Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

0 комментариев
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Социализм заложен в человеческой природе, сопротивляться ему бесполезно

Максимальное раскрытие талантов и не невротизированное население – вот плюсы социализма. А что делать с афонями, как мотивировать этот тип людей, не прибегая к страху – отдельная и действительно большая проблема из области нейрофизиологии.

69 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

44 комментария
2 сентября 2007, 09:56 • Культура

Судовой журнал эдинбургского пассажира

Голая Машель Пфайфер и гей Де Ниро

Судовой журнал эдинбургского пассажира
@ Reuters

Tекст: Владислав Поляковский

Нынешний Эдинбургский кинофестиваль критиков радует. Гвоздем программы стала «Звездная пыль», почти одновременно появившаяся в русском прокате. Такого сильного актерского состав в фэнтези-фильме мы, кажется, не видели еще никогда: Мишель Пфайфер, Роберт Де Ниро, Сиена Миллер, Клэр Дэйнс, прославившийся «Казановой» молодой Чарли Кокс и даже патриарх Питер О’Тул в эпизодической роли.

Подобная команда, сделавшая бы честь и «Властелину колец» с «Гарри Поттером» за компанию, свое, конечно, отрабатывает по полной. Чего только стоит скидывающая с себя одежду перед зеркалом только что омолодившаяся Мишель Пфайфер или Де Ниро, играющий капитана пиратов – гея.

Начинается фильм традиционно для своего жанра со сцены мастурбации, впрочем, весьма и весьма смешной

Кстати, это, кажется, первый раз, когда авторы выводят персонажа нетрадиционной ориентации в ряд главных героев фэнтези. Так или иначе, работа получилась шикарная, но вряд ли тянущая по масштабу соревноваться с упомянутыми конкурентами. Впрочем, она на это и не претендует.

Хотя «Звездной пылью» Эдинбург отнюдь не исчерпывается. Отметивший в прошлом году свое 60-летие фестиваль, так сказать, вступил в своего рода новый эон. С этого года руководителем фестиваля стала известный кинокритик Хана Макгилл, которая тут же приняла ответственное решение: со следующего года перенести фестиваль с августа на июнь в целях удобства для всего киномира. Нововведение спорное, хотя и довольно выгодное для Эдинбурга, и так вне всякой меры перегруженного фестивальными событиями.

Первый блин у Макгилл, кажется, удался на славу: критики в один голос признают нынешнюю программу чуть ли не самом сильной за последние несколько лет. Это уже не говоря о приглашенных звездах: актеры Крис Купер, Саманта Мортон, писатели Ирвин Уэлш и Майк Уайт, а ведь еще была Стокард Шэннинг, и Джулия Дельпи… Но красивые женщины и талантливые актеры в Шотландии не новость. Вернемся к фильмам.

Рядом со «Звездной пылью» уютно примостился на постаменте зрительских симпатий «В поисках полночного поцелуя» – поистине открытие этого года. Снятый почти бесплатно традиционный, казалось бы, штатовский инди оказался настолько ювелирной работой, что зрители с критиками готовы с него пылинки сдувать. Начинается фильм традиционно для своего жанра со сцены мастурбации, впрочем, весьма и весьма смешной.

Как обычно, довольно важное место на фестивале занимает музыка. Более всего это заметно по дебютной работе Антона Корбийна – «Контролю». История Йана Кертиса, фронтмена группы «Джой Дивижн», полна необычных режиссерских ходов и находок – полна настолько, что сама история, учитывая ее так и просящуюся на глаза «селебрити-часть», как-то оказывается на втором плане. Как раз в этом фильме играет Саманта Мортон, ну и Сэм Райли, конечно.

Но больше всего, оставляя позади даже звездную «Звездную пыль», порадовал критиков, да и жюри фестиваля «Рататуй». Слово, вызывающее в России смутные ассоциации не то с чем-то неприличным, не то с полуфабрикатами из супермаркета, теперь цветет и пахнет. Вот именно. Что пахнет – новый анимационный фильм в духе «Тачек» крутится вокруг мышонка, который захотел стать поваром. Жалко, никто еще не додумался, как через кино передавать запахи: вся картина просто ломится от обилия всевозможной еды, еще больше, чем от шуток.

«Пиксар», вероятно, вообще люди увлекающиеся: были гонки, теперь еда, ну прямо все для мужчин. Остается надеяться, что «Рататуй» не так сильно разочарует по результатам проката, как машинки из предыдущего творения, – хотя сейчас все идет к тому, что отнюдь не разочарует. А мышонок поваром все-таки стал. Как в анекдоте про чукчу – генерального секретаря.

Видимо, «Рататуй» отдельно пришелся по вкусу новому директору фестиваля, которая даже назвала его одним из немногих высококачественных работ в этом году. Макгилл однозначно собирается менять саму структуру фестиваля, пытаясь сделать его крупнее, масштабнее и – как бы это сказать – поголливудистее, что ли. Понятно, что традиционная публика Эдинбургфеста, считающая его крупным европейским кинофестивалем, подобному повороту не обрадуется.

С одной стороны, фестиваль действительно европейский, и голливудскость ему не к лицу. С другой – за историю существования он все-таки не встал в один ряд с Венецией, Каннами и Берлином. Таким образом, в Европе проходят все крупнейшие кинофестивали мира (помним, что «Оскар» – это не фестиваль, а премия), и Эдинбург в их компании как-то уже и не смотрится. Конечно, в столице Шотландии и так проходит чересчур много всего, но та политика, которую избрала Макгилл, вполне может сделать кинофестиваль одним из самых прибыльных, а не только престижных событий Эдинбурга.

Это вообще некий поворотный момент в концепции фестивалей. Как правило, есть что-то одно, основное: прибыль или престиж, за которым, как ведомый, следует другое. Так у зрителя создается иллюзия, что присутствует и то, и то.

Однако на самом деле многие более или менее крупные фестивали все чаще решаются на, как это по-нашему, «передел концепции». То есть просто престиж иногда не соответствует уровню необходимой прибыли, и им приходится жертвовать. Обратная ситуация случается реже, но и такое бывает.

Ну и плюс есть незыблемое.

Есть устоявшиеся занимаемые ниши. Именно согласно этим нишам «Оскар» давали «Титанику», а венецианский фестиваль выигрывали картины из Китая. У кого-то спецэффекты, у кого-то мультикультурные коммуникации, у кого-то проблемы сексуальных меньшинств и наркомания и т.д. Каждая институция в мире кино четко привязана к собственному флангу кинематографа, который она, соответственно, по мере сил и возможностей легитимизирует.

Но теперь все медленно, но уже заметно меняется. Может быть, все изменилось, когда «Оскар» получила «Горбатая гора». Может быть, было еще что-то не менее важное. Но уже заметно: различные институции постепенно меняют спектр своей деятельности и тихонько тырят жанры друг у друга.

..............