
Победа во Второй Карабахской войне, раздражение от убытков из-за активных боевых действий на Украине вкупе с присягой Анкаре подталкивают Баку к резким шагам.
18 комментариевПобеда во Второй Карабахской войне, раздражение от убытков из-за активных боевых действий на Украине вкупе с присягой Анкаре подталкивают Баку к резким шагам.
18 комментариевНедавний тур певицы Надежды Кадышевой, кстати, уроженки Татарстана, запомнившийся тем, как на ее малой родине поколение «зумеров» лихо отплясывало под хиты вроде «Течет ручей» или «Виновата ли я», показал, что жители республики включены в общерусское культурное поле.
6 комментариевНам никто не обязан, и мы никому не обязаны. Нам предстоит заново и на чисто прагматической основе доказывать бывшим братским народам выгоду и неизбежность хороших отношений с Россией.
31 комментарийЛогику организаторов, исключивших из меню фильмы Венецианского, Роттердамского и Каннского фестивалей, наверное, нужно оставить без комментариев. Как говорится, пригорюнился Иван, а идти-то надо.
О гала-премьерах ММКФ можно писать сразу после публикации расписания: большую часть фильмов уже где-нибудь показали.
Сила искусства
![]() Кадр из фильма «Самый быстрый «Индиан» (www.imdb.com) |
«The World’s Fastes Indian» – не исключение, а «Самый быстрый «Индиан» плохо склоняется по-русски. Что нам известно о Новой Зеландии? Что туда бесконечно долго лететь, что по виноградникам бродят пингвины, поэтам платят компании, производящие молоко, население страны – около четырех миллионов и все они снялись в массовке «Властелина колец». Остальное – в энциклопедии.
Тем не менее новозеландец Роджер Доналдсон уже в 1971 году снял документальный фильм о национальном герое Бёрте Монро, установившем рекорд скорости на мотоцикле, собранном вручную чуть ли не из пищевых отходов. Спустя 35 лет тот же Роджер Доналдсон снял художественный фильм о том же, но уже покойном Бёрте Монро.
Монро сыграл Энтони Хопкинс, и, кажется, это одна из лучших его ролей. До последней минуты – блестящий моноспектакль, который можно перенести на сцену, исключив прочих персонажей и мотоцикл. Для этой роли Хопкинс выучился не только ужасному новозеландскому акценту, но и специфическому произношению прототипа. В целом фильм – это неторопливо разворачивающаяся драма о веселом безумии, передающемся воздушно-капельным путем. Можно показывать детям, а если потом они увлекутся мотоспортом или станут писать под лимонное дерево – так это всепобеждающая сила искусства.
Конкурс и перспективы
![]() Кадр из фильма «Сколько ты стоишь?» (www.kinomania.ru) |
Французский режиссер Бертран Блие получил диплом провокатора в 1973 году, когда по собственному роману снял фильм «Вальсирующие», открывший миру Депардье, Миу-Миу и кухонную риторику сексуальной революции. С тех пор изменилось не многое – в картине «How Much Do You Love Me», в русском переводе оказавшейся романтическим вопросом «Сколько ты стоишь?», режиссер продолжает полемику с социальной мифологией тридцатилетней свежести. История Золушки: мелкий клерк, якобы выигравший в лотерею, предлагает усталой проститутке имитировать жену за впечатляющее материальное вознаграждение. Девушка профессионально интересуется деньгами, а вместо этого получает большое человеческое счастье. Унылый сюжет скрашивают появления водевильного гангстера-Депардье и диалоги вида:
- Она же шлюха!
- А ты кто?
- А я моложе.
И фрагменты «Кармен».
Моника Беллуччи обнажает рубенсовскую прелесть, драматически восклицает «я – проститутка!» и вполне способна олицетворять плодородие в небольшой стране. Фильм включен в конкурсную программу и будет интересен тому неизменно широкому кругу зрителей, которому внушает оптимизм откровение, что у барышни под шубой может не оказаться трусов.
«Велосипед» испанца Зигфрида Монлеона – уютная история о том, как добывать счастье из социальной активности. О режиссере не известно ничего – молод, перспективен, без особого блеска представлен на нескольких локальных фестивалях. Комическая ужимка – угон в финале надоевшего всем велосипеда – отсылает к Витторио де Сике, чем исчерпываются попытки встроиться в «великий» кинематограф путем цитирования.
Персонажи двух возрастных и социальных категорий – пенсионеры и студенты – сходятся в готовности бороться за светлые идеалы защиты окружающей среды, антиглобализации, чтобы во дворах – лавочки, следующая остановка – «Пляж» и чтобы «девятка» ходила как раньше, а не как сейчас. Студенты путают Маркса с Че Геварой, старички выпивают за Республику. Только 12-летний мальчик, преследуя корыстную цель понравиться девушке, развозит кокаин и мечтает о BMW. Все, как следует из названия, на велосипедах.
Если присмотреться внимательнее, фильм можно было бы вдвое улучшить, убрав половину диалогов – назидательных и убийственно-серьезных, все замирания камеры над тенью велоколеса – кто не фиксировал это чудо своим первым фотоаппаратом? – и значительную часть пейзажей с волнующимися кронами деревьев. Но, как учит Гринуэй, все это легко проделать при помощи ремот-контроля. «Велосипед» показывают в программе «Перспективы».
Сумма впечатлений
![]() Кадр из фильма «Restart» (www.restartfilm.com) |
Со следующих трех фильмов я, признаться, ушла. Конкурсный «Самурай, которого я любила» начинается протяжной японской музыкой и панорамой рисового поля. Затем несколько сцен самурайского быта, встреча главных героев (разнополых) у ручья, спортшкола, юноши на ветвях дерева обсуждают будущее. До титра «завтра была война» досидеть не удалось.
Чешско-финский «Restart» исследует случай невроза. Вероятно, от отчаяния перед сложностью темы авторы воспользовались всем технологическим арсеналом – фильтры, ручная камера, рваный монтаж, мхатовская игра. Тушь течет, истерические фантазии героини постепенно актуализируются, финальная сцена на кладбище. Тоже «Перспектива».
Нильс Тавернье, с 18 лет играющий в костюмированных драмах, представлен в программе «Перспективы» своим первым полнометражным фильмом «Аврора». Из вступительной речи удалось заключить, что кино снималось 7 лет и если в зале есть зрители, не любящие танцы и/или не настроенные романтически, то им лучше незамедлительно покинуть помещение.
Следовало прислушаться. Девочка танцует на лужайке, принцы-принцессы, сновидения, начала аполлонического, инцест остался нереализованной возможностью, пленка антикварная, декорации получены в наследство. Возвращаюсь в зал к финалу – девочка танцует под ту же музыку, теперь в облаках.
Сумма впечатлений к концу третьего дня фестиваля более всего соответствует дневниковой записи французского путешественника XVIII века, оказавшегося в России: «Бесконечные унылые поля, а вечером – балет».