26 июня, среда  |  Последнее обновление — 16:45  |  vz.ru
Разделы

Времена Грибоедова и Мимино давно прошли

Алексей Алешковский, сценарист
Россия дала свободу республикам, которые не захотели дать свободу своим народам. Эмоциональный ответ на национальный вопрос обусловлен тем, что свой кусок никто добровольно отдавать не хочет. Подробности...
Обсуждение: 39 комментариев

В Германии идет тихая гражданская война

Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Что-то странное происходит в Дойчланд. Все вдруг начали бороться с крайне правыми – вплоть до загадочных смертей. Тогда как реальная угроза стране, да и миру исходит от крайне левых. Стреляют и те и другие. Подробности...
Обсуждение: 25 комментариев

Эрдоган попал в сложную ситуацию

Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Партия Реджепа Эрдогана проиграла выборы в Стамбуле – второй раз подряд за три месяца. И это поражение уже называют началом конца правления турецкого султана. Подробности...

    Беспилотник-разведчик в виде совы создали в России

    В России создан военный беспилотник в виде полярной совы. Новинку показали на форуме «Армия-2019». Среди главных достоинств дрона – незаметность. Кроме того, для своего небольшого веса он обладает серьезной технической начинкой
    Подробности...
    Обсуждение: 4 комментария

    Во французском Ле-Бурже открылся международный авиасалон

    Во Франции стартовал международный аэрокосмический салон «Ле-Бурже – 2019». В мероприятии примут участие 48 стран и более 300 тыс. человек. Шире всего в Ле-Бурже будут представлены разработки компаний из Франции, США, Германии, Британии, Италии, Израиля и России
    Подробности...

    Чернобыль переживает туристический бум

    После выхода британского мини-сериала «Чернобыль» поток туристов в Чернобыльскую зону отчуждения вырос в разы. В Припять массово возят групповые экскурсии, а в соцсетях можно найти тысячи фотографий посетителей Зоны
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Шойгу назвал главную цель Запада в информационной войне с Россией

        Главная тема


        Океанское могущество США оплачено страданиями маленького народа

        «ущемление в правах»


        В Кремле ответили на выдвинутые ПАСЕ условия

        «тупые животные»


        Шарий дал емкое определение украинской делегации в ПАСЕ

        скандал с курсантами


        Спецназ ГРУ превращают во «второй сорт»

        Видео

        провал украинизации


        Россия выбрала союзника на Ближнем Востоке

        звезда Instagram


        Установлена личность девушки из Тбилиси с оскорбительным плакатом в адрес России

        «очень спешил»


        Нарушитель установил рекорд скорости на Крымском мосту

        «гостеприимная страна»


        Los Angeles Times посоветовала американцам съездить в Крым

        викторина


        Каким был первый день великой войны?

        Лево-зеленое безумие


        Игорь Мальцев: В Германии идет тихая гражданская война

        Президент в осаде


        Геворг Мирзаян: Эрдоган попал в сложную ситуацию

        Братья грузины


        Алексей Алешковский: Времена Грибоедова и Мимино давно прошли

        на ваш взгляд


        Вы будете бойкотировать грузинские товары после антироссийских выступлений в Тбилиси?

        Вот та молодая шпана

        В прокат выходит «Короткое замыкание» – альманах из пяти короткометражек от лучших, как считают некоторые, молодых режиссеров России

        13 ноября 2009, 21:49

        Текст: Денис Шлянцев

        Версия для печати

        Сколько нужно режиссеров, чтобы вкрутить лампочку? Правильный ответ – пять. И хотя не все они, как в анекдоте, действительно прилагают усилия, зато принадлежат к так называемой «новой волне российского кино». «Короткое замыкание» – альманах пятерых постановщиков, уже названный отдельной кинопрессой «гениальным», но разнесенный в пух и прах Никитой Михалковым и Станиславом Говорухиным. Впрочем, последнее обстоятельство тоже можно счесть комплиментом.

        В прологе «Короткого замыкания» пять режиссеров делают заказ у барной стойки: Борис Хлебников просит налить ему сто грамм водки, Иван Вырыпаев – минеральную воду без газа, Петр Буслов – эспрессо, Алексей Герман-младший – 36 порций виски и нитроглицерин, а Кирилл Серебренников – кипяток, «ну, обычный кипяток из чайника» с лимоном. Данная композиционная шутка становится понятной только после просмотра всех пяти новелл.

        Вышеназванных постановщиков объединяет свежий (или кажущийся таковым) взгляд на российские реалии. Для трех из них новелла в альманахе – третья работа в кино, для оставшихся – четвертая. Двое сначала состоялись в театре и только потом – на большом экране. Ну а сплотила всех пятерых в данном проекте, как заметил Алексей Герман-младший, «органическая необходимость» сделать высказывание на наболевшую тему. То есть не «тоска по мелодраме», не стремление заработать, а, как бы банально это ни звучало, «тяга к искусству».

        Что до метафоры, вынесенной в заголовок фильма, расшифровывается она просто: любовь как случайная вспышка. Причем речь о вспышке настолько сильной, что может привести и к пожару.

        С точки зрения композиции, альманах выстроен крайне удачно (по крайней мере, представленный материал было бы сложно скомпоновать иначе), а открывает «симфонию» лиричный, не чурающийся бытовых шуток, легковесный, но далеко не пустой «Позор» Бориса Хлебникова.

        #{photos=348002}Постоянный актер Хлебникова Александр Яценко играет здесь Сашу – провинциального журналиста безымянной газетки. Его отправляют со служебным заданием написать про конфликт жителей с неким ЖКХ по поводу ремонта некой теплотрассы. Однако все внимание Саши внезапно поглощает надпись «Оля сиська», стену с которой ревностно охраняет дворовый гопник со всеми полагающимися атрибутами – трениками, вытянутыми на коленях, семками и мобилой с доносящимся из нее музлом. Сила печатного слова завораживает Сашу настолько, что он решается найти Олю-сиську и сообщить ей о том, какие чувства она пробуждает у шпаны.

        Эта незамысловатая в общем-то история, развернувшаяся в столь любимых Хлебниковым обшарпанных дворах спальных районов, подана с большим юмором, внимательна к мелочам и снабжена абсурдом в той необходимой доле, чтобы стать трогательной.

        Далее следует «Ощущать» – еще один из «манифестов» Ивана Вырыпаева, снятых в, простите за выражение, «oxygen»’ной эстетике. Тут все просто – если вы до сих пор в восторге от выдаваемых за поток сознания и истину в последней инстанции экзерсисов драматурга и режиссера, то «Ощущать» придется вам по душе.

        Возможна и обратная реакция: аллергия на гопнические интонации актера Алексея Филимонова, призывающего отключить рацио и включить чувства, ненатурально раскрашенную Каролину Грушку и картинку под «хоум видео».

        Впрочем, есть и ложка меда – выносим благодарность Вырыпаеву за демонстрацию киногеничности песен позднего «Аукцыона».

        Автор «бандитских эпосов», обогативших Сергея Шнурова, Петр Буслов рассказал самую внятную историю – «Срочный ремонт», но, к сожалению, не смог обойтись без кровищи и членовредительства. Короткометражка о том, как глухонемой сапожник влюбляется в пару белых туфель от Dior и начинает грезить об их обладательнице, как-то по-хорошему старомодна, наполнена понятными символами и могла бы стать лучшей новеллой сборника, однако страсть режиссера к неуместной драматизации сыграла с ним злую шутку, превратив камерную love story в пафосную трагедию.

        Важно отметить, что одну из главных ролей здесь играет лампочка, перегорающая в самый ответственный момент.

        Самая тяжелая часть альманаха принадлежит Алексею Герману-младшему. Его «Ким» исполнен многозначительности, отсылает к «Полету над гнездом кукушки» и предъявляет пустынные пейзажи затерянного где-то в Северном море острова. Именно туда, в полуразрушенную лечебницу для душевнобольных, привозят бывшего циркового артиста Кима, который умеет голыми руками зажигать лампочки. Больные (те, кто еще способен на проявление чувств) радуются, медперсоналу все равно – все хотят покинуть это место, но не у всякого получается. Сам Ким влюбляется в строгую медсестру, которая ласково называет его «дурачок». Но любовь не стала пропуском на свободу, и Ким смирился со своей участью.

        На этом часть adagio благополучно завершается, и в дело вступает «Поцелуй креветки» – сочный перформанс Юрия Чурсина под руководством Кирилла Серебренникова. Податливый материал для экспериментов Серебренникова, то есть, собственно, Чурсин, облаченный в сюрреалистичный костюм человека-креветки, пристает к прохожим, пытаясь заманить их в ресторан морской кухни.

        Промоакция проходит довольно бурно, благодаря нестандартному подходу «морепродукта» к рекламе: герой Чурсина, произнеся обязательный рекламный текст, целует прохожих, среди которых попадаются женщины бальзаковского возраста и веса, десантники на отдыхе, пирсингованные бородачи и милиционеры в исполнении современных художников Германа Виноградова и Владимира Дубоссарского.

        «Поцелуй креветки» дистанцирует себя от других частей альманаха: прежде всего, это подчеркнуто НЕ фильм, а перформанс, что уже послужило поводом для гневной критики и выкриков «вон из профессии!». Как бы там ни было, выжившие после германовской медитации в обществе душевнобольных должны быть благодарны именно Серебренникову, возвратившему им приподнятое настроение и выровнявшему общее послевкусие от этого неоднородного, но, безусловно, небезынтересного альманаха.



         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............