17 января, четверг  |  Последнее обновление — 14:40  |  vz.ru
Разделы

Русским нельзя бросать своих

Андрей Бабицкий, журналист
Большую часть приговоренных к депортации на Украину удалось отвоевать. Но даже одна человеческая жизнь, прокрученная в бюрократической мясорубке, – это слишком много. И это веский повод для злорадства наших врагов. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Как Минздрав гидру курения победил

Сергей Лукьяненко, писатель
Во всем мире, от демократических Европ и до тоталитарных Азий, в аэропортах есть курилки. У нас их нет и не будет. Мы не Европа и не Азия, не Антарктида. Мы всегда идем своим путем, а Минздрав ведет нас. Подробности...
Обсуждение: 35 комментариев

Пора просыпаться от летаргического сна

Антон Любич, экономист
Все ждут, когда «станет как раньше». А так уже не будет. Ибо «в одну реку нельзя войти дважды». Об этом еще Гераклит предупреждал. Но он был не «технократом», поэтому и мысли его нынче не в моде. Подробности...
Обсуждение: 37 комментариев

    В Детройте открылся ежегодный Североамериканский международный автосалон

    Первая автомобильная выставка в Детройте состоялась в 1889 году. Спустя почти 100 лет автосалон из преимущественно регионального события стал событием международного уровня. Корпорация Toyota в этом году в Детройте представила свое спорткупе Toyota GR Supra. В Европе автомобиль поступит в продажу лишь летом, и для покупки будет доступно лишь 900 авто
    Подробности...

    Взрыв газа разрушил многоэтажку в ростовских Шахтах

    На девятом этаже жилого дома в городе Шахты Ростовской области взорвался газ. Повреждены четыре квартиры на девятом и восьмом этажах. На данный момент известно об одном погибшем, судьба еще четырех неизвестна. Из дома эвакуированы 140 человек
    Подробности...

    В Москве затопило крупный транспортный тоннель

    В четверг утром в Москве из-за подмыва грунта затопило Тушинский тоннель на Волоколамском шоссе под Каналом имени Москвы. Закрыто движение на этом участке и на внутренней стороне МКАД. Остановить грязевой поток пока не удается, в городе создан оперативный штаб
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Асад заявил о попытках разделить церковь в Сирии по украинскому сценарию
         |  vz.ru

        Читайте также

        Солнечная лихорадка

        Хит-парад прозы июньских номеров толстых журналов: семинаристы, пасечники, зеки
        Прошу любить и жаловать: хит-парад прозы шестых номеров «Октября», «Знамени» и «Нового мира»…    26 августа 2007, 13:46
        Фото: GettyImages
        Текст: Кирилл Анкудинов (г. Майкоп)

        Две новости: одна хорошая, другая – занимательная. Новость номер раз: наконец-то мне удалось совместить в обзоре материалы трех журналов одного месяца. Новость номер два: под воздействием летнего солнца писатели всемерно усилили свои потенциальные свойства – июньские публикации либо отменно хороши, либо по-своему интересны. Прошу любить и жаловать: хит-парад прозы шестых номеров «Октября», «Знамени» и «Нового мира»…

        Спасибо Солнцу (от 13 до 7 баллов)

        13. Леонид Юзефович. Язык звезд. Рассказ. «Знамя», № 6.

        Россия, ХХ век, 90-е годы. Безработный историк пытается подкормиться сочинением научно-популярных очерков. Всякий раз его труды оказываются напрасными: в течение недели меняется руководство издания, с которым он заключил соглашение, а стало быть, и концепция издания; текст в очередной раз приходится переписывать. Наконец бесследно исчезает само издание.

        «Бывает «великолепное пижонство»; так вот, перед нами оно самое»

        Изящная мистификация (история «воскресшего цесаревича Алексея», конечно же, мнимого) в оправе из серебра ядовитого блеска. По мне оправа ценнее «бриллианта»: писать о недавнем прошлом неизмеримо сложнее, чем о прошлом более-менее далеком и экзотичном. Юзефович наделен уникальным язвительным чутьем на историю. Как выяснилось, оно распространяется и на ближайшие к нам годы. Когда я читал «о 90-х», пищал от восторга – столько гротескно-точных «примет времени»!

        12. Наталия Червинская. Переселение душ. Рассказы. «Знамя», № 6.

        Редкий пример очень умной и очень трезвой прозы. Кому-то может показаться: чересчур умной и чересчур трезвой. А потому – злой. Червинская глядит на своих героев без иллюзий. Но это не значит, что она их не жалеет. Жалеет – и совково-полудиссидентскую богему, и «американцев во втором поколении», и бедолажную гомосексуально-наркотическую парочку. Все обречены. Всех жалко.

        11. Василина Орлова. Здешние. Повесть. «Новый мир», № 6.

        Психологически убедительные фрагментарные заметки «о жизни и о себе». Фишка в том, что автор пребывает на пограничье двух сред – церковной и мирской. Не обходится без «комплекса неофита»: все церковное автору видится добрым и прекрасным (все семинаристы трогательно-милы, все старушки-богомолки – очаровательны), а все мирское, соответственно, скверным, уродливым и бессмысленным. Думаю, это скоро пройдет.

        10. Линор Горалик. Короче. 42 довольно коротких рассказа. «Новый мир», № 6.

        Цикл миниатюр – сюжетных новелл и бессюжетных эссе – профессиональный, эстетский и довольно холодный. Некоторые из текстов Горалик занимают половину страницы, некоторые – половину строки. Общее впечатление: «так пишут в Европе». Кстати, и тематика – совершенно европейская: чистенькое одиночество, опрятное старение.

        9. Ильдар Абузяров. О нелюбви. Рассказы. «Октябрь», № 6.

        Вкусные джазово-эротические импровизации. Приморский город. Набережная. Бар. Загадочная незнакомка. Изысканные краски, пряные запахи, неутоленные тайны. Бывает «великолепное пижонство»; так вот, перед нами оно самое. К сожалению, с определенного момента начинает казаться, что рассказы Абузярова слишком затянуты. Затем это ощущение усиливается. Представьте дискотеку, на которой одни медляки. Неправильная это дискотека.

        8. Роман Солнцев. Братья-пасечники. Рассказы. «Новый мир», № 6.

        Посмертная публикация Романа Солнцева. Воспоминания: деревенское детство, отец, пасечники-инвалиды, погубленные из-за капризов партийного самодура.

        7. Илья Кочергин. Я внук твой… Повесть. «Знамя», № 6.

        Автора пригласили по культурной программе в Бельгию; на фоне раутов, ратуш, прекрасных бельгиек и столь же прекрасных прочих иностранок он разбирается в сложных чувствах к своему деду – крупному партфункционеру сталинской эпохи.

        Повесть Кочергина написана грамотно и красиво. Тревожит только то, как рано молодые, в общем, ребята стали творить специфическую «писательскую литературу» – велеречивую, вальяжную, со знанием дела подающую образ себя любимого.

        Пора в тенек (от 6 до 2 баллов)

        6. Леонид Грабарь. Жемчуга от Тет-а-Тета. Повесть. Вступление и публикация Евгения Голубовского. «Октябрь», № 6.

        Бездонные архивные закрома начали мелеть и исчерпываться. Ложка публикаторов заскребла по дну. В ход пошли совсем уж малозначительные находки…

        Леонид Грабарь-Шполянский. Советский сатирик 20-х годов. Был репрессирован. Прискорбно, конечно же; но ярче от этого его имя не засветилось. Читаешь бесхитростную повестушку Грабаря, ни на микрон не выходящую за рамки «юмора 20-х годов» и думаешь: вот – неумелый эскиз к будущему Ильфу-Петрову, а вот – тусклые предынкарнации Валентина Катаева, Булгакова, Кольцова, Зозули. Все, что будет явлено прекрасным, завораживающим, полетным, блистающим, предварительно прошло через серую халупу скромного поденщика-починщика. Почивайте, короли и принцы, Бендеры и Воланды, в следующей жизни вы не узнаете себя. Эта смутная тьма, эта темная хмарь вам приснилась.

        5. Константин Костенко. Письма к сыну графа Ч. Пьеса для чтения. «Новый мир», № 6.

        Стилизованные поучения английского джентльмена, обращенные к предметам сугубо современным и отнюдь не джентльменским. И такое возможно. Но для чего? Чтобы в очередной раз упиться мазохистским наслаждением от того, «как плохи мы и как были хороши наши предки»? Сомнительное удовольствие.

        4. Анатолий Гладилин. Первая попытка мемуаров. «Октябрь», № 6.

        Очень странные мемуары, совершенно не дающие того, чего от них ожидаешь. Анатолий Гладилин был крупнейшим идеологическим бойцом времен «холодной войны». Хочется понять, за какие, собственно, идеи он сражался. В гладилинском же тексте – сплошные аппаратные ходы, интриги, расчеты, комбинации, подставы, санкции, запреты, разборки, мелкие хитрости-пакости – и ни одной идеи.

        Вот пример. Юлиан Семенов некогда вывел автора воспоминаний в неприглядном облике «эмигрантского писателя Гадилина». Юлиан вообще-то хороший парень, и выпивать с ним приятно; просто Гладилин долго и упорно засвечивал парнишку как сотрудника КГБ, тогда парнишка взял и в отместку…. ну вы понимаете. И Семенов – профессионал, и Гладилин – профессионал; какие счеты могут быть между профессионалами? Создается впечатление, что повернись номенклатурные созвездия иначе, Семенов с Гладилиным преспокойно поменялись бы местами и успешно функционировали бы – каждый на своем месте; Семенов вещал бы по «Свободе», а Гладилин – писал бы романы о чекистах. Удивительное поколение.

        3. Олег Зоберн. Меганом. Рассказ. «Новый мир», № 6.

        Повествование о поездке в Крым, написанное в бесхитростной манере «что вижу, о том и пою».

        2. Анна Лавриненко. 8 дней до рассвета. Повесть. «Знамя», № 6.

        Владимир Маканин представляет юную писательницу Анну Лавриненко. За писательницу радуешься: чиста, непосредственна, свежо воспринимает мир; вообще молодость – отличная вещь. За Маканина радуешься чуть меньше. За журнал «Знамя» не радуешься совсем; опубликованный текст полностью выдержан в канонах «гламурной девической прозы» – со всеми исходящими последствиями, как-то: лексикон, стилистика, образная система. Можно счесть, что журнал «Знамя» на минуту вообразил себя журналом «Лиза». Правда, непонятно отчего в этом же номере «Знамени» его соредактриса Наталья Иванова обличает гламур. Воистину, левая рука не ведает, что делает правая.

        Тепловой удар (1 балл)

        1.Сергей Солоух. Щук и Хек. Повесть. «Октябрь», № 6.

        Старательная пародия на Аркадия Гайдара. Щук и Хек (читай Чук и Гек) становятся малолетними зеками и гибнут на затопленной барже.

        Зачем это написано? Чтобы деконструировать «советский миф»? «Советский миф» был благополучно деконструирован лет 20 тому назад. Чтобы подложить свинью лично Гайдару? Но Гайдар – при всех его малоприятных качествах – честно отдал свою жизнь за идеалы и потому в заведомо более выигрышном положении, чем пародист. Добавлю: в Интернете мне встречались куда более пронзительные и лаконичные вариации на данную тему. После них текст Солоуха – это «многобукав» и ничего кроме.


        ← На главную страницу Письмо в редакцию Подписка на новости
         
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............