Взгляд
26 сентября, понедельник  |  Последнее обновление — 13:12  |  vz.ru
Разделы

Фронт должен опираться на тылы

Герман Садулаев
Герман Садулаев, писатель, публицист
Именно для этого нужна мобилизация резервистов – чтобы насытить войсками тылы. Вряд ли вновь созданные из мобилизованных граждан части сразу отправят штурмовать позиции противника. Для этого продолжают наращивать кадровые войска. Подробности...

Как отбивали Харьков в Великую Отечественную

Тимур Шерзад
Тимур Шерзад, журналист
Потеря Харькова означала чувствительный удар по советской промышленности, а его обретение обратно дало бы масштабный, хоть и не мгновенный, прирост военного производства. Это понимали как русские, так и немцы. Подробности...

С какими словами Россия вступала в битвы

Алексей Зензинов
Алексей Зензинов, сценарист, драматург
Сталинские слова «братья и сестры» сделали для Победы больше, чем все американские поставки по ленд-лизу. Не нужно было говорить или писать: «Мы, Божией милостью самодержец…» – жизнь дала другие, созвучные времени формулировки. Подробности...
Обсуждение: 19 комментариев

На бывшей Украине проходят референдумы о вступлении в состав России

В пятницу в Донецкой и Луганской народных республиках, а также на освобожденных территориях Херсонской и Запорожской областей начались референдумы о вступлении в состав России. Участники голосования уверены, что мир может принести только Россия. Голосование продлится по 27 сентября
Подробности...

В Австралии прошли акции протеста против британской монархии

По всей Австралии, которая входит в состав Британского Содружества и где формально главой государства является король Великобритании, прошли акции протеста против монархии и, как говорят организаторы, расистского колониального империализма. В Мельбурне состоялась самая массовая акция – на улицы вышли тысячи людей
Подробности...

В Лондоне прошли похороны Елизаветы II

В Лондоне прошли похороны королевы Соединенного Королевства Елизаветы II, умершей 8 сентября в возрасте 96 лет. После государственной панихиды в Вестминстерском аббатстве катафалк направился через центр британской столицы в Виндзорский замок.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...
19:30
собственная новость

Названы сроки создания модельных библиотек в Ставрополье

Модельные библиотеки откроют в Благодарненском, Георгиевском и Левокумском округах Ставрополья в 2022 году по нацпроекту «Культура», сообщила министр культуры края Татьяна Лихачева.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Расстрелявший детей в школе Ижевска преступник был одет в толстовку со свастикой

    Главная тема


    ЕС обрекает себя на деиндустриализацию

    «угрозы возмездия»


    Запад придумал «наказание» для России за «ядерный удар» по Украине

    «стали опорой Родины»


    Бизнесмен Пригожин рассказал о создании группы «Вагнер»

    «нет предателей»


    Посол РФ в Канаде отказался поступать «не по-русски»

    Видео

    депутат-доброволец


    Милонов: «Под Попасной я воевал досыльником на гаубице»

    Бомба замедленного действия


    Как Сталин спасал от распада Советский Союз

    советский потенциал


    Наследие СССР поможет Грузии наладить выпуск беспилотников

    протесты оппозиции


    Ослабевший Иран проходит испытание на прочность

    настоящая история


    Как Россия сберегла свой ядерный щит

    выкарабкаться из кризиса


    Ирина Алкснис: Суверенитет и непрерывность истории – две главные ценности президента Путина

    новая реальность


    Геворг Мирзаян: Запад лишается иллюзий относительно СВО

    смена стратегии


    Владислав Исаев: Москва показала Киеву краешек своей колоды козырей

    на ваш взгляд


    Среди ваших знакомых есть люди, получившие повестки в рамках объявленной частичной мобилизации?

    Пространство Генделя

    Сцена из оперы  «Тамерлан» в постановке Пьера Ауди
       10 ноября 2005, 14:54
    Текст: Светлана Храмова

    Во-первых, оперы Генделя ставятся сейчас крайне редко. Достаточно протяженные, они требуют совершенно особой вокальной техники и соответствующего по составу оркестра. Во-вторых, громоздкие, неповоротливые сюжетные линии по канонам итальянской оперы-сериа делают замыслы таких постановок трудновыполнимыми.

    Режиссер обоих спектаклей Пьер Ауди (родился в Бейруте, вырос в Париже, работал как режиссер оперных и драматических спектаклей в Лондоне, а с 1988 года – арт-директор Нидерландской оперы) считает, что голландская публика неординарна и тонко чувствует стиль постановки в целом. Все виды хореографических перфомансов, визуальных искусств, новые формы кинематографа пользуются в Амстердаме огромной популярностью, вкусы аудитории здесь сформированы очень своеобразно. Сегодня приходят в оперу отнюдь не старушки в старомодных шляпках. В зале люди разных возрастов, всегда много молодежи. Оживление жанра достигалось не упрощением репертуара, а разнообразием и даже, пожалуй, мужеством режиссуры.

    Два спектакля почти лишены оформления. Декорации в них едины. Магическая любовь на волшебном острове Альчины и страсти в тамерлановом дворце равно и скупо обрамлены только боковыми декорациями в однотонной гамме. Все костюмы лаконичны, просты и стилистически едины. Зрителю дается намек на время создания опер – и возможность наслаждаться подчеркнуто изящной картинкой в пастельных тонах. «Я стремлюсь сводить технологию оформления к минимуму. Эмоциональное состояние постановок выходит на первый план», – говорит Пьер Ауди.

    Музыка оперного барокко

    Сцена из оперы «Альчина» в постановке Пьера Ауди
    Сцена из оперы «Альчина» в постановке Пьера Ауди

    Дирижировать опусами Генделя приглашен французский дирижер и клавесинист Кристоф Руссе вместе с созданным им в 1991 году ансамблем старинной музыки «Ле Талон Лирик». В свои сорок четыре года Кристоф выглядит молодым музыкантом – и не только потому, что он темноволос, романтически кудряв и подтянут. Сама его дирижерская манера до сих пор по-мальчишечьи задорна. Он полон энергии и искрящегося энтузиазма. Успевая услышать дыхание каждого певца и понять настроение первой скрипки своего оркестра, дирижерские функции он совмещает с игрой на клавесине. Ни на секунду не теряя темпо-ритма развития оркестровой фразы.

    Он улыбчив, легок и удивительно талантлив. Под взмахами его рук музыка Генделя оживала, звучала современно и решительно. Кристоф легко и непринужденно привел в движение корабль оперного барокко, поведя за собой и оркестр, и певцов.

    Большому кораблю...

    Рисунок мизансцен, напоминающих старинный танец, делает постановки изящными и легкими
    Рисунок мизансцен, напоминающих старинный танец, делает постановки изящными и легкими

    И корабль поплыл. Взаимоотношения героев становятся главным в контексте спектаклей. Диалоги, состоящие из длинных арий, требуют от певцов настоящего артистизма. Мощь генделевской музыки заставляет забыть, что в операх практически нет украшений в качестве дуэтов и ансамблей. Рисунок мизансцен, напоминающих старинный танец, делает постановки изящными и легкими. Благодаря точному выбору исполнителей, обладающих прекрасными голосами и драматическим талантом, условность жанра постепенно перестает ощущаться – созданы сильные живые характеры.

    Пьер Ауди в восторге от тех, кто поет вечера генделевской оперы в Амстердаме. Певцы с таким репертуаром и, что очень важно, способные быть в нем органичными, отобраны и приглашены из Германии, Швеции, Франции, Италии США. «Это уже много раз проверенная, работающая традиция музыкального интернационального содружества – делать музыку с лучшими в той или иной партии. Оперы Генделя настолько сложны, требуют от исполнителя соединения многих качеств, наличия специальной школы, прекрасной физической формы, даже просто внешней привлекательности – иначе о каком интересе к жанру мы можем говорить?! Это театр прежде всего, где нужны убедительные сценические образы».

    Воплощением идеи потерянного рая стала «Альчина» в блистательном интернациональном ансамбле вокалистов-исполнителей. Потрясали простые человеческие интонации в арии Альчины, потерявшей и свою волшебную силу, и возлюбленного. Певица из Германии Кристина Шейфер (сопрано), много занятая в репертуаре Национальной оперы в Париже, в Нью-Йоркской «Метрополитен Опера», сыграла драму покинутой женщины, заставляя вспомнить вполне современные настроения атональной монооперы Ф. Пуленка «Человеческий голос». Чары развеяны, истинные влюбленные соединились вновь, но пустота неожиданно авангардного решения третьего акта подчеркивает, что реальная жизнь вне магии волшебного острова не так уж и безмятежна.

    Тезис и антитезис

    комичность положений перечеркивается знаменитой сценой смерти униженного турецкого султана Баязета
    комичность положений перечеркивается знаменитой сценой смерти униженного турецкого султана Баязета

    «Альчина» написана в 1836 году, это одна из последних докризисных опер Генделя. «Тамерлан» относится к ранним 20-м годам, композитор честолюбив, молод, дерзок. И в опере мы слышим могучую генделевскую энергию, образы красочны, полны жизни. Взаимоотношения героев запутаны, как в телесериале, они то собираются пережениться, то наперебой грозят покончить с собой.

    Вся эта комичность положений перечеркивается знаменитой сценой смерти униженного турецкого султана Баязета, которого играет американский тенор Брюс Форд. Певец наделен сильным голосом и незауряднейшим талантом драматического актера. Образ, им созданный, цементирует оперный спектакль, придает ему колорит и мощь.

    Гендель мало заботился об обязательности хэппи-энда в концепции оперы-сериа. Две свадьбы в финале «Тамерлана» формально вносят некое умиротворение, но композитор по сути написал трагедию, он – гений, и рамки жанра его заботили мало. Рамки строгого соответствия времени создания опер постановщиками тоже нарушаются. В «Альчине», увиденой сквозь призму канонов барокко, вдруг появляется любовная сцена с совсем уж романтическими касаниями во время любовного диалога, постимпрессионистски решены балетные сцены...

    Потому оперные спектакли и стали подлинным откровением, потому зрительный зал был полон все две премьерных недели. И каждый четырехчасовой спектакль заканчивался восторженными овациями.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •