Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
8 комментариевСергей Худиев: Об отношении к приходящим в себя
В последнее время ряд людей, бывших горячими адептами Майдана, начинают выражать сильные сомнения в его благотворности или даже раскаиваться в своем участии. Нам стоит подумать, как реагировать на это.
Реакция, которая выдается на это «по умолчанию», не является ни мудрой, ни полезной.
Я приведу один из недавних примеров: пост в Фейсбуке бывшей волонтерки «Правого сектора*» и горячей сторонницы Майдана Евгении Бильченко, в котором она (не в первый раз) выражает сожаление о своих предыдущих действиях:
«Мы – лузеры. И вот я сижу назло всем бесам в майке с Че и понимаю: мы лузеры, потому что никто не знает о том, что мы были и еще живы. Первые революционеры, которые хотели свободы, а не гражданской войны, диалога, а не русофобии, люстрации, а не коррупции. Да, вина моя велика. Но не перед теми, которые хотят загнать Украину во второй лагерь. А перед самой Украиной. Это наша коллективная вина».
Она не одна такая; просто остановлюсь на этом примере.
Понятно, когда патриоты Украины тут же заявляют, что выражать сомнения и тягостные раздумия по поводу плодов Майдана можно исключительно по заданию и за деньги Кремля. Предполагается, что прийти от этих плодов в уныние по собственной инициативе и бесплатно решительно невозможно.
Люди эмоционально и материально вложились в Майдан и все постмайданные события, а им дают понять, что все это зря (фото: Андрей СтенинЭ/РИА Новости)
|
Понятны все эти задыхающиеся от ненависти комментарии с пожеланием убираться в Москву или совершить самоубийство – люди эмоционально и материально вложились в Майдан и все постмайданные события, а им дают понять, что все это зря.
Да и испуганное желание при всяком случае демонстрировать свою лояльность – «не бейте меня, я свой!» – вносит свою долю.
Менее понятно – и более огорчительно – обилие ненавидящих комментариев с другой стороны, со стороны противников Майдана и нынешних украинских властей.
Бедной Евгении предъявляют претензии по поводу всего, что можно инкриминировать тем самым майданным патриотам, ненависть которых она на себя навлекла.
И крики «москалей на ножи» – как будто она их когда-нибудь издавала, и «горловскую мадонну», как будто это она выпустила тот снаряд.
Причем большинство из таких комментариев пишется не из Донецка или Луганска, так, что их можно было бы списать на лично пережитое людьми страдание, а из Москвы и других вполне мирных и безопасных мест.
Про всех, кто публично засомневался в благости Майдана, сами противники Майдана пишут, как про Евгению, в самых уничижительных выражениях. «Разыгрывает прозрение», «поздно каяться, мразь», «боятся отвечать за содеянное» и так далее.
Такое поведение называют «переобуванием в полете», и этот оборот носит резко негативный характер.
Предполагается, что у человека нет разума, совести, способности к рефлексии, нет и не может быть искренних, хотя бы и ложных, убеждений, и если он (или она) признает свои прошлые ошибки, как-то меняет свою позицию, это может быть продиктовано только самыми низкими соображениями – желанием приспособиться к меняющимся обстоятельствам ради своей личной выгоды. «При Николае и при Саше мы сохраним доходы наши».
Но на современной Украине любые публичные сомнения в официальном повествовании – «Майдан был лучшим, что случалось за всю нашу историю, никакой гражданской войны нет, а есть только вторгшиеся буряты, ухудшение жизни вызвано агрессией Путина» – не могут принести никаких доходов. Чтобы высказывать такие сомнения, нужна определенная личная смелость.
Большинство людей (на Украине и где бы то ни было еще) склонны к конформизму и обычно разделяют те взгляды, которые разделяет их окружение, начальство на работе и говорящие головы в телевизоре.
Это совершенно естественно – обычному человеку важно уживаться со своими соседями, держаться за свое рабочее место, кормить семью и не навлекать на себя неприятностей.
Искренни ли эти люди? Разумеется.
Психологически человек не в состоянии долго выносить диссонанс между внутренним убеждением и позицией, которую он должен выражать на публике. Очень скоро его убеждения приходят в гармонию с тем, чего от него (насколько он может видеть) ожидают окружающие.
Известная техника «промывки мозгов» на том и работает, что человек, принужденный исповедовать какие-то взгляды, через некоторое время становится их ревностным адептом. Причем давление совершенно не обязательно должно носить характер грубого насилия. Впрочем, в данном случае и на насилие нарваться недолго, чему есть немало примеров.
На этом фоне
люди, которые позволяют себе рефлексировать, сомневаться, выходить за рамки безусловной правоты «своих», – большая редкость, и их мужество следует ценить.
Даже если их уход из стройных рядов противной нам политической стороны еще не означает перехода на нашу. Люди, которые позволяют себе самостоятельные суждения и оценки, уже этим работают на приближение мира.
В условиях конфликта люди инстинктивно делят мир на «своих» и «врагов», и лояльность по отношению к «своим» требует выражать к «врагам» ненависть при каждом удобном случае. Сомнение в правоте своей стороны рассматривается как проявление слабости – а значит, раз враг упал, его надо пинать.
Такое поведение вполне объяснимо. Но это не делает его ни целесообразным, ни сколько-нибудь оправданным.
Зачем пинать и какая от того польза Родине – никто не задумывается.
В итоге мы имеем такое же абсурдное и вредное поведение, как у украинских патриотов, которые своими руками делают что-то чудовищно глупое и нелепое, например, подрывают опоры электропередачи, ведущие в Крым, или настраивают против себя до того нейтральные (или даже лояльные) группы населения и при этом пронзительно восхваляют себя за свою беспримерную любовь к дорогой Родине.
В самом деле, кому можно принести пользу, злобно кляня или высмеивая тех, кто начал приходить в сомнения относительно Майдана и всего, что за ним последовало?
Только пламенным патриотам другой стороны, которые с радостью покажут на это пальцем – все равно вас ненавидят, и будут ненавидеть всегда, так что все должны стоять твердо в своей вере в европейский выбор, злую страну Моксель, Бандеру с Шухевичем и Пентагон с Джавелином.
Есть полушутливая фраза: «если вы не знаете, чего вы хотите добиться, вы, скорее всего, этого и не добьетесь». Очень многих разрушительных поступков можно избежать, просто поставив себе вопрос «зачем я это делаю и чего я хочу этим добиться».Хотим ли мы, чтобы система верований «Майдан – это очень хорошо, а во всех бедах виновата Россия» теряла адептов?
Тогда нам не стоит нападать на тех, кто ее оставляет. Да, они вовсе не становятся горячими сторонниками России. Но они – разумные, способные к рефлексии люди, с которыми возможен диалог.
Хотим ли мы, чтобы общий градус безумия снижался?
Тогда мы должны благожелательно приветствовать людей, обращающихся к здравому смыслу. Тем более что открыто признавать свои ошибки – это редкая и достойная уважения добродетель.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ