказаться обо всем сразу: о смерти, о любви, о детях, о современном искусстве, о старении, о творчестве, об импотенции, о болезнях, о сумасшествии, о доппельгангерах и статистах, в конце концов.

    Впрочем, в пересказе сюжет выглядит довольно просто, хоть и не без фирменного кауфмановского абсурда: стареющий театральный режиссер (Филипп Сеймур Хоффман) каждое утро просыпается с новой болячкой, читает некрологи в газетах, смотрит с маленькой дочкой телеканал, по которому показывают мультфильмы о смерти и супружеской измене, ходит на работу, где ставит «Смерть коммивояжера» Артура Миллера.

    На улице, кажется, сплошной столь любимый поэтами октябрь – «начало конца», а «выбор собственной смерти – непростое решение». Однажды унылый мир режиссера рушится: его бросает жена (Кэтрин Кинер), современная художница, рисующая микроскопические портреты обнаженных женщин, и уезжает в Берлин вместе с дочкой. Озверев от страха смерти и одиночества, режиссер заводит интрижку с продавщицей театральных билетов (Саманта Мортон), последняя живет в перманентно горящем доме (натурально, везде очаги возгорания и дым стеной).

    Он выигрывает грант фонда МакАртура и решает поставить «важную, искреннюю и жесткую пьесу», непременно в Нью-Йорке. В грандиозной пьесе, название которой он никак не может придумать («Симулякр»? «Неизвестные, нецелованные и непотерянные»? «Тусклая луна освещает тусклый мир»?), он собирается проникнуть в суть каждого человека, для чего раздает всем актерам записки, «подобные той, что я каждое утро получаю от Бога».

    Текст в записках примерно такой: «Вы проснулись, у вас защемило в груди», «Вы посмотрели на жену как на незнакомку». Спектакль обещает быть невиданным по своему масштабу, а грант все никак не кончается, поэтому режиссер воздвигает настоящую модель Нью-Йорка внутри заброшенного склада. В репетициях проходит 17 (!) лет.

    Смерть – от старости или от несчастных случаев – все плотнее и плотнее сжимает свое кольцо вокруг режиссера и его труппы. Да режиссер и сам уже мертвец, живущий между двумя мирами, где сбита хронология, а поступки подчинены дьявольской абсурдной логике. За два часа хронометража перед глазами зрителя проходит жизнь не только главного героя (как, например, в «Загадочной истории Бенджамина Баттона»), но и даже второстепенных персонажей, в которых – а они постоянно меняются именами и стареют – несложно запутаться.

    Возникает множество соблазнов. Первый – воскликнуть: «Да это же новые «Восемь с половиной»!» Второй – рассмотреть картину как метафору современного мегаполиса, насыщенного и многогранного, третий – заглянуть, наконец, в словарь и выяснить, что такое эта самая синекдоха. Вдруг поможет раскрыть, так сказать, авторский замысел.

    Синекдоха – литературный троп, обозначающий смысловой перенос с частного на общее, название целого по его части. Говоря проще, когда говорят «я съел целую тарелку», подразумевают «я съел пищу, которая находилась в тарелке», а не саму тарелку.

    Нью-Йорк для персонажа Филиппа Сеймура Хоффмана, потерявшегося и запутавшегося постановщика пьес, чье существование срослось в гигантскую мозаику с окружающими его людьми и персонажами (между первыми и вторыми зачастую нет никакой разницы), – это синекдоха той модели Нью-Йорка, в котором происходит действие спектакля и, в конечном итоге, его собственной жизни.

    «Все во мне и я во всем», – эта тютчевская фраза могла бы стать эпиграфом к фильму. Но Кауфман сознательно выбрал единственной отчетливой рифмой ко всему происходящему «смерть». Смерть и забвение.

    «Ты боролся за существование, а теперь ускользаешь из него… Раньше ты ехал – куда-то, откуда-то. А теперь тебе остается просто ехать. Отсчитывать время», – говорит голос в голове режиссера. Он же командует ему: «Умри».


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •